Гагара, Василий Яковлев, паломник
Гагара, Василий Яковлев, паломник XVII века, купец, уроженец г. Плеса на Волге, жил в Казани и вел торговлю с Востоком.
По собственному свидетельству он до 40 лет вел жизнь греховную («аки свинья в кале греховне пребых, блуд творяше беспрестанно»), пока удары судьбы не заставили его исправиться. Дела его расстроились: товар, посланный в Персию, потонул в море; почти одновременно скончалась его жена. Под влиянием этих несчастий Василий Яковлев дал обет отправиться в Иерусалим «помолитися и у Господня гроба приложитися, и во Иердане искупатися, и многим патриархом греческим о гресех своих блудных и скверных покаятися и потом от них приняти благословение». После этого он в один год нажил вдвое более потерянного и решил привести свой обет в исполнение.
В 1634 г. Гагара отправился в путь со своим слугой Гаранькой, раньше ездившим с его товарами в Персию. Путешествие до Иерусалима длилось целый год. Шел он на Астрахань, Тифлис, Эривань, Ардаган, Карс, Эрзерум, Севастию, Кесарию, Алеппо, Амидонию, Дамаск и Самарию.
Не застав в Иерусалиме патриарха Феофана, Василий Яковлев пробыл там только три дня и отправился в Египет к Александрийскому патриарху Герасиму. В Египте пробыл он 14 недель (с декабря 1635 г. до половины марта 1636 г.) и получил от патриарха грамоту к царю Михаилу Феодоровичу.
Посетив на обратном пути Синай, Василий Яковлев за две с половиной недели до Пасхи пришел в Иерусалим и встретил здесь Светлый праздник, приходившийся в 1636 г. на 17 апреля. Возвращаясь на родину, он пошел сначала прежним путем, но, услышав о движении персидских войск против турок, не решился идти на Грузию, а свернул к Черному морю и имел намерение от Синопа продолжать путь морем. Греки, однако, отсоветовали ему морское путешествие вследствие слухов о походе Крымского хана на Русскую землю. Тогда Василий Яковлев пошел по морскому берегу по направлению к Константинополю, переплыл море у Галлиполи и черев Болгарию и Румынию достиг Польши.
В Виннице его приняли за московского посла в Турции и держали в заключении в продолжение 14 недель, пока не пришла грамота о нем из Москвы.
Из Винницы Василий Яковлев отправился в Киев, где виделся с митрополитом Петром Могилой, и в конце апреля или начале мая 1637 г. был уже в Москве.
За свои странствования и вести о восточных делах он был записан в гостиную сотню и остался жить в Москве. До нас дошло описание путешествия Василия Яковлева, сделанное им самим. По отзыву архимандрита Леонида оно по простодушию и излишней доверчивости к сказаниям вожей стоит ниже описаний наших паломников ив духовенства и замечательно лишь потому, что Василий Яковлев первый из русских посетил Иерусалим после смутного времени и так сказать возобновил сношения русских людей с дорогой их сердцу святыней. Интересно оно также потому, что дает описание Грузии.
По мнению А. Н. Пыпина, Василий Яковлев Гагара — образчик среднего (здесь – обыкновенного) русского человека первой половины XVII века; незаурядный деловой человек, достаточно книжный, он чрезвычайно любопытен первобытностью своих понятий. Сочинение его — рассказ мирянина, отличающегося простодушным и грубоватым реализмом старинного московского человека и бесконечным легковерием ко всему фантастическому; оно с самого начала преисполнено чудесами. «Житие и хождение в Иерусалим и Египет» Гагары сохранилось в нескольких списках, которые находятся в Московском Архиве Министерства Иностранных Дел и библиотеках: Императорской Публичной (3 списка), графа Уварова и Казанской Духовной Академии; существовали и другие списки, неизвестно где теперь находящиеся. Списки эти разделяются на две группы: ранней редакции и поздней, отличающейся от первой более книжным и искусственным языком и не содержащей очень откровенного рассказа Гагары о его прегрешениях до паломничества.
С хождением Гагары впервые наиболее обстоятельно познакомил публику А. Н. Муравьев в 1848 г. в предисловии к своему «Путешествию к Святым местам в 1830 г.». Сводный текст хождения по двум спискам второй редакции был издан И. П. Сахаровым в его «Сказаниях русского народа» (C.-Пб. 1849 г., т. II) и перепечатан почти целиком с некоторыми исправлениями и подстрочными примечаниями архимандритом Леонидом в его статье: «Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV-XVII веков» (Чтения Общества Истории и Древностей России. 1871 г., т. I и отдельно). По списку, представляющему особый извод первой редакции, но только неполному и искаженному, хождение было напечатано I. М. в 1851 г. (Временник Общества Истории и Древностей России, т. X); сокращенный пересказ начала хождения Гагары поэтому же изводу представляет отрывок, напечатанный в 1869 г. А. Н. Поповым в «Обзоре хронографов русской редакции».
Текст хождения обеих редакций, с указанием разночтений всех списков, напечатан С. О. Долговым в 33-м выпуске «Православного Палестинского Сборника» (С.-Пб. 1891 г.).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.