Паника

Паника

Паника, психическая зараза, эпидемия страха, охватывающая группу лиц, вследствие внушенной мысли о неминуем. опасности.

Панике подвержены всякого рода массовые группы: армия, толпа и т. п.

Почвой для Паники служит душевное состояние, присущее людям при нахождении в группах и характеризуемое легкой возбудимостью чувств. Внушаемость массы значительно превышает внушаемость отдельного лиц. Вот почему всякие чувства в толпе достигают большого подъема и страх принимает характер Паники.

Люди, находясь в толпе, легко передают свои чувства другим, подвергаясь, в свою очередь, их психическому воздействию, пока, наконец, не установится некоторое определенное настроение, поглощающее отдельных лиц. Некоторые исследователи утверждают, что сила личности обратно пропорциональна числу соединенных людей. Не менее важным для объяснения Паники является закон специальной внушаемости толпы, сущность которого заключается в том, что одно внушение не производит на толпу никакого действия, другое внушение, наоборот, вызывает в толпе огромный взрыв чувств; наконец, вполне определенное внушение м. вызвать последствия совершенно противоположного характера, чем те, проявления которых желал внушающий. Только что изложенным законом объясняется, почему масса, поддавшаяся Паники, наиболее впечатлительна к внушениям, которые способны усилить или прекратить охвативший её страх, т.-е. к внушениям, касающимся чувства самосохранения, т. к. Паника, по словам проф. Бехтерева, является следствием внушенной или внезапно привитой мысли об опасности. Этим же законом объясняется, почему при борьбе с Паникой нельзя следовать заранее выработанному шаблону, а необходимо, употребляя то иди иное воздействие, взвешивать всю совокупность обстоятельств.

Ночное время, нравственная и физическая усталость, а также лишения, испытываемые в бою, благоприятствуют развитию Паники, в виду чего Паника свойственна не только побежденным, но и победителям.

Т., напр., во французских войсках произошли паники после победы при Ваграме (1809) и на другой день после победы при Сольферино (1859). Ночью, после сражения под Цзиньчжоу (1904), часть японцев, заслышав нашу стрельбу, поддалась Панике и в беспорядке очистила позицию.

Причиной Паники является вообще чувство неминуемой гибели, вызванное как действительными, так и обманными восприятиями. При возбужденном состоянии, в каковом находятся войска, обманы чувств имеют весьма благоприятную почву. Часто довольно самого ничтожного факта, чтобы послужить поводом к Панике.

Так, у французов после Ваграма вызвали Панику несколько австрийских улан, проскакавших по равнине. Поводом к Панике на другой день после Сольферино послужила партия пленных австрийцев, которая была принята за авангард неприятельской армии.

Вечером после дела под Хайченом (1904) Паника среди стрелков вызвал крик двух солдат-евреев, выскочивших из гаоляна с криком: "японцы".

В ночь на 23 августа близ Ляояна среди батальонов Нежинского пехотного полка также произошла Паника только потому, что один солдат во сне крикнул: "японцы".

Каждая Паника имеет своего "героя", как называется на языке коллективной психологии виновник катастрофы, который ведет за собою всю массу обезумевших от страха людей. Возможность Паники зависит от многих причин, а главное, от состояния нравственного уровня войск и лица, стоящего во главе массы, от его таланта внушать людям силу, поднимать их нравственный дух.

Трудно представить более бедственное положение, чем то, в котором находилась армия Суворова при переходе через Альпы, и, однако, она не знала Паники.

С внешней стороны Паника представляет лавину людей, обезумевшую от страха. Эта лавина уничтожает на своем пути преграды, бросает оружие, опрокидывает обозные фуры, повозки с ранеными, рубит постромки у орудий и т. п.

Часть, охваченная Паникой, совершенно неспособна к какому-либо активному действию, в большинстве случаев она на некоторое время выбывает из строя, и в последующих боях в отношении её следует соблюдать особую осмотрительность, т. к. однажды уже испытанное чувство, при тождественных условиях, имеет склонность повторяться. Однако, история знает пример, когда войска, поддавшиеся Панике, в дальнейших своих действиях проявляли блестящий героизм, что объясняется силою последующих внушений.

