Антиминс
Антиминс.
С VIII в. по настоящее время (от греч. anti - вместо + лат. mensa - стол, трапеза: вместопрестолие).
Документ, без которого в Православной церкви невозможно совершение главного богослужения - литургии.
Представляет собой прямоугольный плат (кусок) шелковой и льняной материи, на одной стороне которого наносятся специальные реквизиты, а к др., как правило, пришивается мешочек (карман) с вложенной в него частицей мощей (останков святых). Во время литургии на него ставятся сосуды для Причастия.
Первонач. Антиминс представляли собой переносные столики (или просто доски) и использовались при совершении богослужения вне правильно освященных храмов (обычно в походных условиях), а также, в особых случаях, и в храмах.
Особое распространение подобные доски с иконографическими изображениями, а также тканые платы с такой функцией распространились в период иконоборчества (VIII—IX вв.), поскольку в Православии с древности установился обычай совершения литургии только на мощах святых, в то время как иконоборцы выступали против почитания мощей и удаляли их из храмов.
VII Вселенский Собор 787 г. сделал обычай совершения Литургии на мощах обязательным. Термин Антиминс особенно распространяется с IX в.
В употреблении со временем остались лишь тканевые Антиминсы, хотя как исключение встречаются и более поздние деревянные живописные и резные Антиминс, даже в России.
Впоследствии, особенно после XII в., Антиминс стали все чаще появляться даже в правильно освященных храмах. Каждый А. подписывался местным епископом, что означало его санкцию на совершение литургии в конкретной церкви.
Номоканон XIII в. даже предусматривал наказание для священника, совершившего литургию без освященного епископом Антиминса.
В Константинопольской церкви в поздневизантийский период даже существовала должность «Начальника антиминсов», отвечавшего за их изготовление и распространение от имени Патриарха.
В Русской церкви обязательность употребления Антиминса официально была закреплена на Московском Соборе 1675. С этого времени все больше распространяется практика обязательного вложения мощей в Антиминс, в настоящее время - безусловная в Русской правосл. церкви (РПЦ).
Древнейший сохранившийся русский Антиминс 1148-1149 относится к Георгиевскому собору г. Юрьева- Польского.
Русский Антиминс до XVII в. представляют собой льняные платы с изображением 4-, 6- или 8-конечного креста, часто на фоне Голгофы и в сопровождении копия и трости, по краям такого плата присутствует надпись о его освящении (дата, название храма или престола, имена духовных и светских владык того времени, иногда указывалось имя храмоздателя, а также лиц, присутствовавших при освящении храма: бояр, келаря, казначея и т.п.).
Встречаются Антиминсы с очень лаконичными надписями (напр., отсутствует указание, в чье имя освящен Антиминс, при ком и каким архиереем). Т.о., Антиминс являются ценным источником сведений о времени строительства или перестройки храмов.
Рисунки писанных Антиминс обычно делались служащими соборной церкви, которые также составляли надпись об освящении и пришивали мешочек с мощами.
В первой половине XVII в. в России получают распространение гравированные Антиминсы (печаталось иконографическое изображение и неизменяемые части реквизитов в надписи об освящении, своего рода «бланк»), с начала 1620-х они печатались в Киеве и отсюда стали попадать в Россию.
Широкое распространение Антиминсов, изготовленные на Московском Печатном Дворе, получили со времен реформы патриарха Никона. С 1652 унифицируется изображение на Антиминсе («Положение Христа во Гроб»), хотя печатные формы продолжают трансформироваться и на протяжении XVIII в. под влиянием новых течений в искусстве.
Патриарх Иоаким издал определение об обязательности использования лишь Антиминсов, отпечатанных в Москве.
С XVIII в. Антиминсы печатались также в архиерейских печатнях Новгорода и Тобольска. Вплоть до конца 1-й четверти XVIII в. изготовление и рассылка Антиминсов входили в функции Патриаршего Казенного приказа, за что предусматривалась особая плата с приходов.
На печатных Антиминсах запись об освящении обычно располагается по верхнему и нижнему полю. Архиерей, освящавший печатный Антиминс, как правило, начинал свою подпись вводным оборотом: «рукою властною...», «рукою многогрешною...», «Божиею милостию, смиренный...» (так подписываются современные Антиминсы), и далее указывал свое имя и титул.
Печатные А., как правило, изготовлялись и изготовляются из шелковой ткани.
Если в допетровской России была достаточно широко распространена практика выдачи т.н. «подвижных» (в отличие от «неподвижных», освящаемых к конкретному храму, чаще всего одновременно с последним) Антиминсы в домовые церкви более или менее состоятельных людей и на корабли, то в период церковной реформы Петра I и позднее намечается тенденция в сторону все большего ее сужения.
В 1855 Синод разработал окончательный тип рисунка и печатного формуляра для Антиминса. Современная надпись отличается от образца 1855 отсутствием упоминания императора и заменой упоминания о Синоде титулом и именем Святейшего Патриарха (обычно печатается типографским способом), и последовательностью реквизитов, а также (незначительно) их формулировками.
Нормой является освящение Антиминса одновременно с освящением храма, к которому он выдается (если данное освящение производит сам архиерей). В случае обветшания Антиминса меняется в епархиальном управлении (в дореволюционной России - в Духовной Консистории). Старые Антиминсы до революции нередко продолжали храниться на приходах, в алтаре или ризнице, без богослужебного употребления, хотя уже в 1735 Синод предписал отсылать их в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейских домов, для чего по Указу Синода 1842 в последних должны были вестись особые реестры хранения антиминсов.
Если до XVII в. в России Антиминсы чаще всего прибивались деревянными гвоздями к престолу или пришивались к его облачению, то с XVII в., по примеру греческих церквей, их в сложенном виде помещают в особый плат («илитон»), разворачивая в определенный момент совершения Литургии.
Особенностью греко-католических (униатских) Антиминсов является изображение в нижней части личного герба правящего епископа.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.