В поисках золотого гроба Рюрика: под Великим Новгородом исследуют уникальный храм
"Все новгородцы знают, что здесь похоронен Рюрик в золотом гробу, но даже уголка от него мы пока не обнаружили", - не отказывает себе в удовольствии пошутить над журналистами член-корреспондент Российской академии наук, начальник археологической экспедиции на Рюриковом городище под Великим Новгородом Владимир Седов.
Настоящая задача ученых, которые второй месяц трудятся в месте, "откуду есть пошла Русская земля", - не найти золотой гроб, а за два года раскрыть фундамент уникальной церкви Благовещения XII века, второго по возрасту каменного храма России после Софийского собора в новгородском Кремле.
К 2018 году руины церкви Благовещения станут одним из экспонатов музейного показа по проекту "Сохранение и использование культурного наследия в России", который реализуется при участии Международного банка реконструкции и развития.
"Русский Парфенон"
Рюриково городище - это полуостров, образованный каналом и рекой Волхов, вытекающей здесь из озера Ильмень. По преданию, именно сюда древние словене пригласили княжить Рюрика. Как говорят историки, было это в IX веке, так что молодых археологов, наполняющих в раскопе ведра землей XII века, от исторического события отделяют три метра глины и столько же столетий, поясняет Седов.
"Цель нашей экспедиции – впервые раскрыть архитектуру этого храма, я бы назвал его "русским Парфеноном". Эти стены видели сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого и его сына, князя Всеволода Псковского, которому храм и посвящен", - продолжает начальник экспедиции.
Необычность работ заключается в том, что спустя примерно два века после 1103 года (точная дата создания церкви Благовещения) древние новгородцы увидели, что прежняя церковь начала рушиться, поэтому решено было построить на ее фундаменте новый храм с тем же названием. По словам Седова, второе здание заняло треть площади предыдущей постройки.
Когда будет закончена консервация "средневекового новодела XIV века", его накроют конструкцией со стеклянной крышей для показа экскурсантам. Предшественницу XII века с фундаментами круглой башни, лестницы, пары стен и апсиды, которые уже достаточно хорошо выступают со дна раскопа, согласно проекту реставраторов, вновь присыплют землей, оставив на поверхности контуры средневековой кладки.
Что находят под землей
Под накрапывающим новгородским дождем десяток студентов и научных сотрудников с помощью кирки и лопаты, кисточек и мастерков расчищают древнюю кладку. С глубины в метр-полтора студентка Юлия Реушенова с факультета истории искусств одного из московских вузов поясняет, что хотела бы в будущем заниматься архитектурой, поэтому решила, что будет здорово, если узнает, из чего эта архитектура состоит изначально. На вопрос, что хотела бы отыскать уникального на этом раскопе, отвечает – себя.
Тем временем рабочий Сергей методично двигает большое сито-грохот, похожее на детские качели, и ловко вынимает из слоя земли кусочек фрески. "Видите, зеленый цвет. Это, наверняка часть росписи", - говорит он и откладывает сантиметровую находку на деревянный планшет. С утра его "улов" небольшой – меньше десятка фрагментов, вчера было в три раза больше, сетует он. Из того, что удалось обнаружить раньше – осколки керамических сосудов, замочки, грузики, шпоры - складывается картина обычной городской культуры XI века.
Однако главная добыча археологов – все-таки куски расписной штукатурки, пролежавшие под фундаментом около 900 лет. Как рассказывает завотделом хранения и изучения археологических коллекций Новгородского музея-заповедника Алексей Андриенко, большинство имеющих научную ценность фресок в этом сезоне происходят именно с этого участка. "Средневековые строители экономно заложили под фундамент новой церкви обломки той, которую сейчас раскапывает экспедиция. Помимо мусора, кирпича и раствора там содержится огромное количество фрагментов настенной живописи. На наиболее крупных можно увидеть росписи ликов и одежды святых или ангелов, возможно, чешуи от Змия, которого любили изображать в сюжете о победе Святого Георгия", - пояснил он.
В единственном в России Центре реставрации монументальной живописи, расположенном в Великом Новгороде, уже приступили к сортировке материалов из раскопа на Рюриковом городище. Как уточняют специалисты, пока о целых композициях из церкви Благовещения говорить рано, однако работа идет быстрее обычного, поскольку им удалось разработать и применить новую, уникальную методику работы с фрагментами фресок.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.