Паники бывали во все времена и у всех народов.

В прошлом столетии были следующие более значительные Паники:

- 1800 г., при Маренго, в австрийских войсках;

- 1806 г., под Иеной, в прусских войсках;

- 1806 г., при Голымине, во французских;

- 1808 г., при Сома-Сиерра, в испанских;

- 1809 г., после Ваграма, во французских;

- 1812 г., у Полоцка, во французских;

- 1812 г., у Борисова, в русских;

- 1813 г., у Виттории, во французских;

- 1813 г., у Сен-Себастиана, в английских;

- 1814 г., при Арси-сюр-Об, во французских;

- 1815 г., при Ватерлоо, в английских;

- 1831 г., во время отступления французов от Медеага;

- 1859 г., на другой день после Сольферино, во французских войсках;

- 1863 г., при Ченселорсвилле, в американских;

- 1866 г., на Фульде, в баварских;

- в 1866 г., при Кустоцце, в итальянских;

- за период кампании 1870-71 гг.: 14 августа 1870 г., при Борни, среди пруссаков; 18 августа, при С.-Прива, среди французов и 3 случая Паники среди пруссаков; 19 сентября — среди зуавов при Шатильоне; 10 октября, при Артеней, среди французов; 5 декабря — при отступлении французов от Луары; 9 декабря — среди французов у Шамбора; 28 декабря — среди французов при Шатодене; 11 января 1871 г., при Мане, среди французов; 29 января — среди французов у Шаффуа; 1 февраля — среди французов, при отступлении в Швейцарию;

- 11 апреля 1897 г. — среди греков;

- 7 марта 1900 г. — среди буров при Блюмфонтейне;

- в русско-японскую войну под Цзиньчжоу — у японцев, после победы и у русских — при отступлении с позиции;

при отступлении русских войск от Вафангоу (2 июня) и при отступлении русских войск от Мукдена.

Не подлежит сомнению, что зная истинную природу Паники, можно свести ее до минимума, внушая войскам веру в собственную мощь, в безопасность отряда и освещая окружающую обстановку. Воспитанием в войсках доблести, гордости, любви к славе и долгу подготовляется внушаемость, благоприятствующая к принятию внушения, направленного в сторону прекращения страха.

Осведомленность и ориентировка войск среди расположенных по соседним участкам частей действуют успокоительно и в значительной мере предохраняют от приступов страха.

Ночное время, в виду его таинственности, увеличивает число поводов к Панике.

В виду этого каждый солдат д. знать о принятых мерах предосторожности и верить в их действительность. Чувствуя себя в безопасности, солдат уснет спокойным, здоровым сном, а сон — лучший источник нравственных и физических сил.

Торопливость в постановке мер охраны и пренебрежение начальствующих лиц к осведомлению рядовой массы солдат в подавляющем большинстве случаев бывали причинами ночных Паник.

Во время сражения, при внимательном наблюдении, всегда м. заметить начало нравственного колебания, предвозвестником чего служит оставление поля боя под различными предлогами отдельными лицами.

С развитием боя повышается напряженность чувств, достигая своей кульминационной точки в момент кризиса его. В этот опасный момент начальник д. напрячь все силы, чтобы боевой кризис разрешился в сторону победы; для этого он д. вызывать сильные душевные волнения, поднимающие чувство личной мощи. В этот момент масса откажется исполнить приказания, сделанные недостаточно энергично или обращенные к уму, а не к сердцу.

Если начальнику не удастся заглушить у бойцов инстинкт самосохранения, то данной частью легко завладеет панический страх. Образ всемогущего противника будет преследовать несчастных, и освободиться от нахлынувшего чувства будет тем труднее, чем б?льшая толпа одержима им. Остановить Панику часто бывает свыше сил начальствующих лиц, и только физическое изнеможение беглецов или какое-либо случайное обстоятельство кладет ей конец.

Т., напр., Паника французов после Ваграма удалось прекратить лишь тогда, когда по бегущим было произведено несколько выстрелов картечью.

Во время первой Паники пруссаков у Гравелотта артиллерийские офицеры, желая прекратить бегство, с обнаженными саблями врезались в ряды своей пехоты. При второй Панике пруссаков у Гравелотта усилия офицеров остановить обезумевшую толпу оказались тщетны. Люди потеряли всякое сознание; удары сабель, брань и приказания не действовали. Только выбившись из сил, этот бешеный поток остановился.

Во время Паник начальствующие лица, захваченные человеческой волной, лишаются в значительной степени своего авторитета, а потому, прекращая Панику, следует больше рассчитывать на силу своего характера, чем на атрибуты власти. Т., напр., во время Паники в обозах под Мукденом инспектор госпиталей 3-ей армии, генерал-майор Тимофеев, пытаясь прекратить беспорядок, поплатился за это жизнью. При борьбе с Паникой следует помнить законы, указанные выше, а именно, что Паника имеет своего "героя", которому слепо повинуется и за которым рабски следует толпа; что внушаемость толпы прямо пропорциональна числу составляющих ее лиц, прямоте и энергии внушения; что сила чувства, охватившего массу, уменьшается с уменьшением плотности толпы.

Руководясь этим только этим м. организовать борьбу с разыгравшимися страстями. Прекращая Панику, д. действовать против вожака, стараясь при этом поразить воображение массы неожиданным и решительным способом. Известен классический пример из галльских войн Цезаря, когда он, в одном сражении, видя своих легионеров охваченными паническим страхом, поймал сигналиста и повернул его в сторону противника, сказав: "Не в ту сторону бежишь, милейший!".

Важнейшее средство прекратить Панику это — рассеять плотность массы, уничтожить "душу толпы", как говорит Лебон, с уничтожением каковой нарушится духовное единство бегущих. Т. к. вожак в толпе — знамя, вокруг которого духовно и физически объединяются люди, от которого получают толчок к своей деятельности, то, следовательно, уничтожая обаяние вожака, нарушают тем духовное единство массы.

Действуя против вожака Паники, не следует останавливаться перед самыми крайними мерами. Наш закон (п. 5 ст. 277 воинского устава о наказаниях) не вменяет в вину, когда начальник во время сражения убьет или ранит подчиненного, обратившегося от страха в бегство или побудившего к побегу других, или распространявшего между военными чинами страх и беспорядок, если не было иного средства пресечь сопротивление или предупредить бегство и беспорядок.

Всякое действие, которое вызовет, перерыв в моноидеизме толпы уже окажет возможность к принятию последующих мер для прекращения Паники.

Во время Паники при ночном отступлении от Цзиньчжоу генерал Фок прекратил беспорядок, приказав играть музыкантам народный гимн. Знакомые торжественные звуки музыки отвлекли внимание солдат от поглотившего их чувства страха, что дало возможность беглецам одуматься и критически отнестись к возможности присутствия противника.

Уголовный закон учитывает обостренную восприимчивость войск в бою, а потому строго карает действия, могущие вызвать замешательство и возбудить страх у воинов.

Согласно ст. 245 воинского устава о наказаниях, виновный в возбуждении во время боя других словами, примером или иным способом к уклонению от боя, хотя бы таковое возбуждение не имело последствий, подвергается лишению всех прав состояния и смертной казни. Виновный же в умышленном. распространении среди войск слухов, заведомо могущих вызвать робость или беспорядок в войсках, подвергается, согласно ст. 2461 того же устава, лишению всех прав состояния и смертной казни или ссылке в каторжные работы от 4 до 20 л. или без срока.

Если же означенное действие совершено по неосмотрительности, то виновный подвергается заключению в крепости от 1 г. 4 мес. до 4 л. или одиночному заключению в военной тюрьме от года до 1 г. 4 мес.

Из приведенных законоположений видно, что ответственность за происшедшую Панику законодатель переносит с группы войск на отдельных лиц. Это положение находит объяснение в том роковом значении, которое играет "герой" паники при обостренной восприимчивости масс.

Сидис, Психология внушения; Бехтерев, Внушение и его роль в общественной жизни; Изместьев, Из области воен. психологии; Головин, Исследование боя; Пинуар, Паника в войсках, "Братская помощь" 1908 г., № 7; Резанов, Паника, "Воен. Сб." 1910 г., № 7.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Паника
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru