Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ЭНИГМА АРКАИМА

ЭНИГМА АРКАИМА

Аркаимом принято называть древнее городище, обнаруженное советскими археологами в 1987 году в Зауралье.

В 1991 году начались масштабные раскопки Аркаима под руководством Г.Б. Здановича. Была вскрыта примерно половина площади поселения. Впервые в Зауралье был применен метод реконструкции, сделаны рисунки и макеты внешнего вида поселения.

При раскопках Аркаима были обнаружены гончарные изделия и инструменты гончаров, формы для отливки изделий из металла, наковальни, наконечники стрел, лошадиные сбруи, погребения младенцев в стенах жилищ, останки домашних животных, водопровод, стоковая канализация.

В 1990-е годы Аркаим получил большую известность и популярность. Помимо Аркаима археологи нашли поблизости еще пару десятков древних поселений, в комплексе назвав их «Страной городов». Наиболее известно из них поселение Синташта, давшее название так называемой «синташтинской культуре».

С начала 1990-х годов Аркаим стал очень популярным среди эзотериков. Его называют местом силы, прародиной ариев, колыбелью человеческой цивилизации, родиной маздаяснийского пророка Заратустры (Зороастра, Зердешта, Зардушта)… Тема Аркаима активно муссируется в многочисленных сенсационных публикациях, авторы которых  любят завышать древность городища и уровень развития жителей древнего укрепленного поселения.

Возраст укрепленного поселения бронзового века составляет четыре тысячи лет. Хотя в Уральском регионе были обнаружены значительно более древние археологические памятники, уникальность Аркаима заключается в том, что он был создан по заранее продуманному плану, со сложной и многофункциональной архитектурой.

Аркаим назван по расположенной в четырех километрах южнее горе. Топоним «Аркаим» происходит от тюркского слова «арка» - «хребет», «спина», «основа».

Городище расположено на мысу на слиянии рек Большая Караганка и Утяганка. Протогород-поселение имеет кольцевую форму диаметром сто семьдесят метров. На месте стен поселения сейчас угадываются лишь небольшие валы, представляющие собой два круга – внешний и внутренний. Жилища размещались внутри. Все было изготовлено из дерева, а потому почти ничего не сохранилось.

К обеим кольцевым стенам были пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. Фактически город представлял собой деревянную крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. Стены были сделаны из бревен, забитых глиной, и глиняных необожженных кирпичей. В жилищах имелись колодцы, очаги, ямы-хранилища. В самом центре поселения располагалась площадь, к которой вели прямые улицы. Уникальной особенностью древнего города была ливневая канализация, отводившая воду за пределы поселения.

По найденным черепам и другим костным останкам ученые установили, что жители Аркаима относились к европеоидной расе. Антропологические реконструкции мужчины и женщины можно увидеть в Челябинском областном краеведческом музее и музее природы и человека заповедника «Аркаим».

Жители Аркаима были металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. Они умели обрабатывать шкуры, кость, изготавливать глиняную посуду и ткать. А еще якобы именно здесь одомашнили лошадь, изобрели двухколесную телегу и боевые колесницы, освоили тактику колесничного боя и придумали металлургическую печь. Конечно, эту точку зрения разделяет далеко не весь научный мир.

Археологический памятник отнесли к рубежу III—II тысячелетия до Р Х., либо к началу II тысячелетия до Р. Х. Подобных протогородов в Уральском регионе в более поздний период эпохи бронзы не находили. Неизвестно почему, но однажды жители решили собрать все пожитки, оставить свои дома и уйти в другое место. Перед этим городище было уничтожено чудовищным пожаром. По этой причине археологические находки на городище достаточно немногочисленны.

С поверхности земли ничего особенного здесь не разглядеть. Увидеть очертания древнего городища можно разве что с воздуха. Тем не менее, местные ученые всерьез рассуждают о зарождении именно здесь арийской расы, о находившейся тут древней обсерватории. Они проводят аналогии в текстах древнеиранской «Авесты» и древнеиндийской «Ригведы». Арии - древнее самоназвание индоиранских племен. В настоящее время к числу этих народов относятся: иранцы, таджики, осетины, курды, белуджи, многие народы Индии. На языках, близких языкам этих современных иранских народов, говорили древне скифы и сарматы. По вопросу о прародине ариев ученые и энтузиасты спорят до сих пор, и конца этим спорам не видно. Почему бы не предположить, что она находилась в области Аркаима?  И что именно город-крепость, носящий ныне условное название Аркаим, была некогда легендарной «Варой» - «убежищем», построенным, согласно священной книге древних ариев – «Авесте» - первым земным царем – праведным Йимой – для спасения   избранных людей и других творений Верховного Бога Ахуры-Мазды (Ормузда) от Великой Зимы и Всемирного Потопа?

Вара в иранской мифологии была построена Йимой по совету самого Ахуры-Мазды, призвавшего праведника пред свое лице на «Арийском Просторе» (Арияна-Вайджа).  Йима/Яма почитался индоиранцами-ариями как первопредок, ставший впоследствии царем загробного мира. Резиденция Ямы, аналогичная Варе, фигурирует и в индийской ведической мифологической традиции, но иранская Вара описана более выразительно, с большим числом конкретных деталей, близких к реальности. К тому же в иранской традиции представлено как бы несколько этапов мифологизации Вары: в «Авесте», в последующей среднеперсидской (пехлевийской) литературе и, наконец,  в позднем иранском эпосе.

Конечно, уже и в «Авесте» Вара Йимы – в целом мифологический образ: он введен в рамки эсхатологического мифа. Местонахождение вары перенесено в страну Ариана-Вайджа (Видевдат, II, 20, 21), так как в авестийской традиции именно эта страна считалась прародиной ариев, и место Йимы, прародителя ариев, естественно, могло быть только там. На самом деле предание о Йиме гораздо древнее представления об Ариана-Вайдже как прародине ариев. Ариана-Вайджа в авестийские времена (VII–VI вв. до Р. Х.) была вполне реальной страной Средней Азии (бассейн Верхней Амударьи), и лишь в позднеавестийской традиции она приобрела мифологические черты в результате того, что воспоминания о ней слились с мифом о Йиме. Результатом той же эволюции явилась характеристика прекрасной и «счастливой» Арьина-Вайджи как крайне холодной страны, как своего рода «ледяного рая» (Видевдат I, 2, 3), удивлявшая многих исследователей. Видимо, к более древнему пласту мифа о Йиме восходит сообщение о том, что этот герой-первопредок строил свои «селения и города» в «славной и счастливой» долине у горы Бакир (Бундахишн XII, с. 43).

Итак, если собрать воедино все указания первоначального мифа на место, где Йима соорудил свою Вару, в том числе и те, которые позднее были использованы для характеристики Ариана-Вайджи, и исключить из них заведомо сказочные моменты, то получится удивительно реалистичная картина суровой северной страны. Еще более удивительно, что она в течение веков хранилась в памяти народа, жившего уже в совсем ином природном окружении.

Картина эта вполне соответствует природным условиям северных степей и лесостепей, включая и территорию распространения синташтинской культуры. Правда, указания на то, что в этой стране, в «сердце зимы», десять месяцев длится зима, а лето – лишь два месяца, да и те холодны для воды, земли и растений (Видевдат, I, 3), равно как и намеки на «полярные» явления в стране Йимы (Видевдат, II, 40, 41), видимо, обязаны своим возникновением влиянию сведений о еще более далеких северных землях.

В остальном же перед нами типичная «пастушеская идиллия» северных степей и лесостепей. Летом многочисленные стада крупного и мелкого скота, охраняемые собаками, пасутся на вечно зеленеющих лугах с обильной травой, возможно, обустроенных и какими-то мелиоративными сооружениями; стада пасутся и в долинах рек, и на вершинах гор, и в совсем пустынных местах, но в случае надобности могут укрыться в огороженных убежищах. Но вот наступает зима с жестокими морозами, по небу плывут тучи, хлопья снега покрывают глубоким слоем и вершины гор, и равнины. А когда зима кончается, снег тает и бурно текут воды, случаются наводнения. Глубокие снега особенно гибельны для мелкого скота, поэтому после такой зимы чудом будет увидеть след овцы (Видевдат, II).

Но уже в «Авесте» наступление зимы в стране Йимы представлено как одноактная мировая катастрофа. В пехлевийской версии о зиме совсем нет речи, ее заменил “ливень Маркусан” (Меноги-Храд, XXVII, 28) в качестве грядущей катастрофы в конце света, и весь сюжет приобрел явные черты мифа о Всемирном Потопе. Зима осталась лишь в описании Эранвежа, т. е. Ариана-Вайджи (Меноги-Храд, XLIV, 17–23).

Однако реальная основа описания страны Йимы полностью соответствует той картине сельскохозяйственной округи синташтинской культуры («поселенческой системы»), которая вырисовывается по данным археологии. Это и обширные пастбища, и стада скота того же состава, собаки, сезонные стоянки скотоводов с загонами для скота, каналы и плотины и т. д.

Спасаясь от суровой зимы, жители страны Йимы и укрываются в Варе (собств. «ограда», «укрепление», «град»). Вара описана в Авесте тщательно, с множеством вполне реальных деталей, что похоже на настоящую инструкцию по строительству подобных сооружений, вложенную, естественно, в уста Ахура-Мазды. Возможно, что текст этот и представлял собой инструкцию, передаваемую из поколения в поколение на протяжении веков, сначала устным путем.

Удивительно, насколько точно совпадает описание Вары с руинами Аркаима. О совпадении строительной схемы, лежащей в основе как мифической Вары, так и Аркаима, говорилось уже не раз. Имеются в виду три концентрических кольца стен (тоже «вары») и три главных радиальных улицы. Судя по мифу о Йиме, основное предназначение Вары – спасение от зимнего холода, т. е. Вара служила людям как сезонное убежище. И археологические данные наводят на мысль о том же относительно Аркаимского городища – «фортифицированного центра». Интересно, что даже численность населения Вары (1900 человек), определяемая Видевдатом (II, 30, 38), примерно совпадает с предполагаемой населенностью Аркаима (две–три тысячи человек) .

Внешняя окружность предназначалась для размещения коров и овец, которым были приготовлены «корма неисчерпаемые» (Видевдат, II, 25, 26, 33, 34). Это указывает на заготовку сена; и действительно, синташтинцы знали такое орудие труда, как серп для сенокошения, причем это было единственное их орудие труда, изготовленное из металла. Средняя окружность предназначалась для людей, а центральный круг – для «семян мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных огней пылающих» (Видевдат, II, 25, 33). Действительно, только соответствующие части городища Аркаим были застроены домами с выходами, обращенными к центру круга.

Жилища Вары, описанные в Видевдате (II, 26, 30, 34, 38), во всех деталях соответствуют домам Аркаима. Жилища Вары имеют переднюю (fravarem) и внутреннюю, огороженную (parivarem) части и еще какую-то деталь (fraskembem), толкуемую то как балкон, то как навес. Внутренняя часть – это хозяйственный отсек домов Аркаима, а последняя деталь, скорее всего, – надстройка на кровле. Что же касается «двери-окна, освещающей сама собой», то это, конечно, входные отверстия на крыше аркаимских домов.

Строил же Йима Вару из увлажненной земли (zemo), которую он «топтал пятками и мял руками» (Видевдат, II, 31, 32) – обычный способ приготовления глинобитных блоков или сырцовых кирпичей. Данному факту традиция придавала большое значение, и еще поздний иранский эпос помнил, что Джемшид, то есть, Йима, первым приказал лепить кирпичи из увлажненной глины и применять известь в строительстве стен (Шахнаме, 881–886). И в Аркаиме стены возводились из глины с известью, использовались глинобитные блоки или сырцовый кирпич.

Однако Вара служила не только зимним убежищем. Многочисленные археологические соответствия Варе имели, прежде всего, культовое назначение. Археологи, исследующие Аркаимское поселение, отмечают сакральный характер также и этого памятника в целом. Местом культовых действий была площадь в самом центре поселения. Видимо, здесь и совершались празднества в честь Йимы и других богов, длившиеся не один день и носившие оргиастический характер, с применением хаомы (священного напитка древних ариев, аналога ведической сомы). Вара как место культовых действий была убедительно сопоставлена с «церемониальными центрами» нуристанских «кафиров», современных поклонников Йимы, известного у них как Имра (аналога древненордического Имира северных германцев). Такой центр мог быть просто открытой площадкой на территории селения, где совершались экстатические танцы со специальными обрядовыми жезлами и топорами в руках, напоминающими культовые «лопаточки», булавы и топоры синташтинцев. Главным праздником поклонников Йимы был день весеннего равноденствия, Навруз по-новоперсидски. То, что этот праздник учрежден Джемшидом, знал позднеиранский эпос (Шахнаме, 907–924), а сам праздник на протяжении веков сохранял очень много черт, восходящих к седой архаике..

Вообще, соотношение реалий Аркаима и других памятников синташтинской культуры с материалами мифа о Йиме-Яме-Имре и культовыми традициями поклонников этого божества вплоть до обрядности нуристанских «кафиров» нового времени нуждается в дальнейшем изучении, которое может дать очень много интересных наблюдений для реконструкции религиозной жизни как синташтинцев, так и вообще древних индоиранцев. Это касается, например, связи Йимы и его Вары с культом предков древни ариев, смерти и возрождения, с культом огня и солнца, истории погребальных обрядов и обрядов жертвоприношений и др.



Название статьи:   ЭНИГМА АРКАИМА
Категория темы:   Вольфганг Акунов Древняя Русь Россия сегодня Разные новости
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Вольфганг Акунов
Дата написания статьи:  17 августа 2021

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"




I Мировая война Video Австрийская армия Античный мир Артиллерия Белое движение Британская империя Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Военно-монашеские ордена Вольфганг Акунов Выставки Германская империя Гражданская война Декабристы Донское казачество Древняя Русь Екатерина II Инфантерия История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Пажеский корпус Петр I Покорение Кавказа Польская кампания 1831 г. Просто Большевизм Революционные войны Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Австро-Французская война 1805 г. Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй






{sape_teaser}



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru