Фонвизин Михаил Александрович, генерал-майор

Фонвизин Михаил Александрович

(20.8.1787-30.4.1854).

М.А. Фонвизин. 1834 г.  Акварель декабриста Н.А. Бестужева.  Музей личных коллекций (ГМИИ им. А.С. Пушкина) 
М.А. Фонвизин. 1834 г.
Акварель декабриста Н.А. Бестужева.
Музей личных коллекций (ГМИИ им. А.С. Пушкина)

На момент восстания отставной генерал-майор.

Отец — Александр Иванович Фонвизин (1749-1819), подполковник; мать — Екатерина Михайловна NN (1750-1823).

Воспитывался сперва дома, затем в училище св. Петра в Петербурге и в Московском университетском пансионе, слушал лекции в Московском университете.

В службу записан подпрапорщиком в Лейб-Гвардии Преображенский полк — 26.5.1801, вступил в службу подпрапорщиком в Лейб-Гвардии Измайловский полк — 5.12.1803, портупей-прапорщик — 10.1.1804, прапорщик — 1.12.1804, участник войны 1805 (Аустерлиц), подпоручик — 14.11.1806, поручик — 7.11.1808, участвовал в военных действиях в Финляндии во время войны с Швецией 1809-1810 (Аландские острова), назначен адъютантом к генерал- майору А. П. Ермолову: бригадным — 19.2.1812, дивизионным — 2.6.1812, участник Отечественной войны 1812 (Витебск, Смоленск — ранен, награжден орденом Владимира 4 ст. с бантом, Бородино — награжден орденом Анны 2 ст., «посылай партизаном с казачьею командою» из Тарутинского лагеря, Малоярославец — награжден золотой шпагой за храбрость, Красное, Березина), штабс-капитан — 20.1.1813, участник заграничных походов (Люцен, Бауцен — награжден алмазными знаками ордена Анны 2 ст., Кульм, Лейпциг, Бар-сюр-Об, под Бар-сюр-Об ранен, взят в плен и отправлен в Бретань, где участвовал в заговоре пленных и находился до окончания военных действий), награжден прусским орденом За заслуги и Кульмским крестом, капитан — 17.7.1813, полковник — 5.12.1813, прикомандирован к 4 егерский полк для командования им — 1814, командир 37 егерского полка — 1.6. 1815, был с полком на пути в Россию во время высадки Наполеона, вернулся во Францию и участвовал в военных действиях периода так называемых «Ста дней» (блокада Меца и Тионвиля), оставался с полком в составе оккупационного корпуса графа М. С. Воронцова до 1816, командир Перновского гренадерского полка — 22.7.1817, Повелено состоять по армии — 18.10.1817, командирован в оккупационный корпус во Францию — октябрь-декабрь 1817, командир 38 егерского полка — 24.1.1818, переведен с полком во 2 армию (Тульчин) — сентябрь 1819, генерал-майор с назначением командиром 3 бригады 12 пехотной дивизии — 19.2.1820, командир 3 бригады 22 пехотной дивизии — 23.5.1820, поведено состоять по армии — 16. 8.1820, уволен в отставку — 25.12.1822.

Жил в своем подмосковном имении Крюково.

Имел в д. Марьино Коломенского уезда Московской губернии — 73 души, в Калязинском уезде Тверской губ. — 131 душу, в Ряжском уезде Рязанской губ. — 278 душ, в Костромской губ. (нераздельно с братом Иваном) — 1200 душ.

Масон, член московской ложи «Александра Тройственного спасения» (с 1817).

Член Союза спасения и Союза благоденствия (участник Московского заговора 1817, один из инициаторов и руководителей Московского съезда 1821, член Коренного совета), участник подготовки к восстанию в Москве в декабре 1825.

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».
1849–1851 гг.
Писарская копия с авторской правкой.
Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме». 1849–1851 гг.  Писарская копия с авторской правкой.  ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 1.  _______   Размышляя об известной Платоновой республике, по сходстве политической теории Афинского философа с нынешним учением социализма и коммунизма, которые в настоящее время так занимают Европу, угрожая безопасности и спокойствию ее западных государств, я старался припомнить себе все, что читал об этом настоятельном, современном вопросе, и чтобы дать самому себе отчет об нем, вздумал набросать на бумагу мысли мои и сделать некоторые выводы.  Мне кажется, что в системах социализма и коммунизма, которые почти тождественны, нет ничего нового, кроме разве их названия и способа изложения: эти умозрения так же древни, как древен антагонизм между бедными и богатыми, между довольством и нищетою. Социализм и коммунизм стремятся уравнять людей в обладании вещественными благами, и думают того достигнуть уничтожением личного права собственности. Древнейший памятник ограничения этого права находим мы в Пятикнижии: / Левит. XXV, 10-13/. Моисей в учреждении лета покоя Господня – Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме». 1849–1851 гг.  Писарская копия с авторской правкой.  ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 1об.  _______   лета субботнего – лета отпущения, имел, кажется, в виду, что земля, подобно воздуху и воде, не должна быть исключительною, безусловною собственностью некоторых лиц, ибо все земнородные имеют высшее право, живя на ней, посредством труда пользоваться ее благами. Пророк постановил в Израиле, чтобы всякой в порядке времени пятидесятый год все заложенные и проданные имения в течение протекшего пятидесятилетия, также и дома, безвозмездно возвращались семействам, которым принадлежали по первоначальному разделу земли Ханаанской – чтобы все долговые обязательства уничтожались сами собою, чтобы все рабы отпускались на волю и т.д. Этот закон был однако только ограничением, а не уничтожением права собственности.  Идеальная Платонова республика никогда не осуществилась, но в Древней Греции прежде Платона была республика, основанная на коммунистских началах: Спарта или Лакедемон, где по Ликурговым законам Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме». 1849–1851 гг.  Писарская копия с авторской правкой.  ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 2.  _______   все между гражданами было общее: общественное воспитание юношества без участия родителей, общие трапезы, общие земли, рабы, илоты – стеснение индивидуальной свободы и принесение ее в жертву свободе политической.  Был на земле и святый коммунизм: первая Христианская церковь в Иерусалиме1: в ней между братиями христианами все было общее, но не по уложению, а по духу любви и самоотвержения, к которому способны только избранные, облагодатствованные души или отрекшиеся от мира отшельники, заключившиеся добровольно в монастырских стенах, а не целый народ. Доказательство: первые церкви, основанные апостолом Павлом в Сирии, Малой Азии и Греции. Хотя эти церкви состояли из ревностных христиан, служащих для нас  ____________________  1 Кто-то очень остроумно и верно представил в трех словах разницу между христианином Иерусалимской церкви и нынешним коммунистом: первый говорил брату: все мое – твое, а коммунист говорит: все твое – мое. Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме». 1849–1851 гг.  Писарская копия с авторской правкой.  ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 2об.  _______   высокими образцами святой евангельской жизни; однако сам апостол уже не требовал от них отречения от всякой собственности, как такого совершенства в самоотвержении, которое недоступно большинству людей. Нашей падшей природе такое самоотвержение несносно – невыносимо для нее.  В истории видим мы не раз возобновление социалистских и коммунистских теорий, а также и попытки, всегда неудачные, осуществить их1. К первым, кроме Платоновой республики принадлежат: известное творение Томаса Моруса «Утопия», от него все несбыточные теории политические стали называть утопиями, – потом сочинения Мабли, Жан Жака Руссо, и особенно его «Contrat Social». В том же роде: революционные теории Робеспьера, Бабефа, новейшие умозрения Сен-Симонистов, Фурье и его фаланстер, Луи Блан, Прудона, Консидерана, Каабе, Пьера ле Ру и пр.  Попытка воззвать к жизни подобные несбыточные системы представляются еще в XII и XIII веках в еретических сектах.     ____________________  1 Еще в древнем Риме не раз повторялись подобные попытки: аграрные законы.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 1.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 1об.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 2.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 2об.

Размышляя об известной Платоновой республике, по сходстве политической теории Афинского философа с нынешним учением социализма и коммунизма, которые в настоящее время так занимают Европу, угрожая безопасности и спокойствию ее западных государств, я старался припомнить себе все, что читал об этом настоятельном, современном вопросе, и чтобы дать самому себе отчет об нем, вздумал набросать на бумагу мысли мои и сделать некоторые выводы.

Мне кажется, что в системах социализма и коммунизма, которые почти тождественны, нет ничего нового, кроме разве их названия и способа изложения: эти умозрения так же древни, как древен антагонизм между бедными и богатыми, между довольством и нищетою. Социализм и коммунизм стремятся уравнять людей в обладании вещественными благами, и думают того достигнуть уничтожением личного права собственности. Древнейший памятник ограничения этого права находим мы в Пятикнижии: / Левит. XXV, 10-13/. Моисей в учреждении лета покоя Господня –

***
лета субботнего – лета отпущения, имел, кажется, в виду, что земля, подобно воздуху и воде, не должна быть исключительною, безусловною собственностью некоторых лиц, ибо все земнородные имеют высшее право, живя на ней, посредством труда пользоваться ее благами. Пророк постановил в Израиле, чтобы всякой в порядке времени пятидесятый год все заложенные и проданные имения в течение протекшего пятидесятилетия, также и дома, безвозмездно возвращались семействам, которым принадлежали по первоначальному разделу земли Ханаанской – чтобы все долговые обязательства уничтожались сами собою, чтобы все рабы отпускались на волю и т.д. Этот закон был однако только ограничением, а не уничтожением права собственности.

Идеальная Платонова республика никогда не осуществилась, но в Древней Греции прежде Платона была республика, основанная на коммунистских началах: Спарта или Лакедемон, где по Ликурговым законам

***
все между гражданами было общее: общественное воспитание юношества без участия родителей, общие трапезы, общие земли, рабы, илоты – стеснение индивидуальной свободы и принесение ее в жертву свободе политической.

Был на земле и святый коммунизм: первая Христианская церковь в Иерусалиме1: в ней между братиями христианами все было общее, но не по уложению, а по духу любви и самоотвержения, к которому способны только избранные, облагодатствованные души или отрекшиеся от мира отшельники, заключившиеся добровольно в монастырских стенах, а не целый народ. Доказательство: первые церкви, основанные апостолом Павлом в Сирии, Малой Азии и Греции. Хотя эти церкви состояли из ревностных христиан, служащих для нас

____________________

1 Кто-то очень остроумно и верно представил в трех словах разницу между христианином Иерусалимской церкви и нынешним коммунистом: первый говорил брату: все мое – твое, а коммунист говорит: все твое – мое.

***
высокими образцами святой евангельской жизни; однако сам апостол уже не требовал от них отречения от всякой собственности, как такого совершенства в самоотвержении, которое недоступно большинству людей. Нашей падшей природе такое самоотвержение несносно – невыносимо для нее.

В истории видим мы не раз возобновление социалистских и коммунистских теорий, а также и попытки, всегда неудачные, осуществить их1. К первым, кроме Платоновой республики принадлежат: известное творение Томаса Моруса «Утопия», от него все несбыточные теории политические стали называть утопиями, – потом сочинения Мабли, Жан Жака Руссо, и особенно его «Contrat Social». В том же роде: революционные теории Робеспьера, Бабефа, новейшие умозрения Сен-Симонистов, Фурье и его фаланстер, Луи Блан, Прудона, Консидерана, Каабе, Пьера ле Ру и пр.

Попытка воззвать к жизни подобные несбыточные системы представляются еще в XII и XIII веках в еретических сектах.

____________________

1 Еще в древнем Риме не раз повторялись подобные попытки: аграрные законы.

Вступил в общество почти при самом его основании и до 1821-го года был одним из ревностнейших членов. Участвовал в совещании, когда Якушкин вызвался на цареубийство. У него происходили совещания в 1817 году при составлении Устава и в 1821 о мнимом уничтожении общества. В 1822 году, женившись, прекратил было все сношения, но в конце 1825-го года Никита Муравьев сообщил ему о преступном намерении Якубовича, противу чего, однако, Фон-Визин восставал и говорил, что если бы было справедливо, то он не упустил бы уведомить о сем кого-либо из приближенных к государю. Наконец, 19-го декабря Семенов показывал ему письмо Пущина о предпринимаемом возмущении и вслед за тем Якушкин сказал ему, что Муханов так воспламенен, что для спасения мятежников способен и готов убить государя. Он принял несколько членов.

Приказ об аресте — 3.1.1826, арестован в Крюкове — 9.1, доставлен в Петербург в Главный штаб — 11.1, 12.1 переведен в Петропавловскую крепость («присылаемого г [енерал]-майора Фон-Визина посадить, где лучше, но строго, и не давать видеться ни с кем») в № 12 бастион Трубецкого, в мае 1826 показан там же в № 13.

Осужден по IV разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 12 лет, срок сокращен до 8 лет — 22.8.1826.

Отправлен из Петропавловской крепости в Сибирь — 21.1.1827 (приметы: рост 2 арш. 7 6/8 вершков, «лицо белое, круглое, глаза серые, нос средний, немного широковат, волосы на голове и бровях темнорусые и по верхней части головы волос не имеет, а при разговоре на правую сторону рта делается косоватость»), доставлен в Читинский острог — 7.3.1827, поступил в Петровский завод в сентябре 1830.

По указу 8.11.1832 обращен на поселение в Енисейск, прибыл туда — 20.3.1834, разрешено перевести в Красноярск — 3.3.1835, разрешение получено 17.7.1835, выехал из Енисейска не ранее декабря 1835, разрешено перевести в Тобольск — 30.10.1837, прибыл в Тобольск — 6.8.1838, 14.12.1839 безрезультатно ходатайствовал об определении рядовым на Кавказ. Разрешено возвратиться на родину и проживать в имении брата Марьино Бронницкого уезда Московской губернии с учреждением строжайшего полицейского надзора и воспрещением въезда в Москву и Петербург —

13.2.1853, выехал из Тобольска — 15.4.1853, прибыл в Москву — 11.5.1853, отправлен с жандармом в Марьино — 12.5.1853.

Умер в Марьине, похоронен в г. Бронницы у городского собора.

Мемуарист и публицист.

Жена (с сентября 1822) — Наталья Дмитриевна Апухтина (1.4.1803 или 1805 — 10.10.1869, похоронена в Москве в Покровском монастыре, могила не сохранилась), дочь Дмитрия Акимовича Апухтина (1768-1838) и двоюродной сестры М. А. Фонвизина Марьи Павловны Фонвизиной (1779-1842), последовала за мужем в Сибирь, с 1857 во втором браке за декабристом И. И. Пущиным — см.).

Дети: Дмитрий (26.8.1824-30.10. 1850), студент Петербургского университета, петрашевец, † в Одессе в семье П. Н. Поливанова; Михаил (4.2.1826-26.11.1851), отставной подпоручик Лейб-Гвардии Преображенского полка., † в Одессе; родившиеся и умершие в Петровском заводе — Богдан, Иван (1832-1834).

Брат — полковник Иван Александрович Фонвизин (см.).


Название статьи:Фонвизин Михаил Александрович, генерал-майор
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Декабристы. Биографический справочник. М. Наука. 1988
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Алфавит членам бывших злоумышленных тайных обществ и лицам, прикосновенным к делу, произведенному высочайше учрежденною 17-го декабря 1825-го года Следственною Комиссиею составлен 1827-го года, ВД, III, 61-83; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп. 1826 г., д. 61, ч. 74.
Источник изображений:Музей личных коллекций (ГМИИ им. А.С. Пушкина); Росархив
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru