Образ Пресвятой Богородицы "Благодатное Небо" в память всех убиенных, умученных в России в ХХ веке, и в рассеянии сущих, скончавшихся в XX - XXI веках
Образ Пресвятой Богородицы "Благодатное Небо"
в память всех убиенных, умученных в России в ХХ веке, и в рассеянии сущих, скончавшихся
в XX - XXI веках
Икона Божией Матери Благодатное Небо писанное Васнецовым подаренная супругам Праховым |
Редакция российского исторического альманаха «Михайлов День»,
Ямбургское воинское братство во имя Святого Архистратига Михаила,
С.-Петербургский Митрофаниевский союз (СПБ),
Мемориально-просветительский и историко-культурный центр
«Белое Дело» (СПб)
Дорогие друзья!
Дорогие единомышленники!
Дорогие братья и сестры!
В 2017 году трудами многих жертвователей был сооружен и передан в храм Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости (Русская Нарва), под Петербургом (на границе с Эстонией), образ Спасителя в терновом венце, в память воинов Северо-Западной Армии генерала Н.Н.Юденича и гражданских беженцев, погибших и скончавшихся от тифозного мора в 1918-1920 гг. В этом году трудами игумена Довмонта, настоятеля храма Успения, сооружен большой напольный деревянный резной киот к этому образу, с рамой из светлого дуба, украшенной резными крестами из тёмно-красного сандалового дерева.
Ныне планируется написать в этот же храм "В память всех убиенных в России в ХХ веке, умученных и в рассеянии сущих, скончавшихся (в Зарубежье в XX-XXI вв.)" икону Божией Матери "Благодатное Небо". Извод иконы к написанию планируется делать по образу иконы Божией Матери, созданному Виктором Михайловичем Васнецовым для Владимирского собора в Киеве в 1885 году в качестве алтарного, запрестольного. Образ будет иметь габариты 142 х 62 сантиметра, писаться будет на фоне ночного неба с орнаментом и позолотой на полях. Извод образа восходит к апокалиптическому видению Жены, облечённой в солнце. Богородица представлена в рост, с Младенцем на руках. Её ноги опираются на лунный серп (небо, облака), от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол сияния (мандорлу). На многих изводах на голове Богородицы (в большинстве изображений и на голове Младенца) корона. В этом случае икона будет писаться по образцу, созданным В.М. Васнецовым (без короны). Образ является прямой иллюстрацией слов из Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облечённая в солнце; под ногами Ея луна, и на главе Ея венец из двенадцати звезд… И родила Она Младенца мужского пола, Которому надлежит пасти все народы посохом железным» (Откр. 12:1,5).
В Нарве и Ивангороде в мае 1919 года началось наступление Северо-Западной Армии на Петербург (тогда Петроград) с целью освобождения города от большевиков, которое не увенчалось успехом. В октябре 1919 года начался Осенний Поход, в силу разных объективных причин, также потерпел неудачу. В ноябре 1919 года здесь завершилось отступление северо-западников от ворот Петрограда к границам Эстонии. Многие из воинов Северо-Западной Армии и гражданских беженцев из Петербургской и Псковской губерний нашли свой последний приют в Нарве и Ивангороде, скончавшись здесь от страшной эпидемии тифа. Здесь же они и покоятся на кладбищах Ивангорода и Нарвы. В 2018-2019 гг. отмечается 100-летие основания Северного Корпуса во Пскове, развернутого позже в Северо-Западную Армию, самую маленькую из Белых Русских армий, совершившую свой героический бросок с целью освобождения Петрограда. 100-летие Северо-Западной Армии будет отмечаться в мае-декабре 2019 года. Образ Пресвятой Богородицы, восходящий к апокалиптическому явлению Жены, облечённой в солнце, как нельзя точно соответствует судьбам русских людей, убиенных, пострадавших за веру в России в ХХ веке, скончавшихся в изгнании в странах рассеяния - в Зарубежье в XX-XXI вв.
Поэтому именно в Ивангородский Успенский храм и сооружается эта икона.
Братья и сёстры, желающие поучаствовать в память воинов Армий Белых Фронтов, родных и друзей, в сооружении Иконы-Памятника просим посылать доброхотные пожертвования на имя редактора альманаха исторической России "Михайлов День", председателя Воинского братства Архистратига Божия Михаила (Ямбург), Сергея Геннадьевича Зирина.
Рублёвый счёт в Сбербанке России:
Р/с 40817810955867093056
Кор. счёт банка 30101810500000000653
БИК 044030653
Образ Божией Матери Благодатное Небо работы В М Васнецова |
Подробнее об изводе и иконографии образа
Божией Матери "Благодатное Небо"
Предание гласит, что в Москву образ привезён был из Вильны великой княгиней Софьей, дочерью литовского князя Витовта, ставшей женой великого князя Василия Дмитриевича (1389–1425). Находится сей образ в иконостасе Московского Успенского собора. Вокруг Богоматери текст молитвы Богородична первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Извод этой иконы в Вильно (поясной, с лунным серпом под ней, и звёздным небом над Божией Матерью) называют Виленской-Остробрамской иконой Божией Матери. Другой список иконы (Божия Матерь изображена на нём в полный рост, где под ногами Ея луна) находится в храме на острове Талабск под Псковом, где формировался в 1919 году Талабский полк Северо-Западной Армии.
