Болдырев Сергей Владимирович, полковник
Болдырев Сергей Владимирович, из донских казаков ст. Богоявленской Области Войска Донского, родился 18 марта 1890 года, полковник, достойный сын Тихого Дона, воин, журналист и общественный деятель, преданный до гроба идее возрождения казачьей национальной жизни. Георгиевский кавалер.
Образование: 2-й кадетский корпус 1909, Николаевское кавалерийское училище 1911.
Вырос Болдырев ст. Раздорской под опекой бабушки Прасковьи Евграфовны. В 1909 г. успешно окончил Донской кадетский корпус.
Через 2 года, из портупей - юнкеров Николаевского кавалерийского училища произведен в чин хорунжего (подъесаула) и назначен на службу в 1-й Донской казачий полк, стоявший тогда в Москве.
В начальные дни Первой Мировой войны хорунжий Болдырев был первым офицером во всей Русской армии, получившим орден св. Георгия.
В 1916 году, после излечения от тяжелой контузии, он был командирован на службу в Новочеркасское казачье училище, где в сокращенные сроки готовились кадры новых казачьих офицеров.
Юнкера его смены скоро оценили в нем прекрасное знание строевой службы и его методу воспитания, при которой непрерывно чувствовалось справедливое и почти дружеское отношение начальника к подчиненному. Любили его и офицеры - сослуживцы, хотя старшее начальство относилось с некоторым холодком, не терпя в боевом офицере независимость суждения, несколько большую, чем она допускалась в армии. Может быть, благодаря этому молодой подъесаул Болдырев через несколько месяцев получил направление обратно в полк, где снова вступил в командование пятой сотней.
В составе 1-го Донского казачьего полка находился в Петрограде во время бушевавших там стихий революции, участвовал в образовании Союза Казачьих Войск и со своей сотней в июле месяце 1917 г. выступал в защиту Временного Правительства от большевиков. С нею же возвратился на Дон, закончив навсегда службу России и ее царю.
От января месяца 1918 г. началось служение родному Дону. В рядах партизанского отряда есаул Болдырев борется с заливающей города и станицы красной гвардией. В невыносимо тяжелых условиях, под водительством Походного атамана П.Х. Попова, проходит зимний Степной поход и на берега Дона возвращается только в мае того же года, вместе с началом всенародного восстания Донских Казаков.
В Новочеркасске освобожденной донской столице, он зачислен в конвой атамана П.Н. Краснова, занимал после некоторые штабные должности и ушел в эмиграцию молодым полковником с четырьмя царскими орденами и высокой казачьей наградой - Степным Крестом.
В эмиграции в Югославии, с 1925 во Франции, 1934 в Париже.
От 1920 г. жизнь заграницей означилась вечной нуждой со случайными заработками. Полковник Болдырев, в Югославии был и воспитателем в Донском кадетском корпусе, и рабочим автомобильного завода в Париже, и Войсковым есаулом при атамане Граббе, и ретушером в фотографическом ателье, и специалистом по разрисовке фарфора, снова в Югославии.
Не всегда удавалось достаточно обеспечить жену и сына насущным хлебом, но постоянно тянула к себе идеологическая деятельность по укреплению духовных позиций нашего побежденного и обескровленного народа.
Писал о Казаках и печатался во многих русских и казачьих изданиях "Возрождение", "Часовой", "Иллюстрированная Россия", "Атаманский Вестник", "Станица", "Казачий Путь", "Родимый Край", "Общеказачий журнал", "Казачья Смена", "На Пикете" и др. Знакомил читателей с казачьей историей, с особенностями казачьего быта, пропагандировал идею казачьего возрождения.
Потом пришла Вторая Мировая война.
В 1941 г. полковник Болдырев начал новую боевую страду обер-лейтенантом в рядах Русского Охранного корпуса прим.: создан для защиты русских эмигрантов от убивавших их партизан Тито). Вместе с другими Казаками-эмигрантами совершил долгие походы от Ниша до Загреба, постоянно в сражениях с красными партизанами Тито.
В конце 1944 г. был командирован в Главное Казачье Управление, а оттуда из Берлина направлен генералом П.Н. Красновым в качестве связного офицера в одно из отделений Германского ген. штаба. Перед концом войны, отступая на запад, попал в плен к французам и освобожден только в мае 1946 г.
Отыскав жену Марию Николаевну и сына Владимира, проживал с ними в лагерях "перемещенных лиц". В лагере Шлясгайм Казаки избрали его атаманом местной Общеказачьей станицы. Там же при его деятельном участии был создан журнал "На Пикете" и организовано общество ревнителей казачьей истории. Он был также душою всех казачьих собраний и главным докладчиком по вопросам нашего прошлого.
В 1948 г. выпустил в свет первый "Казачий Исторический календарь" (прим.: выпускался в 1948-1958 г.г., в Шлясенгейме (Германия) и с 1950 в Кливленде (США)), который вскоре заинтересовал широкие круги читателей и заслужил у них высокую оценку своим содержанием.
В США семья Болдыревых переехала в декабре 1950 г. здесь пожилому и не совсем здоровому С.В. Болдыреву пришлось зарабатывать па жизнь тяжелым физическим трудом. Надо было также выработать на старость социальное обеспечение. Через 5 лет он мог уже не думать о заработке, хотя пенсия оказалась очень небольшой. К этому времени семья потеряла единственного сына Владимира.
Призванный в Американскую армию он погиб в Корее 18 октября 1952 г.
Но несмотря на большое горе, несмотря на бедность и слабое здоровье, С.В. Болдырев неизменно отдавал свои мысли и время идее, владевшей им от юности. Он продолжал печататься в казачьих журналах и каждый год выпускал свои календари. Перед самой смертью вышла в свет его последняя работа - собранные в монографии сведения о Кондратии Булавине.
23 октября 1957 г., после запоздалой операции полковник Болдырев ушел из жизни. Похоронен на казачьей секции кладбища в Лейквуд (в Кливленде), штата Нью-Джерси.
Жена Мария Николаевна († 16 февраля 1968 там же).
Сергей Владимирович Болдырев вырос в казачьей среде. Донской кадетский корпус, где он учился, тоже хранил еще веяния вольного казачьего духа несмотря на то, что целью его создания служило воспитание верных слуг Русского царя. Привилегированное военное училище и служба в старой русской столице, совместно с лучшими полками императорской кавалерии, блеск великодержавности и высокая награда, полученная из царских рук, не прошли бесследно, но и не затмили в душе, взлелеянного с детства, огня казачьего патриотизма. Прирожденный историк-любитель, он разыскивал и публиковал материалы по казачьей истории, преклоняясь перед всеми проявлениями родного ему казачьего духа, горячо протестуя против лживых вымыслов наших недоброжелателей. Во многих работах он подчеркивал обособленность Казаков и их резко очерченное место среди народов России, был близок по взглядам к националистам - казакийцам. Но лозунги, программы, холодный политический расчет были ему чужды. Для него политическая борьба текущего дня, планы на будущее государственное устройство, черта проектированных границ, все это было на втором месте, вопросы, давно решенные постановлениями Кругов и Рад. Главное - сыновняя любовь к батюшке Тихому Дону, пристрастие ко всему, что носит казачье имя, к родному быту, к родной истории, преклонение перед вольным духом предков, перед их военными подвигами. Это его интересовало прежде всего, об этом он писал, укладывая, таким образом кирпичики в обновленный фундамент идеологии ортодоксального казачьего национализма. Горя неустанной жаждой познавания, он поставил себе целью отыскать и опубликовать, как можно больше сведений о прошедшей жизни своего народа и о выдающихся людях, порожденных им.
Другие интересы перестали для него существовать. Не зная отдыха, он посвящал свободное время розыскам всех опубликованных данных, так или иначе, касавшихся Казаков. Вся деятельность его в последние десятилетия жизни обратилась в гражданское подвижничество, лишенное каких-либо элементов личной корысти. То, что ему удалось узнать, записать и сохранить от гибели при эвакуациях, он обнародовал в статьях или в исторических календарях. Его живое слово, его народный стиль понимал каждый мало-мальски грамотный Казак и календари вскоре стали для читателей источником возрождающегося интереса к общеказачьим делам, источником казачьего национального вдохновения.
Уйдя в иной мир, Сергей Владимирович Болдырев оставил ценное литературное наследство, результат его жертвенного горения, плод многолетнего служения Высокой Казачьей Идее.
Сочинения: Атаман К.Булавин. Нью-Йорк, 1957.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.