Порто-Прайя, сражение при
Порто-Прайя
ПОРТО-ПРАЙЯ, португальский коммерческий порт на о-ве Сант-Яго, в группе о-вов Зеленого мыса. Административный центр колонии и резиденция её губернатора, имеет хорошую естественную гавань без всякого оборудования.
Срочной пароходное сообщение с метрополией; подводный кабель в Порто-Гранде (о-в С.-Винцент).
В Порто-Прайя, на небольшом о-вке Кель, имеется зафрахтованный германским правительством склад угля.
Близ Порто-Прайя 16 апреля 1781 г. произошел морской бой между французскими и английскими отрядами, направлявшимися из Европы к м. Доброй Надежды (см. Англо-французские войны).
Английская эскадра для захвата м. Добр. Надежды состояла из 5 линейных кораблей (I — 74-пуш., I — 64-пуш., III — 50-пуш.), 3 фрегатов и 35 различно вооруженных судов, на которых были войска, под общим начальством коммодора Джонстона.
11 апреля Джонстон пришел в Порто-Прайя и начал наливаться водой. 16 апреля к Порто-Прайя для наливки водой подошел французский отряд Сюффрена, состоявший из 5 линейных кораблей (II — 74-пуш., III — 64-пуш.) и 8 транспортов, на которых было 1000 ч. пехоты и батарея артиллерии.
Сюффрен совершенно не ожидал найти в Порто-Прайя Джонстона, который со своей стороны также мало ожидал появление французов, вследствие чего суда его стояли без всякого строя в различных частях рейда, и линейные корабли так были перемешаны с транспортами, что не могли поддерживать друг друга огнем. В момент подхода французов 1.500 ч. с отряда Джонстона был на берегу.
Перед Сюффреном возник вопрос: что выгоднее — продолжать ли путь к м. Доброй Надежды, или напасть на англичан и нанести им такие серьезные повреждения, которные могли совершенно остановить их дальнейшее движение. Сюффрен решил пренебречь тем, что англичане стояли на нейтральном рейде, и выбрал 2-е, более рискованное решение; не уменьшая парусов, он продолжал свой путь на рейд, сделав сигнал линейным кораблям приготовиться к бою на якоре, а транспортам — лечь в дрейф и ожидать его в море.
Чтобы не дать опомниться англичанам, Сюффрен не стал ждать своих плохих ходоков, и в 101/4 ч. утра вошел на рейд только в сопровождении одного корабля, Annibal.
Командир последнего даже представить себе не мог, чтобы вступить в бой на нейтральном рейде, а потому, приняв сигнал Сюффрена, как формальную предосторожность, он не приказал готовить батареи к бою, а напротив, разрешил достать из трюма бочки для наливки водой и завалить ими нераскрепленные орудия.
Велико было его удивление, когда он увидел, что адмиральский корабль вошел в самую гущу английских судов, стал на якорь против 1-го английского линейного корабля, и открыл огонь с обоих бортов. Англичане немедленно начали отвечать, и Annibal был осыпан снарядами, не имея возможности сделать ни одного выстрела. Но все же он продолжал двигаться вперед, стал на якорь впереди адмирала и, освобождая и раскрепляя свои орудия под сосредоточенным неприятельским огнем, принял участие в бою.
3-й французский корабль тоже подошел к одному из английских линейных кораблей, но в момент постановки на якорь, был убит его командир, вследствие чего произошло замешатальство, якорь не был отдан, корабль навалил на один из вооруженных транспортов, сорвал его с якоря, и вместе с ним увалил под ветер к выходу с рейда.
Два остальных французских корабля не могли выбраться на ветер, а потому прошли от места стоянки английских судов в значительном расстоянии, с которого их огонь был мало действителен. Положение Сюффрена становилось критическим.
На Annibal’е повалились грот и бизань-мачты, и снаряды сыпались на два французских корабля со всех сторон, а на помощь своих кораблей надеяться было нельзя, т. к. они находились под ветром. В виду этого Сюффрен приказал обрубить канат и вышел из сферы обстрела англичан.
Annibal последовал его примеру; но только что он поспел завернуть нос к выходу, упала его последяя мачта, и его вынесло с рейда в совершенно безпомощном состоянии; тут его поспели взять на буксир.
Джонстон имел теперь полную возможность обрушиться на разрозненные французские корабли, но для этого надо было действовать немедля. А он не нашел ничего лучшого, как собрать военный совет и только после него приказал сниматься с якоря и преследовать французов. Но те уже были на значительном расстоянии, и нагнать их м. было не ранее ночи; выходя с рейда, Джонстон позабыл назначить своим транспортам рандеву на случай, если бы погоня увлекла его слишком далеко. Все это привело к тому, что он прекратил погоню, вернулся на рейд и пробыл в Порто-Прайя еще 2 недели. А Сюффрен, исправив повреждение в море, немедленно двинулся дальше и выполнил поставленную ему задачу — снабдить м. Добр. Надежды гарнизоном до прибытия туда англичан.
Т. обр., несмотря на тактическую неудачу боя, происшедшую не по его вине, Сюффрен одержал стратегическую победу над англичанами; этот успех должен быть приписан всецело быстрой решимости французского адмирала, сумевшего использовать внезапность.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!