Иногда этот образ по первым словам молитвам называют «Что Тя наречем». Старообрядческие варианты этой иконы Божией Матери часто называют «Что Тя наречем, Обрадованная». Именно так начинался текст молитвы Богородице до реформ патриарха Никона.
Аллегорический тип Богоматери в облике Апокалиптической жены возник в Германии в XV веке.
В этой иконографии Богородица представлена в рост, с Младенцем на руках. Ея ноги опираются на лунный серп, от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол сияния (мандорлу), на голове Богородицы (в большинстве изображений и на голове Младенца) корона. Образ является прямой иллюстрацией слов из Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами Ея луна, и на главе Ея венец из двенадцати звезд… И родила Она Младенца мужского пола, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откр. 12:1,5).
Облеченной в солнце называется Божия Матерь в акафисте Успению Пресвятой Богородице (кондак 1): «Радуйся, облеченная в солнце, Сияющая благодатию и славою всей вселенней». Подобные изображения известны в гравюрах, в скульптуре, в миниатюрах и на витражных стёклах начиная с XV века. Различные варианты данного иконографического типа получили большое распространение в польском искусстве, откуда через Украину, Белоруссию и Литву пришли в Россию. К этой иконографии и принадлежит образ Божией Матери «Благодатное Небо». В современной иконографии образы «Жена, облеченная в Солнце» и «Благодатное Небо» часто объединяют.
В 1885 году во время посещения Владимирского собора киевским вице-губернатором Александром Павловичем Баумгартеном (+1895) и историком искусства археологом Адрианом Викторовичем Праховым (1846-1916), наблюдавшим за постройкой собора, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с Младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил А. Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и сделал.
Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском соборе, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с Младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…
Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: "Это был заказ Божий".
Около двух лет писал В.М. Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.
Вот она легко и неторопливо идет навстречу молящимся. Царица Небесная несет грешному миру Своего Сына… Ея большие, полные печали и любви глаза ласково смотрят на молящихся людей. Необыкновенно прекрасен Ея бледный, озаренный внутренним светом лик. Образ наполнен любовью и красотой.
Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ получил широкое распространение, списки с него были написаны в конце XIX - первой половине ХХ вв. во многих храмах России и Зарубежья.
Список этого образа, написанный В.М.Васнецовым и подаренный супругам Праховым, сохранился.
Богоматерь с Младенцем. 1889 год. В.М. Васнецов. Холст, масло. 170х102,6 см.
Хранится в Церковно-Археологическом кабинете Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре.
Подпись слева внизу кистью коричневым пигментом — «2го Марта 1889 года В.Васнецовъ»; ниже кистью разбельно-оранжевым пигментом — «Эмили и Адриану».
Впервые к образу Богоматери В.М. Васнецов обратился в 1881- 1882 гг., написав икону для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Впоследствии эта тема была разработана в грандиозной композиции Владимирского собора в Киеве (1885-1895). Руководителем работ по росписи собора был профессор Санкт-Петербургского университета А.В. Прахов. В.М. Васнецов вдохновлялся известной мозаикой «Богоматерь Нерушимая стена» киевского Софийского собора и «Сикстинской мадонной» Рафаэля. В центре композиции изображена идущая Богоматерь с Младенцем Христом на руках. Завернутый в пелену Младенец, подавшись вперед всем тельцем, поднял руки, благословляя предстоящих. Головы Богоматери и Младенца окружены мягким сиянием. Эта иконография впоследствии часто использовалась в русской иконописи.
Дарственная надпись на картине «Богоматерь с Младенцем» говорит о том, что она была написана В.М. Васнецовым в подарок супругам Праховым после завершения росписей Владимирского собора.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — выдающийся русский живописец, портретист и пейзажист. Автор жанровых произведений, а также на темы русской истории, народных сказок, былин. Начальное образование получил в Вятке. Являясь студентом Вятской Духовной семинарии, одновременно брал уроки рисования. Учился в С.-Петербурге в Рисовальной школе Общества передвижных художников (1867-1868) у Н.И. Крамского. В Императорской Академии Художеств в С.-Петербурге (1868-1875) у П.В. Васина, В.В. Верещагина и И.П. Чистякова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, участник выставок «Мир искусства». Произведения В.М. Васнецова хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее и многих других собраниях.
Текст об образе Божией Матери, подаренном В.М.Васнецовым
супругам Адриану и Эмилии Праховым, составлен Е. Данченко.