Балканы, горная цепь
Балканы, горная цепь, простирающаяся от восточных границ Сербии до Черного моря; болгары и сербы называют ее Старой планиной, а в древности она называлась Гемос (см. карту Болгарии).
Отроги Балкан проникают и внутрь Сербии, где заканчиваются крутыми отвесными скалами у берегов Дуная, как раз против таких же отвесных скал Карпат, которые подходят к Дунаю с севера, образуя ущелье "Железные Ворота" между Турн-Северином и Ортовою.
Особенность Балкан составляет значительное развитие в длину (до 600 вер.) при малой ширине (всего от 21 до 45 вер.). Главная водораздельная линия, которая пересекается в двух местах реками Большим Искером и Камчиком, разделяет большую част Балкан на два резко различающихся горных ландшафта: к северу горы, по мере спуска в Дунайскую низменность, становятся все более оголенными и пустынными, к югу же они представляются более живописными и более населенными. На Балканах редко встречаются высокие скалистые вершины, и вовсе нет местностей Альпийского характера. Высокие гребни Балкан имеют куполообразные очертания и покрыты пастбищами. Самая высокая вершина Юмрукчал представляет собою обширное пастбище.
Вся Балканская система образует собою соединение от 3 до 7 горных цепей. По своим внешним особенностям и по строению почвы, Балканы делятся на три участка: западный — от р. Тимока, до ущелья р. Большого Искера; средний — от Искерского ущелья до Демир-капу и восточный — от Демир-капу до Черного моря.
Западные или Карпато-Балканы тянутся дугообразно от нижнего Тимока и до р. Большого Искера, направляясь на юго-восток и постепенно развиваясь в ширину. До Берковацкого перевала они имеют вид высокого узкого хребта, начинающегося (как непрерывная цепь) в пределах Сербии от горы Вершка-Чука и достигающего близ перевала св. Николая 4.420 фт. Это так. наз. Кадибогасские Балканы и св. Николая. Далее к югу-востоку они принимают название Чипровецких Балканы, с вершиной Братков Верх (6.220 фт.)
Самая же высокая часть Западных Балкан есть Берковацкие Балканы с вершиною Ком (в 6.447 фт.). Далее хребет несколько понижается, расширяясь и под именем Софийского Балкана образует широкое плато, южный, довольно пологий скат которого обращен к Софийской котловине. К северу от Софийских Балкан разветвляется Врачанские Балканы, образующий своими склонами северную стену Искерского ущелья.
Река Большой Искер, протекая по этому ущелью более 60 вер. (тут же проходит и железная дорога от Плевны в Софию), имеет чрезвычайно крутое падение.
Западные Балканы образованы преимущественно из гранита; частью они обнажены, а частью покрыты густыми буковыми лесами; северные склоны вообще очерчены резче южных.
От главного хребта к северу-востоку отходят длинные, постепенно понижающиеся ветви, служащие водоразделами между притоками Дуная. Западные Балканы вообще трудно проходимы.
На протяжении 75 вер. проложены всего 4 шоссейные дороги, удаленные одна от другой на 10-25 вер., а именно:
1) из Чуприи в Ак-Паланку и Пирот (4.420 фт.), иначе проход св. Николая;
2) из Чупровца в Пирот (два параллельных перевала — 6.220 и 2.970 фт.);
3) из Берковаца в Пирот, (4.760 фт., иначе Берковацский проход) и
4) из Берковаца в Софию, с ветвью от Гинцкого прохода на Пирот.
Кроме того, существует еще несколько вьючных путей долиною Искера в Софию; (3.600 фт.); все они выходят на шоссе, идущее из Софии в Ниш.
В кампанию 1877-78 г.г. в конце декабря Западные Балканы пересекли — сербские армии через св. Николай на Пирот и Софию и через Чупровець на Пирот и Софию и небольшой кавалерийский отряд генерал Арнольди через проход св. Николая и Берковацкий проход на Софию.
- Средние или центральные Балканы, от ущелья р. Большого Искера до перевала Демир-капу, носят различные названия.
К востоку от Искерского ущелья эти Балканы являются в виде двух параллельных кряжей, заканчивающихся крутыми скатами над ущельем р. Бебреша (притока Мал. Искера) и Комарцийской котловиной. Весь хребет носит название Умургаш, по имени своей главной вершины (5.554 фт.).
