Григорович, Иван Константинович, адмирал, морской министр ...
Григорович, Иван Константинович
Григорович, Иван Константинович, адмирал, генерал-адъютант, морской министр (1911 г.), родился 26 января 1853 г., † 1930 г.
Родился в семье контр-адмирала.
По окончании морского училища был произведен в 1874 г. в гардемарины и в следующем году в мичманы.
В 1877 г. прошел курс артиллеийского дела в Кронштадте; в 1878 г., во время войны с Турцией, принял участие в т. наз. Цимбрийской экспедиции в США, целью которой была военная демонстрация на торговых путях Англии для отвлечения её внимания от русско-турецкого театра военных действий (см. "Азия"). Проплавав около года у берегов Америки на крейсере "Забияка", в 1879 г. вернулся в Кронштадт; произведен за отличие в лейтенанты и следующие 2 г. плавал на том же крейсере заграницей.
Состоял: в 1883-86 гг. командиром пароходов "Колдунчик" и "Рыбка" в Кронштадте; 1888-89 гг. флаг-офицером штаба начальника эскадры Тихаго океана; в 1890-91 гг. командиром парохода "Петербург" и старшим офицером фрегата "Герцог Эдинбургский", в 1893 г. в той же должности на корвете "Витязь" и крейсере "Адмирал Корнилов", на котором в 1893-94 гг. плавал за границей; в 1895 г. — командиром клипера "Разбойник" (плавал за границей) и броненосца береговой обороны "Броненосец", а также крейсером «Воевода»; в 1896 г. — минный крейсер "Всадник".
В том же году, в чине капитана 1-го ранга, был назначен морским агентом в Англию, где находился 2 г.; в 1899 г. назначен командиром строющегося за границей, в Тулоне, эскадренного броненосца "Цесаревич"; по окончании постройки в 1903 г. привел корабль в Порт-Артур.
За спасение броненосца, взорванного японцами во время минной атаки 26 января 1904 г., Григорович был награжден мечами к ордену Св. Владимира 3 ст., а затем, 28 марта 1904 г., произведен в контр-адмиралы с назначением командиром Порт-Артура.
В этой должности пробыл всю осаду крепости и награжден орден Св. Станислава 1 ст. с мечами; благодаря в значительной степени административным способностям Григоровича и заведенному им образцовому порядку во всех областях портового хозяйства, флот до конца осады не знал недостатка в угле, материалах снабжения и боевых запасах, которыми порт обильно снабжал не только суда, но и сухопутный фронт крепости.
По окончании войны, в 1905 (по 1906) г., Григорович был назначен начальником штаба Черноморского флота и портов, а в следующем году командиром (1906-11 гг.) Порта Императора Александра III (Либава) и начальник морской обороны Балтийского моря.
Деятельность Григоровича на этом посту, в самый трудный период ликвидации старых портовых порядков, вооружения минных крейсеров, построенных на добровольные пожертвования, и организации службы на новых началах, заслужила всеобщую признательность плавающего флота: Григорович на деле проводил столь необходимое в интересах службы, но непривычное у нас начало — не флот для порта, а порт для флота.
Обратив на себя внимание высшего морского начальства рядом энергичных мер по приведению в порядок хозяйства в порту Императора Александра III, Григорович в 1908 г. был назначен на ответственный пост главного командира Кронштадского порта и военного губернатора Кронштадта; проявив себя и здесь таким же талантливым администром. Григорович, по приглашению морского министра, контр-адмирала Воеводского, в 1909 г. занял место товарища министра, 11 марта 1911 г. назначен морским министром и сразу же произведен в адмиралы.
С ноября 1911 г. — морской министр, руководил разработкой и выполнением программы судостроения. Член Государственного совета.
После Февральской революции 1917 г. отстранен от должности.
В 1918-24 гг. работал в морской исторической комиссии, в морском архиве.
Осенью 1924 г. выехал на лечение во Францию и не вернулся. Жил и умер в г. Ментон.
Автор книги «Воспоминания бывшего морского министра».
В 2005 г. прах вернули в Россию и упокоили в родовом склепе на кладбище Александро-Невской лавры.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.