Колобов Михаил Викторович, генерал-майор
Колобов Михаил Викторович, генерал-майор
Родился 11 октября 1868 г., в поместье потомственных дворян Тамбовской губернии Колобовых.
– Ишь, как вопит громко да требовательно – чисто его превосходительство, господин генерал!- так сказала старая, но вполне еще бойкая няня Колобовых.
Свои детство и юность Миша Колобов провел в Тамбовской губернии – в те годы она была огромной и занимала территории современных Тамбовской, частично Липецкой, Воронежской, Рязанской, Пензенской, Нижегородской, Саратовской областей и Республики Мордовия.
Образование: в 1878 г., 10 лет, потсупил в Михайловский Воронежский кадетский корпус, в 1886 (1885 ?) г. из этого же корпуса вышел стройный и ловкий, как тогда говорили, «отчетливый кадет» 1886 г.), через год, уже подпоручиком, продолжает обучение в Николаевском инженерном училище (выпуск 1889 г.), показывает отличные результаты в учебе и получает направление уже в Николаевскую инженерную академию, заканчивает в 1894 году по 1-му разряду в чине штабс-капитана (26 лет).
По выходе в армию, Михаил женится на полюбившейся ему девушке – Настеньке Дроботковской, юной выпускнице Полтавского института благородных девиц (1885 год, 17-летней барышней (выпуск тридцать четвертый), с шифром).
Офицер 3-го железнодорожного батальона. генерал-майор, командир 2-й Заамурской железнодорожной бригады.
Участник русско-японской войны, командир железнодорожного отряда.
1902 г. - подполковник.
В годы Русско-японской войны (1904–1905) генерал Колобов командовал 2-м Заамурским железнодорожным батальоном и за отличную службу был произведен в полковники. Его также назначили начальником всей пограничной стражи КВЖД, где прослужил более 20 лет..
Перед Первой Мировой войной Колобов руководил строительством бронепоезда Заамурца, а также стал конструктором и создателем других фронтовых бронепоездов.
К 1913 году были разработаны, а через полтора года построены и уже находились в эксплуатации при Сибирском и Туркестанском железнодорожных батальонах бронепоезда «Хунхуз», «Витязь», «Генерал Скобелев», а бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» действовал при Собственном Его Императорского Величества железнодорожном полку. Его бронепоезда сыграли огромную роль в ходе Гражданской войны на всем протяжении Транссибирской магистрали.
В 1914 году 46-летнему Михаилу Викторовичу Колобову был присвоен чин генерал-майора. Он стал кавалером многих орденов: Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени с мечами, Святого Владимира 4-й степени, Святого Станислава 1-й степени. В этом же году началась Первая Мировая (Великая) война.
В белых войсках Восточного фронта; в июне 1918 начальник военного отдела правительства генерала Хорвата (КВЖД), к 18 августа 1919 г. начальник личной канцелярии Верховного уполномоченного Российского правительства на Дальнем Востоке и начальник военного отдела. Генерал-лейтенант (с августа 1919).
Находился в автомобиле генерала Дмитрия Леонидовича Хорвата, при попытке его убить - 1 мая 1919 года. Машина с генералом Хорватом ехала с ипподрома, на котором проходил спортивный праздник, в нее были брошены гранаты или, как писали газеты «Русский Восток» и «Забайкальская Новь», бомбы. К счастью, нападавшие не рассчитали скорость машины и не попали в нее. Были легко ранены пять прохожих, которых вскоре доставили в госпиталь.
Кроме Хорвата в машине находились еще три пассажира – газеты сообщали, что это были «генерал Колобов и Г. Клемм с женою». Так прадед вместе со своим шефом пережили очень опасное покушение. «Забайкальская Новь» писала еще:
«Шофер автомобиля, не растерявшись, поехал дальше, но генерал Хорват велел остановиться. Встретив конный патруль, Верховный Уполномоченный послал его на место происшествия, сам поехав дальше».
В эмиграции жил в Китае, в зоне КВЖД.
1921–1923 член Союза русских инженеров, к 1939 в Харбине.
После «ноты Карахана», в которой большевики безвозмездно отказывались от каких бы то ни было русских прав на КВЖД, Дмитрий Леонидович Хорват отошел от дел дороги и в 1920 году уехал с семьей в Пекин. За ним последовал и генерал-майор Михаил Викторович Колобов. Уехал, конечно, вместе с супругой и, к тому времени, четырьмя детьми.
Погиб 8 апреля 1944 в Тянцзине (Китай), вдова - Анастасия Александровна Дроботковская-Колобова, умерла вслед за любимым супругом.
Сочинения: Борьба с большевиками на Дальнем Востоке (рукопись); Памятка русского монархиста. Пекин, 1925; Монархия и свобода личности. Пекин, 1926; Азбука русского монархизма. Пекин, 1926; Церковная смута. Тяньцзинь, 1929.
Дети:
- дочь, Тамара Михайловна Колобова, родилась в 1899 году, вышла в Китае замуж за Георгия Фридриховича Рейсса, имела сына - Сергея Георгиевича;
- еще трое детей.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.