Казаки в Париже в 1814 году глазами французских художников
В сентябре в Музее Отечественной войны 1812 года (Исторический музей) открылась выставка "Казаки в Париже в 1814 году глазами французских художников", на которой представлены графические работы современников-очевидцев, созданные в период нахождения российских войск в Париже, а также награды и предметы вооружения и быта казаков начала XIX века. Выставка будет работать до декабря 2016 года.
18 (30) марта 1814 года под стенами Парижа стояли войска европейских союзников, готовые поставить победную точку в войне с императором Наполеоном. Эти разноплеменные войска в сердце Франции привел российский император Александр I, стоявший в главе государства, чей народ в воображении населения культурного центра Европы тогда представлялись чуть ли не ордой полудиких варваров. Парижане помнили, что еще совсем недавно, в 1812 году, их император Наполеон во главе Великой армии побывал в древней столице России – Москве, оставив там руины и пепелища.
И вот "силою вещей" наступило время ответного визита. Как поведут себя в Париже русские, а особенно казаки, которых называли "полуазиатами-полускифами" и о чьей жестокости и необузданности рассказывали страшные вещи.
Заграничные походы русской армии, завершившие окончательное "поражение неприятеля на собственных полях его", явились блестящей вехой для иррегулярного воинства. По словам известного генерала А.П. Ермолова, казаки стали "удивлением Европы". Популярность среди населения разных стран они завоевали благодаря экзотическому виду, нестандартному поведению в бою и в быту, а также многочисленными стилизованными изображениями, широко растиражированными политическими лубочными изданиями союзников.
Жгучий интерес подогревался и предшествующей наполеоновской пропагандой, рисовавшей казаков в виде дикой азиатской орды свирепых и косматых чудищ. Любопытство заставляло обывателей при вступлении союзных войск в европейские города сбегаться поглазеть на необычно выглядевших казаков. Очень скоро "степные варвары" вошли в моду. Для художников они стали излюбленной натурой для рисования. В художественном оформлении изделий европейской промышленности (фарфор, платки и т. д.) преобладали сюжеты групповых сцен казаков во главе с их атаманом. Самые знатные дома стремились заполучить в гости казачьих начальников. Иностранные офицеры, перешедшие на службу в русскую армию, с гордостью надевали и с особым шиком носили униформу иррегулярных войск. Прусский король, в подражание русской легкой коннице, решил создать в собственной армии подобные части, и форма для них шилась на казачий манер. В Англии всерьез обсуждался проект создания корпуса пикинеров по примеру казачьих полков. Рядовые казаки имели большой успех в среде простолюдинок – даже обладая минимальным запасом иностранных слов, они легко завязывали контакты с женщинами, резко отличаясь поведением в подобных ситуациях от русских солдат и даже офицеров.
19 (31) марта 1814 г. союзные армии торжественно вступили в Париж. В свите Александра I находился и казачий атаман граф М.И. Платов, а императорский конвой составляли казаки Лейб-гвардии Казачьего полка. Все современники отмечали восторженный прием войск союзников парижанами. Казачьи же полки разбили биваки прямо в городском саду на Елисейских полях, а своих коней купали в Сене, привлекая к себе любопытные взоры парижан. Вокруг казачьих временных жилищ всегда толпился всякий люд, бегали дети, а торговцы и торговки предлагали свой товар. На два месяца иррегулярные полки стали едва ли не главной достопримечательностью для жителей города.
Колоритные образы казаков привлекали внимание и многих французских художников, работавших тогда в Париже. Авторство многих рисунков установить трудно, остались лишь упоминания об издательских домах Парижа, в которых трудились французские художники и граверы (В. Шеро, А. Мартине, Женти, Валларди). В их творчестве были запечатлены многие любопытные бытовые зарисовки 1814 г.; их изображения дают весьма полное представление об этой героической странице в истории России и воссоздают образную картину победного завершения эпопеи наполеоновских войн в Париже, передают совершенно необычную атмосферу, воцарившуюся в городе. Живость наблюдений, натурные зарисовки с вниманием к мелочам и передаче деталей, некоторый налет ироничности, смягченный доброй улыбкой, – все это придает рисункам французских художников ни с чем не сравнимое очарование.