Выставка «Французские генералы в наполеоновских войнах»
Выставка посвящена портретной галерее маршалов и генералов Великой армии, созданной в первой четверти XIX века мастерами французской школы Л. Ф. Обри, Л. Ф. Шароном и П. Мартине. С момента поступления в 1942 году в Государственный исторический музей в составе единой коллекции, состоящей из тридцати шести гравированных портретов французских деятелей, эти произведения печатной графики хранились в разрозненном виде.
Все они составляют иконографию маршалов и генералов наполеоновской эпохи, исполнены во Франции в технике акватинты в 1819-1823 годах и в единой композиции (в рост, на фоне сражений, пейзажа или архитектурных строений, с предметами военной атрибутики в руках).
В Исторический музей гравюры поступили в неполной сохранности - с утратой полей, на которых располагались надписи и обширные экспликации с описанием подвигов портретируемых. Полные гравированные листы были напечатаны в цвете и в черно-белом варианте, имели одинаковый размер доски и полей. Такие листы достаточно редки в российских музейных собраниях.
Портретная галерея французских военачальников была создана, в основном, творческим союзом трех художников: рисовальщика Пьера Мартине (1781-?), живописца и миниатюриста Луи Франсуа Обри (1767-1851) и гравера Луи Франсуа Шарона (1783 - не ранее 1831). Все они в одно время жили в Париже, учились у знаменитых мастеров французской живописи: Свебаха, Изабе, Давида. Но есть в коллекции и единичные листы, исполненные не известными широкому кругу исследователей французскими художниками. Такими, как Эдуар Окар (портрет Массена), Шарль Дюзолшуа (портрет Бертрана) и Ландель (портрет Себастьяни). Датируются листы по дате публикации о продаже. Если информация о конкретном времени исполнения портрета не найдена, произведение датируется первой четвертью XIX века.
Все портреты гравированы акватинтой, художники должны были владеть трудоемкой техникой гравирования на металле. Акватинта - это разновидность офорта. Металлические доски с нанесенным на них рисунком и посыпанные кусочками смолы помещают в печь, нагревают, потом травят кислотой, в конце процесса наносится краска, и гравюра печатается на офортном станке. Получается эффект тонового рисунка, похожего на акварель.
Не всегда можно с легкостью определить, что послужило основой для гравирования того или иного портрета: рисунок, живописное произведение или гравюра. Нам известен художник, написавший оригинальный портрет дивизионного генерала А. Г. Бертрана для гравюры. Это мастер французской школы Шарль Дюзолшуа де Бергамон. В нашей серии военачальников он представлен единственной работой. Генерал изображен в момент подготовки к переходу французских войск через Дунай перед Аспернским сражением (1809).
В январе 1822 года французский ежегодник сообщил о поступлении в продажу восьми гравированных акватинтой портретов, в том числе маршалов Бертье, Бернадота и Келлермана. Следует обратить внимание на позу Келлермана - он изображен сидящим. Из тридцати шести портретируемых сидя или полусидя изображены только четверо: Келлерман, Монтолон, Сульт и Себастьяни. Остальные портреты ростовые.
В 1823 году ежегодник сообщил о поступлении в продажу двух гравированных портретов маршалов Монсея и Периньона.
Французские источники сообщают, что многие портреты генералов были заказаны художникам для серии «Великие капитаны» (Grand captains), исполненной в 1820-1824 годах. Примерно в это же время, а точнее, с конца декабря 1822 по август 1823 года, в Париже издается еще одна серия гравюр Л. Ф. Шарона под общим названием «Славные дела и подвиги» (Actions gloriesuses et faites d`Armes du...). В коллекции Исторического музея также есть несколько экземпляров этой серии.
Обращение к теме иконографии французских военачальников позволило выявить очень интересную серию гравюр, объединенных общим замыслом, узким кругом художников и граверов, временем написания портретов. Отдельные гравюры уже были опубликованы в каталогах, но, как целая серия, эти предметы впервые экспонируются вместе. Из подписей к портретам можно будет узнать биографии генералов и прочесть о сражениях, в которых они принимали участие.
Авторский коллектив выставки:
В.М. Безотосный - д.и.н., зав научно-экспозиционным отделом;
К.Г. Игошин - зав. сектором истории России XIX - начала XX вв.;
Е.М. Букреева - научный сотрудник Отдела изобразительных материалов.
Место выставки: Музей Отечественной войны 1812 года (филиал ГИМ)
Режим работы выставки: Выставка работает согласно графику работы Главного здания музея
Адрес: Пл. Революции 2/3
Вход по билетам в музей
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.