За истоками р. Бебреша следует Этропольские Балканы, разделяющийся на несколько ветвей. Вершины его достигают до 51/2 тыс. фт. (Баба-гора — 5.883 фт., Шандорник — 5.446 фт.). Продолжением Этропольских Балкан служит Златицкие Балканы с вершиною Свиштиплац (6.212 фт.). Самая высокая часть хребта, собственно Высокая Стара планина находится между двумя большими седловинами Араб-Конакской (между вершинами Умургаш и Шандорник) и Шипкинской, а главную её часть составляет Калоферская и Троянская планина с высочайшей вершиною Большой Юмрукчал (7.805 ф.), переименованная недавно в Фердинандов верх.
Эта последняя часть Балкан имеет вид диких, мало доступных горных масс, особенно с южной стороны; наверху же её находятся прекрасные пастбища; к северу отделяется несколько отрогов, достигающих до Ловчи и Севлиево. От горы Куруджи (5.019 фт.) Балканы, принимая наименование Шипкинских, постепенно понижаются до 3.500 фт. (гора св. Николая у Шипкинского перевала — 4.382 фт.). За Шипкинским следует Травненские Балканы с вершиною Бедек (4.830 фт.). Южный склон этих Балкан имеет вид крутой утесистой стены и делается более пологим только от ущелья речки Маглишки, к востоку от г. Казанлыка.
Следующие за Травненскими Еленский и Сливенские Балканы имеют в некоторых местах всего 3.500 фт.; главная вершина первого — Чемерна, поднимается, однако, до 5.040 фт. Северные склоны, начиная от Шипкинского и кончая Сливенскими Балканами, далеко распространяются на север, наполняя правильными грядами все пространство между притоками: р. Янтры.
Изрезанные реками террасовидные предгорья Центральные Балканы с северной стороны простираются до с. Луковицы, г.г. Ловчи, Севлиева (Сельви), Тырново и Осман-Базара. Но и далее местность сохраняет волнистый характер и представляет ряд постепенно понижающихся к Дунаю террас. Северные склоны Центральных Балкан состоят из меловых формаций, тогда как гребень и южные скаты имеют кристаллическое строение. Вершины гребня, по большей части, обнажены и расположены, преимущественно, в виде куполов.
На северных склонах произрастают густые леса дуба, бука, клёна и вяза; южные же безлесны и только местами в ущельях поросли кустарником.
Общее протяжение Центральных Балкан до 250 вер., при незначительной средней ширине (ок. 15 вер.).
Перевалы на них могут быть разделены на 4 группы:
а) западные, соединяющую верхние бассейны р. Малого Искера и р. Вида с Софийским полем, Златицким плато и верховьями р. Стремы;
б) Троянскую — истоки р. Осмы с верхнею долиною р. Стремы;
в) Тырновскую — верховья р. Янтры с Казанлыкской долиной, и
г) Елено-Сливенскую — притоки р. Янтры с долиною р. Тунджа.
Группу западных перевалов составляют: шоссе из Орхание на Софию Араб-Конакский или Орханийский перевал (3.290 фт.) и вьючные (отчасти и колесные) пути: из Этрополя в Стрыгл (через Бабу-гору — Стрыглский — 4.000 фт.), из Этрополя в г. Златицу (Златицкий — 4.840 фт.), из г. Тетевена в г. Златицу и между г. Тетевен и д. Рахманлы.
Из других путей, едва проходимых, но сыгравших важную роль в войну 1877-78 гг., следует отметить: из с. Лютаково на д. Огойю и д. Яблоницу к д. Кремиковцы и г. Софию (Яблоницкий проход), из с. Врачеша через Умургаш к д. Елешница (Умургашский или Врачешский проход), от с. Врачеш через Умургаш и д. Чурьяк к д. Потоп и от Софийского шоссе на д. Чурьяк к д. Потоп или же к д. Осойце и Ташки-Сену (Чурьякский проход).
Северные пункты путей через перевалы Орхание, Этрополь и Тетевен связаны поперечною (не везде колесною) дорогою; а на южном скате Стрыгл, Златица и Рахманлы соединены хорошею колесною дорогою. Вторая, Троянская группа перевалов, находящаяся в Троянском и Калоферским Балканами: она состоит из двух вьючных дорог: Троян — Рахманлы (Троянов перевал 5.418 фт.), Троян — Карлова (Карловский — 6.170 фт.) и Новое-Село — Калофер (Калоферский или Розалитский — 5.950 фт.); с северной стороны хребта они связаны вьючным путем, а с южным — колесным. Кроме того, имеется еще несколько троп, из которых более известны две: от Карлова по ущелью р. Карловской и от Сопота, мимо монастыря того же названия, к Зеленикскому монастырю и далее на монастырь Успения к Трояну.
