Гааз, Федор Петрович, врач
Гааз (Haas) Федор (Фридрих- Иосиф) Петрович, врач-филантроп, родился 24-го августа 1780 г. в немецкой семье, в Мюнстерэйфеле близ Кельна. Дед его был доктором медицины, отец — аптекарем.
Несмотря на многочисленность семьи (она состояла из пяти братьев и трех сестер) и ограниченность средств, все братья получили прекрасное образование. Первоначально Гааз учился в местной католической церковной школе, затем слушал курсы философии и математики в Йенском университете и, наконец, окончил курс медицинских наук в Вене, где еще специально занимался изучением болезней глаза под руководством известного тогда офтальмолога Алама Шмидта.
Гааз был однажды приглашен к заболевшему кн. Репнину, жившему временно в Вене; лечение пошло очень успешно, н благодарный пациент уговорил молодого и талантливого врача поехать вместе с ним в Россию. С 1802 года Гааз поселился в Москве; вначале совершенно незнакомый с русским языком, он быстро освоился на новом месте и, в силу своих основательных знаний в области медицины, приобрел огромную практику. Его часто приглашали на консультации; двери московских больниц и богоугодных заведений были ему открыты. Обозревая эти заведения, Гааз нашел множество страдающих глазами больных и, всегда отзывчивый к горю и страданию ближнего, с разрешения Московского губернатора Ланского, энергично взялся безвозмездно за их лечение.
Слухи о деятельности молодого, искусного врача дошли и до Петербурга; 4-го июня 1807 г. контора Московской Павловской больницы получила приказ, в котором говорилось, что Императрица Мария Феодоровна находит Гааза «достойным быть определену в Павловской больнице над медицинскою частью главным доктором». Но заняв ответственную и хлопотливую должность главного врача больницы, Гааз не переставал заботиться о своих бесплатных больных и всегда находил время для посещения их.
За свою деятельность он был представлен Ланским к ордену Св. Владимира 4-й ст.; этот знак отличия Гааз очень ценил и неизменно носил его до смерти на своем поношенном, но всегда опрятном, фраке.
В 1809 и 1810 гг. Гааз предпринял две поездки на Кавказ для ознакомления с тамошними минеральными источниками. Результатом этих поездок явился изданный Гаазом в 1811 г. весьма ценный труд: «Ma visite aux eaux d’Alexandre en 1809-1810»(M.1811.4°), где он дал научное и систематичное описание уже известных и вновь им открытых (серно-щелочный в Эссентуках) источников, записал много сделанных им химических, топографических и метеорологических наблюдений, живо нарисовал природу и быт Кавказа; в частых отступлениях и рассуждениях автора звучит глубокое уважение к науке и негодование на её недостойных и корыстных служителей.
1 июня 1812 г. Гааз оставил государственную службу, но уже в 1814 г. поступил в действующую армию, деятельно работал на войне и дошел с нашими войсками до Парижа.
По окончании кампании он вышел в отставку и поехал в свой родной Мюнстерэйфель, где застал всю семью в сборе у постели умирающего отца. Не долго, однако Гааз пробыл на своей родине; после смерти отца его неудержимо потянуло в Россию, с которой он успел уже сжиться. Первое время по возвращении в Москву Гааз занимался частной практикой и стал вскоре знаменитым врачом, которого всюду приглашали и к которому больные часто приезжали из самых отдаленных местностей, так что, несмотря на свое бескорыстие, он стал обладателем большого состояния: имел суконную фабрику, имение, дом в Москве, ездил, по тогдашнему обычаю, в карете, запряженной цугом четверкой белых лошадей. Но он не забывал и бедного люда и много уделял времени на прием бесплатных больных, которым помогал не только советами, но часто и деньгами.
В 1825 г. московский генерал-губернатор кн. Голицын обратился к Гаазу с предложением занять должность московского штадт-физика; после долгих колебаний он принял : 14 августа 1825 г. эту должность и со свойственной ему энергией стал деятельно проводить различные преобразования по медицинской части города : и вместе с тем горячо бороться с той апатией и тем безразличием, и с которыми относились к своему делу его сослуживцы по медицинской конторе. Много тяжелых минут и огорчений пришлось перенести Гаазу за короткое время его пребывания на должности штадт-физика; его горячая живая деятельность постоянно сталкивалась с холодной канцелярской инертностью. И начальство и сослуживцы были недовольны «беспокойной деятельностью» Гааза, пошли жалобы и доносы на него; все, начиная с его иностранного происхождения и кончая тем, что свое жалование штадт-физика он отдавал своему смещенному предшественнику, — ставилось ему в вину, и через год (27 июля 1826 г.) он вынужден был оставить должность и вновь занялся частной практикой.
24 января 1828 г. было разрешено учредить в Москве губернский тюремный комитет, «по представлению и настоянию» кн. Д. В. Голицына. князь тщательно подбирал личный состав комитета, несколько раз изменял список лиц, казавшихся ему достойными послужить великому и трудному делу преобразования тюрем, но во всех его списках неизменно стояло имя Гааза.
В 1830 г. Гааз был назначен членом комитета и главным врачом московских тюрем (в 1830—1835 гг. он совмещал с этим еще и должность секретаря комитета). С этого времени, в течение почти 25 лет, все свои силы, всю свою жизнь и все материальные средства отдавал он этой новой деятельности, всецело захватившей его. Он внес в нее искреннюю любовь к людям, непоколебимую веру в правду и глубокое убеждение, что преступление, несчастие и болезнь так тесно связаны друг с другом, что разграничить их иногда совершенно невозможно; Гааз поставил себе целью «справедливое, без напрасной жестокости, отношение к виновному, деятельное сострадание к несчастному и призрение больного»; ничто не могло остановить его в неукоснительном стремлении к этой цели: ни канцелярские придирки, ни косые взгляды и ироническое отношение начальства и сослуживцев, ни столкновения с сильными мира сего, ни даже горькие разочарования. Он был всегда верен своему девизу, высказанному в его книге «Appel aux femmes»: «торопитесь делать добро».
Раз или два в неделю из Московской пересыльной тюрьмы на Воробьевых горах отправлялись большие партии арестантов в Сибирь; при этих отправках в течение многих деть всегда присутствовал Гааз; здесь он впервые воочию познакомился с положением арестантов и их бытом и горячо взялся за дело возможного облегчения их тяжёлого положения. Прежде всего, его поразила мучительность и несправедливость способа препровождения ссыльных на пруте: в то время как каторжники шли в одиночку, скованные ножными кандалами, менее важные преступники препровождались на пруте и переносили тяжелую муку, так что как милости просили у начальников, чтобы с ними поступали как с каторжниками. Гааз энергично стал хлопотать об отмене прута, но, несмотря на сочувствие и поддержку кн. Голицына, хлопоты эти долгое время оставались безрезультатными; Гааз тем временем производил опыты, замены прута кандалами, но более легкими, чем те, которые существовали до тех пор. Наконец, ему удалось изготовить кандалы "с цепью, длиною в аршин и весом в три фунта, которые были достаточно прочны, но вместе с тем и не так утомляли в походе закованного в них; Гааз обратился с горячим ходатайством к комитету о разрешении перековывать в эти кандалы всех арестантов, проходящих через Москву на пруте; вместе с этим он представлял и средства для заготовки первой партии таких кандалов, обещал и впредь доставлять на них средства от «добродетельных людей» и просил разрешения приспособить для изготовления облегченных кандалов кузницу, уже существовавшую на Воробьевых горах. Пока по этому вопросу шла длинная канцелярская переписка, кн. Голицын решил в Москве ввести новые кандалы для арестантов, которые с восторгом и благодарностью встретили эту реформу и назвали новые кандалы «Гаазовскими». Начальники местных этапных команд с неудовольствием смотрели на нововведение, причинявшее много хлопот, но сам Гааз зорко и неустанно следил за делом перековки арестантов и в течение всей своей доследующей жизни, за исключением её последних дней, неизменно присутствовал на Воробьевых горах при отправке каждой партии арестантов. Когда впоследствии кн. Голицын часто должен был уезжать по болезни за границу, и Гааз лишался таким образом его поддержки, начальники стали резко отказывать в просьбах о перековке арестантов. Но «утрированный филантроп», как назвал Гааза командир внутренней стражи Капцевич, продолжал «гнать свою линию» и добился даже освобождения всех дряхлых и увечных арестантов от заковывания. Видя, как в Москву приходили арестанты с отмороженными руками в тех местах, на которые надевались железные кольца наручников, Гааз начал энергично хлопотать об обшивании кожей наручников, чего и добился в 1836 г., когда был издан указ «о повсеместном в России обшитии гаек у цепей кожей». Не менее настойчиво хлопотал Ф. П. об отмене бритья половины головы для не лишенных всех прав состояния. И эти хлопоты увенчались полным успехом: 11 марта 1846 г. Государственным Советом было отменено поголовное бритье головы и удержано только для ссыльно-каторжных. Продовольственный вопрос тоже привлекал внимание Гааз, и, когда в 1847 и 1848 гг. последовало временное оаспоряжение об уменьшении на одну пятую довольства заключенных, он чнес «от неизвестной благотворительной особы» 1100D р. в комитет для улучшения пищи содержавшихся в пересыльном замке. Еще 2 апреля 1829 г. Гааз усиленно ходатайствовал перед кн. Голицыным о том, чтобы последний уполномочил его свидетельствовать состояние здоровья всех находящихся в Москве арестантов и подчинил ему, в этом отношении, полицейских врачей, небрежио относившихся к этому делу; ходатайство его было уважено. В 1832 г. его заботами и на им же собранные средства на Воробьевых горах была устроена для арестантов больница на .120 кроватей, которая и. поступила в его непосредственное заведывание. Здесь мог он оставлять несчастных на некоторое время в Москве «по болезни», мог снимать с них кандалы и давать ин возможность собраться с нравственными и физическими силами перед «владимирской», отогреться душевно и найти утешение и поддержку. Но не только для больных и слабых, а вообще для всех пересыльных он выхлопотал разрешение останавливаться ь Москве на неделю, чтобы была возможность действительно ознакомиться с их нуждами и помочь им. В течение этой недели Гааз посещал партию не менее четырех раз. Он выхлопотал также разрешение устроить на другом конце Москвы, а именно за Рогожскою заставой, полуэтап, так как первый переход от Москвы до Богородска был очень длинен, а исполнение разных формальностей задерживало выступление партии до 2—3 часов дня. Вот к этому-то Рогожскому полуэтапу подъезжал каждый понедельник, рано утром, Ф. 11. в своей старомодной, всей Москве известной пролетке, доверху нагруженной припасами для пересыльных. Гааз обходил арестантов, раздавал им припасы, ободрял, напутствовал их и прощался с ними, часто даже целуя тех, в которых успел подметить «душу живу». А нередко можио было видеть, как он,— во фраке, с Владимирским крестом в петлице, в старых башмаках с пряжками и в высоких чулках, а если это бывало зимой, то в поры- желых высоких сапогах и старой волчьей шубе, — шагал несколько верст с партией, продолжая свою беседу со ссыльными. Такое отношение к арестантам возбуждало много неудовольствий против Гааз, и их последствием было то, что в 1839 г. он был совершенно устранен от свидетельствования пересыльных. Это распоряжение глубоко оскорбило его, но ничто не могло сломить его энергию и заставить отступить от дела, которое он считал правым. Опираясь на свое звание и право директора тюремного комитета, Гааз так же аккуратно продолжал посещать пересыльную тюрьму и так же горячо заступался за «своих» арестантов. Его упорство и настойчивость, наконец, утомили его противников: на «утрированного филантропа» махнули рукой и стали смотреть сквозь пальцы на его деятельность. Понятно, с какой любовью и глубоким уважением смотрели арестанты на «своего святого доктора», и за всю его «службу» при тюрьме ни одно грубое слово не коснулось его слуха даже в камерах самых закоренелых преступников, к которым он входил спокойно и всегда один. С надеждой на утешение и возможное облегчение их тяжелой участи, шли пересыльные в Москву и уходили из неё в далекую Сибирь, унося в сердцах воспоминание о чистом образе человека, положившего свою жизнь на служение несчастному и обездоленному брату. Когда впоследствии до этих людей дошла печальная весть о смерти их заступника, они на свои трудовые гроши соорудили в Нерчинских рудниках икону Св. Феодора Тирона с неугасимой перед ней лампадой.
Не менее плодотворна была деятельность Гааз и по преобразованию московского губернского тюремного замка, который был в самом ужасном состоянии. Но многократным представлениям Гааза кн. Голицын через тюремный комитет разрешил ему в виде опыта перестроить один из коридоров замка хозяйственным способом, и он принялся за дело, не жалея своих средств для ускорения его. В половине 1833 г. часть тюремного замка приняла образцовый, по тому времени, вид: чистые камеры, выкрашенные масляной краской, освещались широкими окнами и были снабжены поднимающимися на день нарами; .были устроены умывальники и ретирады, изгнавшие из камер зловонную «парашу»; на дворе был вырыт колодец, а двор обсажен сибирскими тополями. Гааз устроил в тюрьме мастерские: переплетную, столярную, сапожную, портняжную и даже плетение лаптей.
В 1836 г. его трудами и на пожертвования, собранные им же, была устроена, за неимением места в губернском замке, школа для арестантских детей при пересыльной тюрьме; Гааз очень любил детей, часто посещал эту школу, ласкал детей и следил за их успехами. Он заботился также о духовном просвещении арестантов и постоянно хлопотал перед комитетом о раздаче им Евангелия и книг духовно-нравственного содержания. Гааз на свои собственные средства издал книжку под заглавием: «А. Б. В. христианского благонравия», и раздавал ее всем проходившим через Москву ссыльным. В этой книжке, начинавшейся текстами из Евангелия и Посланий Апостольских, автор убеждает читателя не смеяться над несчастием другого, не гневаться, не злословить, а главное — не лгать.
Благодаря самоотверженным усилиям Гааза возникла «полицейская больница для бесприютных» (потом Александровская больница), которую народ называл Гаазовской.
В 1844 г. 150 больных арестантов были временно переведены в дом Ортопедического института в Мало-Казенном переулке на Покровке. Дом этот был исправлен и приспособлен для больницы на личные средства Гааза и на пожертвования, собранные им же. Сюда же он привозил в своей пролетке тех больных, которых ему иногда во время постоянных разъездов по городу случалось поднимать на улице. Когда впоследствии арестанты были переведены в тюремный лазарет, Гааз всеми силами старался сохранить эту больницу для бесприютных больных и добился того, что она была признана постоянным учреждением. В «своей» больнице Гааз завел и «свои» порядки. Мягкий, деликатный, обходительный, относившийся с искренней любовью к своему делу, он требовал того же и от своих подчиненных; но прежде всего этого он требовал от них правды и не выносил лжи. В своей деятельности Гааз находил поддержку в генерал-губернаторах кн. Д. В. Голицыне и кн. А. Г. Щербатове; но с 1848 г., когда генерал-губернатором был назначен гр. Закревский, все просьбы и ходатайства Гааза стали признаваться не заслуживающими внимания.
В начале августа 1853 г. Гааз заболел (у него сделался громадный карбункул) и сразу выяснилось, что нет никакой надежды на выздоровление. Он очень страдал, но ни одна жалоба, ни один стон не сорвались с его уст, и 16 августа он умер так же спокойно и тихо, как нес свою многотрудную жизнь. Двадцатитысячная толпа провожала гроб его к месту последнего упокоения на кладбище на Введенских горах.
После его смерти в скромной квартирке нашли плохую мебель, поношенную одежду, несколько рублей денег, книги и астрономические инструменты; последние были единственной слабостью покойного, и он покупал их, отказывая себе во всем: после тяжёлого трудового дня он отдыхал, глядя в телескоп на звезды.
Оставшаяся после него рукопись «Appel aux femmes», в которой Гааз, в форме обращения к русским женщинам, излагает те нравственные и религиозные начала, которыми была проникнута его жизнь, издана была его душеприказчиком доктором А. И. Полем.
Гааз не оставил после себя никакого состояния. Но зато велико было то нравственное наследие, которое оставил он людям. Если при жизни сильно было нравственное влияние Гааза на москвичей, так что одного его появления перед волнующейся толпой во время холеры 1848 г. и нескольких слов было достаточно, чтобы успокоить эту толпу и заставить ее разойтись, то после смерти светлый образ этого человека может служить всему миру ярким примером, как можно осуществить на земле идеал христианской любви к людям при самых тяжелых жизненных условиях. И несмотря на это, имя Гааза было долгое время в забвении, и только в 1890 г. А. Ф. Кони в своем докладе, прочитанном в С.-Петербургском юридическом обществе напомнил русскому обществу об одном из замечательных его деятелей.
1 октября 1909 г. Ф. П. Гаазу был открыт памятник во дворе Александровской больницы в Москве, и к этому же времени учреждено «Ольгинское благотворительное общество в память доктора Ф. П. Гааэа» с фондом в 20000 рублей.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.