Под Тверью обнаружены обломки двух советских бомбардировщиков
В эти последние дни настоящей золотой осени в 250 километрах к западу от Москвы энтузиасты-поисковики завершают свою непростую работу в одной из «точек», где сохранились неизвестные до сей поры реликвии времен Великой Отечественной войны. Подо Ржевом удалось раскопать фрагменты советских бомбардировщиков, сбитых здесь в 1942 году.
На месте крушения – неподалеку от деревни Дешовки Ржевского района Тверской области с 12 октября работают специалисты Ржевской городской общественной организации «Военно-исторический поисковый центр. Память 29-й». Экспедиция проводится под эгидой Российского военно-исторического общества (РВИО) и при поддержке администрации Ржевского района. По результатам предварительных поисков у энтузиастов имелась информация о упавшем здесь 73 года назад советском бомбардировщике Пе-2.
Самолёт Пе-2 (в обиходе его называли еще ласково «Пешка») – пикирующий бомбардировщик, который применялся на передовой для поддержки наземных войск и штурмовки войск противника. Это был самый массовый пикирующий бомбардировщик советского производства. Боевая машина спроектирована КБ Петлякова на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100». Первый испытательный полет состоялся 22 декабря 1939 года, к серийному выпуску приступили в конце 1940-го. Пе-2 начали поступать в воинские части в 1941 году. Эти бомбардировщики активно применялись в частях фронтовой и морской авиации на протяжении всей Великой Отечественной войны с первых ее дней, а также в боях с милитаристской Японией на Дальнем Востоке.
Извлечение уцелевших фрагментов этого погибшего под Дешовками бомбардировщика оказалось делом не простым. Как объяснили поисковики, поскольку при падении «Петляков» пробил водоносный слой почвы и ушел в землю глубже него, то теперь для подъема деталей самолета участникам экспедиции приходилось каждый день откачивать из котлована, вырытого на месте падения крылатой машины, около 6 тонн грунтовых вод, постоянно заливавших раскоп.
Буквально на днях поисковиков ожидал сюрприз. Уже в разгар работ по подъему крупных частей фюзеляжа и двигателей самолета, неподалеку «нащупали» остатки еще одной сбитой «Пешки».
– Нашим экспертам уже удалось установить, что первый из самолетов принадлежал 134-му бомбардировочному авиаполку 285-й бомбардировочной авиадивизии, – рассказал журналистам руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский. – Этот бомбардировщик был сбит в августе 1942 года. Можно предположить, что он был атакован истребителями противника, о чем свидетельствуют многочисленные пулевые пробоины на обшивке деталей самолета. Экипаж самолета вел воздушный бой: боекомплект пулемета самолета израсходован полностью. Однако немецким летчикам все-таки удалось его подбить. «Петляков» загорелся: на одном из поднятых из земли двигателей видны следы пожара. Человеческие останки на месте падения нами не найдены, скорее всего, экипаж успел покинуть подбитую «Пешку».
Принадлежность самолета к конкретной воинской части удалось определить по серийным номерам двух извлеченных из земли двигателей самолета. Так как останки летчиков на месте гибели бомбардировщика обнаружены не были, о судьбе членов этого экипажа поисковики в дальнейшем попытаются узнать из архивных документов и базы данных «Мемориал».
– Что касается второго самолета, то работы по нему еще продолжаются, и сейчас можно сказать лишь, что этот Пе-2 был собран на заводе позже первого и принадлежал другому авиаполку, – продолжил Мачинский. – В настоящий момент специалисты продолжают работу по экспертизе уже извлеченных его останков. Нам известно, что в августе 1942 года в один день, выполняя задание, погибло 8 самолетов Пе-2. Тогда же одной из советских «Пешек» (возможно – как раз обнаруженной нами) был сбит немецкий летчик-ас, имевший на своем боевой счету 74 сбитых самолета и награжденный рыцарским крестом
20 октября место, где долгие десятилетия пролежали в забвении останки советских боевых самолетов, посетил глава администрации Ржевского района Валерий Румянцев. Он поблагодарил поисковиков за их работу и пожелал дальнейших успехов.
– С Российским военно-историческим обществом мы работаем давно и в дальнейшем, планируем укреплять и развивать наше сотрудничество, – заявил Румянцев.
Фрагменты обоих найденных самолетов будут переданы в музей, они могут пригодиться реставраторам для восстановления полностью комплектного экземпляра бомбардировщика Пе-2.