Группу Тырновских перевалов составляют: шоссе из Габрова к сел. Шипка (Шипкинский — 4.025 фт.), колесная дорога из Травны в Маглиш (Травненский — 3.150 фт.), колесная дорога от с. Килифор в Хаинкиой (Хаинкиойский — 3.115 фт.) и тропы от с. Зелено-Древо в Софолар и от Габрово в Иметли (Иметлийский — 4.025 фт.). В Елено-Ливенской группе, кроме горных троп, имеются лишь 2 колесных пути: из Елены в Твардицу (Твардицкий пер. или Кредич — 3.990 фт.) и из Старой-реки в Бинкос и Сливно (Истрака — 3600 фт.). В декабре 1877 г. Центральные Балканы пересекли колонны генерала Гурко (Умургаш, Чурьяк, Араб-Конак, Стрыгль, Златица; главные силы — по Чурьякскому и Араб-Конакскому, генерал Карцева по Троянскому, генерал Скобелева 2-го — по Иметлийскому, Радецкого — по Шипкинскому и кн. Святополк-Мирского — по Травненскому.
3) Восточные или Малые Балканы начинаются у Демир-капу и направляются в виде двух водораздельных кряжей, один к р. Дунаю, а другой — к Черному морю. Продольное направление (параллельно Дунаю) обозначается тремя цепями;
а) южн. хребтом, который, отделяясь от Сливенских Балкан, имеет у г. Сливно высоту 3.500 фт. (вершина Матей) и известен там под именем Чатал- Балкан; у г. Карнобада он понижается до 1.500 фт. затем снова поднимается до 2.000 фт. и, пройдя севернее г. Айдоса, подходит к Черному морю, между г. Месемврией и г. Ахиола;
б) средним или главным хребтом, направляющимся от Сливенского горного узла прямо на восток, между обеими рр. Камчиками, под названиями Казан-Балкан, Карнобад-Балкан и Эминэ-Балкан; средняя высота гребня достигает 2.000-2.500 фт.; многочисленные отроги, отходящие к северу, наполняют пространство между Черным морем и нижним Камчиком;
в) наконец, северный хребет, направляясь от Сливенского узла к северу-востоку, нигде не поднимается выше 1.000-1.500 фт.; у Эски-Джумы он резко поворачивает на юго-восток и за г. Эски-Стамбулом входит в связь с поперечным хребтом.
Этот последний, известный под именем Сахар-Балкан, тянется от р. Кючюк-Камчика до левого берега р. Байрам-дерессе.
Другой поперечный отрог идет от Доброла до станции Каспиджан на Рущукско-Варненской железной дороги, окаймляя с востока Шумлинскую равнину. Среди этой равнины, поднимается, в виде подковы, Шумлинское плато, в углублении которого расположен г. Шумла. Пределом распространения горной области Восточных Балкан можно считать линию, проведенную через гг. Осман-Базар, Эски-Джуму, Шумлу и Варну, но и за этой линией тянутся далее к северу пониженные ветви, придавая местности холмистый характер.
Последним отрогом Восточных Балкан служит Дели-Орманский хребет, ограничивающий с юго-запада и юга лесистое пространство, под именем Дели-Орманского леса.
Средняя ширина Малых Балкан около 60 вер. Во многих местах хребет покрыт лесом, за исключением приморской полосы, где он уже сильно вырублен. Большая часть поперечных путей, пересекающих Малые Балканы, направляется от линии крепостей Шумла — Варна на юг к городам Карнобад, Айдос и Месемврия. Но есть пути и вне сферы крепостей, таковы: от Осман-Базара через Котел в Сливно и от Эски-Джумы через Эски-Стамбул в Карнобад; эти последние важны, как кратчайшие между важными стратегическими пунктами — Осман-Базар и Сливно; первый образует узел дорог, соединяющих верховья Янтры, Лома и Камчика, а второй, также узел дорог, командует вместе с тем всею долиною р. Тунджи.
К восточной группе путей (крепостной) относятся следующие: Шумла-Карнобад (одна дорога через с. Драгеево, а другая — через с. Смеядово), Шумла — Айдос, Праводы — Айдос, Варна — Айдос и Варна — Месемврия; а к западной группе принадлежат пути: Эски-Джума, — Осман-Базар, Осман-Базар — Котел, Котел — Сливно, Котел — Карнобад, Эски-Джума — Карнобад и Ямбол; средняя высота перевалов через Малые Балканы — 1.900 фт. (высшая — 3.100, низшая — 1.375 фт.).
В 1829 г. через Малые Балканы перешла русская армия (около 35 тыс.), под начальством Дибича. Разбив при Кулевче великого визиря и заслонившись от Шумлы, Дибич в начале июля перешел Балканы и занял линию Бургас — Айдос — Карнобад — Сливно, откуда затем двинулся на Адрианополь. До тех пор Балканы многими считались непроходимыми. Турки оказали сопротивление только при переправе через р. Камчик; всю тяжесть перехода составляли дурные дороги и жара.
В 1878 г., в январе, Малые Балканы в западной их части перешла колонна генерала бар. Деллинсгаузена. В связи с Центральными Балканами находится Средняя Гора, горный кряж Балкан, который тянется от железно-дорожной станции Ямболя до г. Ихтимана, параллельно главной цепи, соединяясь с нею несколькими невысокими контрфорсами.
Реками Стремою и Топольницею этот кряж разделяется на три части:
а) Восточная Средняя Гора — между Ямболем и Стремою (3.000 фт.),
б) собственно Средняя Гора — между Стремою и Топольницею (4.500 фт.) и
в) Ихтиманские горы — между Топольницею и Искером, которые служат естественною связью между Балканами и горным узлом, расположенным между верховьями рек: Марицы, Искера, Стремы и Нищавы (наиболее высокие части его — горные группы Витота, с вершиною Черный Верх от 7.518 фт. и Рыло, с вершиною Олений Верх — 8.980 фт.).
Посредством этого узла Балканы входят в связь с Родопскими горами, превышающими Балканы (5.000-7.000 фт.), и вообще с другими горами Балканского полуострова (Македонскими и др.), а также с главным водоразделом Эгейского моря и Дуная.
Балканы с сера, а Витот с юга ограничивают Софийскую котловину, расположенную, таким образом, в центре важных горных систем полуострова. Высочайшие точки Балканского хребта нигде не достигают линии вечного снега.
На высоте перевалов снег держится, приблизительно, с начала октября до начала апреля. Эти перевалы, имеющие до 4.000 фт. средней высоты и не более 30 вер. длины, вообще удобопроходимы. Всех перевалов на Балканах насчитывается около тридцати; самые высокие из них находятся на Западных Балканах (Комский и Чноровецкий перевалы).
Наиболее удобным для прохождения в центральной и западной частях Балканского хребта следует признать Орханийский или Араб-Конакский перевал, имеющий всего 8 вер. длины и склоны умеренной крутизны.
Шоссе проходят через следующие перевалы: св. Николая (путь из Виддина и Лом-Паланка в Пирот, Ак-Паланку и Княжевац), Берковацкий (из Софии в Лом-Паланку), Араб-Конакский (из Софии в Плевну), Шипкинский (из Габрово в Казанлык) и Котельский (из Осман-Базара в Карнобад).
Железная дорога проложена через Искерское ущелье и соединяет Плевну с Софией; другая строящаяся линия пройдет через Травненские Балканы — от Тырново к Старой Загоре (Ески-Загра); третью линию предполагается провести через Малые Балканы. Труднейшая для перехода часть Балкан — западная центральных Балкан, особенно от Златицы до Шипки; затем Чупровецкие и Берковацкие Балканы. Значение Балкан, как оборонительной линии, против неприятеля, наступающего с севера, заключается в разобщенности перевалов (среднее удаление 181/2 в.) отдаленных один от другого высокими и трудно проходимыми кряжами, что делает крайне затруднительной взаимную поддержку частей и согласование наступательных действий, тем более, что движение по разным перевалам представляет различающиеся друг от друга трудности, почему и требует особых расчетов для скорости движения колонн (в 1877 году зимою разные колонны и эшелоны отрядов генералов Гурко и Радецкого двигались со скоростью 2-6 вер. в сутки).
Важнейшее же преимущество для обороняющегося заключается в том, что вдоль подошвы южного склона пролегает железная и колесная дороги от Софии до Бургаса; это дает возможность быстро стягивать войска к любому промежуточному пункту.
Действия русских войск в 1877-78 гг. показали, что после надлежащей подготовки Балкан без неодолимых для гор трудностей можно пройти даже в самое суровое время года, лишь бы высота перевала не превышала 4.000 над уровнем моря. Сверх того важно, чтобы перевал вел лишь через один хребет: ведущие через несколько даже и при небольшой абсолютной высоте часто не м. б. отнесены к числу легких (Малые Балканы).
К. Иречек, "Княжество Блгария", две части, Пловдив, 1899 г.; А. Иширков, "Блгария", 1910 г., Военно-статистический обзор княжества Болгарского и стратегическое его значение в случае войны России с Турцией и Австрией, Спб. 1881 г.; Каннитц, Дунайская Болгария; Спб., 1876 г., перевод с немецкого.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!