Опись морская
Опись морская
Опись морская, совокупность работ, производимых на местности с целью собрать материал для составления морских карт, планов и лоций.
Полная морская Опись должна состоять из съемки, нивелирования, промера, физического изучения данной местности и собирания сведений для лоций.
Морская съемка есть нанесение береговой черты на географическую сетку по пеленгам, взятым с корабля, двигающегося вдоль берега. Т. к. при этом базисом служит прокладка пути корабля, то огромное количество извилин берега, даже больших заливов, остается незамеченными, и вся съемка не отличается точностью. Поэтому морская съемка является как бы рекогносцировочной: подходя к снимаемому берегу, определяют астрономически свое место, наносят его на меркаторскую сеть планшета и с этого момента ведут, возможно, точное счисление пути корабля, исправляемое астрономическими наблюдениями по способу Сомнера.
С наступлением темноты становятся на якорь и в случае ясного неба определяют свое место по звездам, чтобы утром продолжать работу с точно известного пункта.
Перед началом съемки зарисовывают перспективный вид ближайшей части берега и на нем отмечают главные и второстепенные точки.
Гл. точки выбираются из возвышенных, хорошо видных с моря предметов, по которым, по нанесении их на карту, м. будет определять свое место.
Второстепенные служат для определение очертаний береговой линии, а потому выбираются из предметов, лежащих возможно ближе к берегу.
Наметив точки, назначают главную станцию (отнюдь не «остановку», т. к. вся съемка производится на непрерывном, равномерно малом ходу), с которой определяют астрономический пеленг одной из главных точек, углы между этой и всеми остальными главными точками и угловые высоты тех главных точек, для которых желательно определить абсолютные высоты.
Между 2 астрономическими определениями кораблем своего места назначают 2—3 главные станции. В промежутках между главными станциями назначается несколько второстепенных, с которых берут компасные пеленги всех второстепенных точек и касательнные пеленги к видимым изгибам берега; для возможно точного нахождения его очертаний одного из наблюдателей посылают на шлюпке вдоль берега для зарисовывания береговой черты, а если возможно, то и астрономическое определение географических координат какой-нибудь из главных точек.
В последнем случае съемка называется смешанной.
По окончании дневной работы наносят на планшет путь корабля и на нем, по времени и скорости хода, места главных станций, из которых проводят направление на главные точки.
Точно так же или по способу Потенота наносят места второстепенных станций и все взятые из них пеленги. Получив от пересечения пеленгов все точки, вмещают от руки, по составленным во время съемки наброскам, контуры берега и ситуацию, надписывают условными значками замеченные буруны, камни, отличительные пятна, деревья, церкви и т. п., показывают определенные высоты главных точек, — и работа закончена.
Промером называются работы по определению рельефа дна и характера грунта, с показанием мест всех подводных опасностей. Для нанесения глубин на морской карту при промере определяются промеряемые точки по береговым предметам или астрономически, а все глубины приводятся к одному уровню.
Чем рельеф дна неправильнее, тем большее число глубин надо измерять. Промер делится на шлюпочный, или прибрежный и судовой, или морской.
Измерение глубин производятся лотами (см.это).
Перед началом работ надо установит в промеряемой местности футшток или мареограф и во все время промера записывать его показание. Затем на планшет наносится береговая черта со всеми точно определенными пунктами, которые видны с промеряемого района; для точности промера необходимо, чтобы из любой точки было видно не менее трех таких пунктов. Если это условие не соблюдено, надо построить дополнительные сигналы, связав их триангуляцией с определенными уже пунктами.
Шлюпочный пример производится по створам вех или французским способом.
Для 1-го способа на берегу выставляют 2 линии вех, с расстоянием не менее 50 сж. между линиями и, определив места вех, наносят их на планшет. Если берег крутой, то иногда приходится одну или даже обе линии выставлять по воде. Створы вех должны идти нормально к береговой черте и параллельно друг другу, с равными между вехами расстояниями. По окончании подготовительных работ берут на шлюпку лоты, секстан, часы, шлюпочный компас, несколько вех с грузами и т. д.
Производитель работ заранее зачерчивает все вехи, расположение промерных галсов и главные точки, служащие для определения места. Начинается промер с одного из крайних створов; шлюпка подходит, возможно, ближе к берегу, становится кормой к вехам и правит по створу. Через известное число гребков (обыкновенно 6—12) лотовые измеряют глубины и достают образчики грунта.
Производитель работ становится рядом с лотовым и при 1-ой глубине измеряет угол между створом и одной из главных точек, наблюдая, чтобы угол этот был не менее 30°. Такое же определение своего места делается не реже, чем через каждые ?-вер. Если длина промеров галсов более 1 вер., то для лучшей видимости через каждую версту приходится выставлять на створе вспомогательные вехи, места которых определяются по способу Потенота.
