Палубы, виды, устройство

Палубы

Палубы на кораблях парусного флота имели следующие названия: верхняя Палуба или опер-дек (upper deck), ниже её главная Палуба (main deck), затем средняя Палуба (middle gun-deck), нижняя Палуба (lower deck, или gun-deck).

Ниже следовала подводная Палуба, называвшаяся кубрик или орлоп-дек (orlop-deck).

Выше верхней Палубы на некоторых судах устраивалась навесная Палуба, или спардек, а в оконечностях верхней Палубы всегда имелись Палубы: полубак в носу и полуют в корме.

Орудия размещались на средней и нижней Палубе, которые поэтому и назывались гон-деками (от gun — орудие); в 3-дечных Кораблях орудия ставились еще на главной Палубе и частью на верхней Палубе.

Орлоп-дек назывался также жилой Палубой, т. к. там устраивались жилые помещения, хотя частью переносили их и на гон-дек.

Верхняя Палуба делилась на 4 части: между фок и грот-мачтами шкафут, между грот и бизань-мачтами шканцы, далее в корму ют, а от фок-мачты в нос — бак; эти названия сохранились и до сих пор.

На современных военных судах число Палуб сокращено до трех: верхняя, средняя (называемая также батарейной) и нижняя или жилая; на легких крейсерах и миноносцах средняя Палуба отсутствует.

Под нижней Палубой современных судов сплошных Палуб нет, т. к. большая часть трюма отводится под котлы, машины и башни; но местами имеются настилы, расположенные в один или несколько ярусов и называемые кубриком, верхней и нижней платформами. Над верхнею Палубу в некоторых случаях делается легкая навесная Палуба или спардек, располагаемая обыкновенно не по всей длине Корабля, чтобы не мешать обстрелу башенных орудий.

Пространство под навесной Палубой утилизируется для жилья офицеров и команды; на средней Палубе, занятой, гл. обр., вспомогательной артиллерией, устраивают также несколько жилых помещений. Нижнюю Палуба, кубрик и платформы занимают разные судовые механизмы, устройства и погреба; нередко, однако, из-за недостатка места приходится там устраивать и жилые помещения для команды, несмотря на не вполне удовлетворительные в гигиеническом отношении условия жизни.

Палуба современных военных судов делаются исключительно из стальных листов (см. Железное судостроение), причем некоторые из них бронируются (см. Броневая палуба и Бронирование). С появлением воздушного флота вопрос о бронировании верхних Палуб получил особую важность; предпринятые в этом отношении шаги держатся в строгом секрете, но есть основания думать, что толщина настилки верхних Палуб дошла уже до 3 дм.

Заклепочное соединение стыков листов верхней Палубы делается весьма солидное, обыкновенно 3-рядное и на двойных планках, в виду особого значения верхней Палубы для продольной крепости всего Корабля. Обращают также должное в этом отношении внимание и на среднюю Палубу.

Для изоляции судовых помещений от тепла и холода Палуба покрывают сверху деревом, линолеумом или разными патентованными массами; покрытия эти служат также для выравнивания поверхности Палуба, над которой выступают сверху стыковые планки, головки заклепок и проч. Дерево настилается на Палубе в виде досок, толщиною от 2 до 3 дм. и шириною от 3 до 6 дм.; крепятся они к стальной настилке Палубы железными болтами.

Для настилки употребляются гл. обр. сосна, американская сосна (pitsh pine) и тик; доски д. быть без заболоки, сучков и древесной сердцевины.

Недавно предложена паркетная система деревянного покрытия, где болтами крепятся только доски, положенные поперек Палубы в расстоянии около 4 фт., а между ними загоняются короткие продольные доски, крепящиеся только к поперечным доскам помощью медных планок.

Вдоль бортов, вокруг больших люков и выгородок кладутся доски толще остальных на ?—? -дм., называемые ватервейсом.

Под орудиями, шпилями и разными механизмами также настилаются утолщённые доски, а под якорными цепями от шпиля до клюза деревянная настилка обшивается еще сверху листами железа для предохранения Палубы от изнашивания.

Линолеум и разные патентованные массы (лапидит, шведская мастика и проч.) не так практичны, как дерево, ибо легко трескаются и отстают от стальной настилки Палубы, хотя некоторые из них и менее теплопроводны, чем дерево.

Линолеум наклеивается раствором шеллака на древесном спирте и обводится по краям медными планками; лапидит и прочие мастики намазываются в жидком виде и просушиваются.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Палубы, виды, устройство"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Бак, передняя часть верхней палубы
  • - Батарейная палуба
  • - Спардек
  • - Батарея корабельная
  • - Полубимс
  • - ПЕНТЕКОНТОРА
  • - БАШЕННАЯ УСТАНОВКА
  • - ВОДОБРОННОЕ СУДНО


  • Название статьи: Палубы, виды, устройство


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru