Хорват Дмитрий Леонидович, генерал-лейтенант
Хорват Дмитрий Леонидович, генерал-лейтенант.
Родился 25 июля 1858 в Кременчуге. Из дворян Херсонской губ.
Образование: Николаевское инженерное училище 1878 (по семейным обстоятельствам не окончил).
Служил в Лейб-гвардии саперном батальоне.
Дмитрий Хорват участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, позднее, в 1880 году, ему, как офицеру-саперу, довелось возглавить взвод саперов по обследованию помещений Зимнего дворца (после того, как террористы устроили взрыв в царской столовой).
Будучи 27-летним поручиком, Дмитрий Леонидович Хорват был командирован на строительство Закаспийской военной железной дороги. Она была примечательна тем, что стала первой в мире железной дорогой, построенной в зоне подвижных песков. При ее строительстве молодой военный инженер Хорват выполнял работы и десятника, и путевого мастера, и даже помощника машиниста паровоза.
Благодаря своим природным дарованиям и исключительным служебным качествам он быстро продвигался по службе, был начальником Южно-Уссурийской, а затем Закаспийской железной дороги.
В 1902-18 гг. — управляющий Китайско-Восточной железной дорогой.
Во время революции 1905–1907 годов Хорват сумел удержать ситуацию на КВЖД в рамках законности – он пользовался огромным авторитетом на территории всего Дальнего Востока, и с годами его авторитет только рос.
Современники свидетельствовали о Хорвате:
«Работоспособность его изумительна. Трудится он постоянно, считая труд необходимым условием счастья. Самообладание – основное правило его жизни. Никто никогда не видел его рассерженным или утратившим равновесие и не слышал от него резкого слова».
Сам о себе Дмитрий Леонидович говорил так: «Я всегда относился строго к самому себе и снисходительно к другим».
При Хорвате выросли более 107 станций КВЖД, которые быстро превратились в крупные процветающие поселки. Строились новые современные города – Дальний, Маньчжурия, Харбин. Были построены больницы, школы, 20 железнодорожных училищ, действовали библиотеки.
Во время инспекторских поездок Хорват мог остановиться у любого дорожного мастера или артельного старосты, попить у него чаю, поговорить о жизни, расспросить про условия работы. Он убеждал рабочих КВЖД заводить свое хозяйство, покупать коров, выделял для них покосы, завозил племенных быков. При этом сам показывал пример, поскольку устроил под Харбином образцовую молочную ферму и состоял членом Маньчжурского сельскохозяйственного общества.
На КВЖД было множество станций, на каждой станции КВЖД работал свой буфет – и все они пользовались большой славой.
Дело в том, что в пассажирских поездах того времени не имелось вагонов-ресторанов, и любители вкусно поесть отлично знали, где что продают. Всем харбинцам было известно, что в буфете станции Дуйциньшань можно попробовать вкусные блинчатые пирожки, на станции Аньда – свежайшие молочные продукты, на Цицикар – сахарные арбузы, на Чжаланьтунь — удивительные борщи. На Яомынь покупали птичьи потроха – покупали мешками, а также кур, гусей, уток… Южная линия снабжала фруктами, Восточная – ягодами и отличным пивом.
После Февральской революции 1917 года Дмитрий Хорват, бывший царский генерал, не выпустил власть из своих рук и стал именоваться комиссаром Временного правительства на КВЖД. Сохранил свою власть над всей огромной территорией КВЖД этот ее замечательный руководитель и после Октября 1917 года.
Были попытки убить Дмитрия Леонидовича и его верных соратников. 1 мая 1919 года, когда машина с генералом Хорватом ехала с ипподрома, на котором проходил спортивный праздник, в нее были брошены гранаты или, как писали газеты «Русский Восток» и «Забайкальская Новь», бомбы. К счастью, нападавшие не рассчитали скорость машины и не попали в нее. Были легко ранены пять прохожих, которых вскоре доставили в госпиталь.
Кроме Хорвата в машине находились еще три пассажира – газеты сообщали, что это были «генерал Колобов и Г. Клемм с женою». Так прадед вместе со своим шефом пережили очень опасное покушение. «Забайкальская Новь» писала еще:
«Шофер автомобиля, не растерявшись, поехал дальше, но генерал Хорват велел остановиться. Встретив конный патруль, Верховный Уполномоченный послал его на место происшествия, сам поехав дальше».
В белых войсках Восточного фронта; 10 июля- 14 ноября 1918 возглавлял "Деловой кабинет" в Харбине и Владивостоке Временный верховный правитель России. 28 октября 1918 — 18 августа 1919 Верховный уполномоченный Всероссийского правительства на Дальнем Востоке, 11 мая — 18 июля 1919 командующий войсками Приамурского военного округа, с 15 июля 1919 также сенатор и главноначальствующий над русскими учреждениями в полосе отчуждения Восточно-Китайской железной дороги. генерал-от-инфантерии-->генерал-от-инфантерии.
Командующий войсками Приамурского ВО.
С 1920 г. в эмиграции в Китае, к 1928 сотрудник "Казны Великого князя Николая Николаевича".
После «ноты Карахана», в которой большевики безвозмездно отказывались от каких бы то ни было русских прав на КВЖД, Дмитрий Леонидович Хорват совершенно отошел от дел дороги и в 1920 году уехал с семьей в Пекин.
Дмитрий Леонидович Хорват в эти годы был советником Общества КВЖД, с 1924 года – председателем отдела Русского общевоинского союза (РОВС) в Китае. До самой своей кончины он являлся официально признанным главой русской эмиграции на Дальнем Востоке и благодаря своему огромному авторитету сделал еще много доброго для гонимых соотечественников.
Последние годы своей жизни Дмитрий Леонидович Хорват провел в нужде: от КВЖД он не получал ни пенсии, ни заслуженных заштатных. Испытания он переносил стоически, отошел ко Господу в 1937 году, на 78-м году жизни, и был похоронен рядом с храмом Всех Святых Мучеников на территории Русской духовной миссии в Пекине. Этот храм был взорван в 1956 году после передачи имущества Миссии посольству СССР в Китае.
Умер 16 мая 1937 в Пекине.
Жена Камилла Альбертовна (Бенуа; 1878 — октября 14 июля 1953 в Ванкувере; художница), сын Леонид (1905 — 25 июня 1932 в Китае).
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.