По окончании дневной работы, на планшет наносятся все определенные глубины и вехи, причем обнаруживаются грубые ошибки. Если точки получаются не на створах, необходимо повторить наблюдение и не снимать вех, пока ошибки не будут исправлены. Затем глубины приводятся к одному уровню и распределяются на планшете между определенными точками в равных расстояниях.
При французском способе на шлюпку берется планшет, никаких вех не выставляют и правят по компасу, определяя свое место по способу Потенота и тотчас же нанося его на планшет. Т. обр., немедленно выясняется отклонение шлюпки от заданного направления и его исправляют.
В результате, каждый галс изображается ломаной линией, в обе стороны отклоняющейся от намеченной прямой. При этом, определение места должно производиться чаще, чем при 1-м способе, т. к. шлюпочный компас не дает такой точности галса, как створы вех.
После каждого галса на планшет наносятся измеренные глубины. Если при производстве промера встречаются банки, то бросают веху и продолжают галс. Затем шлюпка идет к вехе и, начиная от неё, делает несколько галсов по радиусам, все время бросая лот. Выйдя за пределы банки, на каждом галсе бросают вешку. Когда размеры банки будут установлены, решают, каким способом ее обследовать.
Банки и рифы крупных размеров и неправильной формы обследуются параллельными галсами.
Самые мелкие места отмечаются новыми вешками, и около них производится особенно детальный промер. Банки средних размеров, имеющие правильную округлую форму, обследуются перекрестными галсами. Для этого в центре банки ставится веха, и галсы ведутся сперва по радиусам от неё к пограничным вешкам, а затем по периметру пограничного многоугольника и диагоналям. Наконец, небольшие банки проще всего обследовать круговыми объездами, для чего также в центре ставят веху, привязывают к ней линь и, отойдя последовательно на 5, 10, 15 и т. д. сж., ходят вокруг, измеряя глубины. Места всех наименьших и крайних глубин определяются по углам и наносятся на планшет.
Судовой промер ведется французским способом вне границ шлюпочного промера и в открытом море; т. к. он занимает большое пространство, то на планшете разбивается меркаторская сеть с береговой чертой и всеми пунктами, могущими служить для определения по способу Потенота.
Обыкновенно расстояние между галсами берут не менее 100 сж. При промере в открытом море определение места делаются астрономически, и базисом, как в морской съемке, служит прокладка пути корабля.
Если при морском промере встречается резкое уменьшение глубин, то делается детальное обследование этого места с помощью шлюпок.
В замерзающих портах, на фарватерах, требующих особенно тщательного обследования, м. производить промер по льду, для чего весь район разбивается на квадраты, в точках пересечение прорубаются лунки и измеряются глубины. Этот способ дает большую точность, но из-за дороговизны, физической трудности и медлительности работы применяется только в исключительных случаях.
В местах, где встречаются т. наз. «сахарные головы» (отдельные подводные камни небольших размеров, с которых лот м. соскользнуть), как, например, в большей части финских шхер, для обеспечение безопасности плавания необходимо тралить водное пространство.
Промерное траление требует всегда продолжительного времени и возможно только в тихую погоду (см. Трал).
Физическое изучение морей состоит в определении течений, прикладного часа и амплитуды приливов, магнитного склонения и гидрологических наблюдений.
Направление и скорость течения определяются в море путем сравнение счислимого места с обсервованным; но при этом получаются не абсолютные величины, а равнодействующая, включающая в себя неточности навигационных инструментов, влияние ветра и других случайных причин, отклоняющих корабль с его нормального пути.
Определение прикладного часа и амплитуды приливов выводится из непрерывной записи показаний футштока или мареографа в продолжение не менее 15 сут.
Магнитное склонение (см.) получается из сравнения компасного пеленга солнца, исправленного девиацией, с его истинным азимутом.
При гидрологических наблюдениях измеряется 1° воды на поверхности и на глубинах особыми термометрами, определяется ареометрами удельный вес воды, изучаются прозрачность и цвет её, состояние моря, элементы волн и льды.
Состояние моря определяется баллами по системе Бофора (0 — штиль, 9 — штормовое волнение), направление волн записывается по компасу, период — по секундомеру и высота и длина — на глаз.
Полное физическое изучение местности достигается сооружением метеорологических и гидрологических станций.
При собирании сведений для лоции изучают народонаселение, быт, промышленность и торговлю, портовые правила, местные способы сигнализации и все, что м. влиять на безопасность плавание.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.