Депп, Александр Филиппович, генерал-лейтенант
Депп, Александр Филиппович, инженер-генерал-лейтенант, сын известного в свое время врача Филиппа Филипповича Деппа, дворянин Петербургской губернии, родился 23 июня 1835 года, † 3 марта 1889 года.
Вступив в 1850 году кондуктором в Николаевское инженерное училище, 17 июня 1854 г. он был из портупей-юнкеров произведен в полевые инженер-прапорщики и оставлен при училище для продолжения курса в офицерских классах, переименованных затем в инженерную академию. По окончании её, с производством за отличные успехи в поручики, А. Ф. Депп в 1856 г. был зачислен в Петербургскую инженерную команду и командирован на съемку Керчь-Еникольского пролива.
В следующем году поручик Депп удостоился получить именное Высочайшее благоволение и, переведенный затем в херсонскую инженерную команду, в мае 1859 г. командирован в Западную Европу и Соединенные Штаты Северной Америки для ознакомления с механизмами и приспособлениями к производству значительных строительных работ.
Возвратясь из этой командировки, в которой пробыл около года, А. Ф. Депп за отличие был произведен в штабс-капитаны и капитаны.
В 1864 г. он переведен в Лейб-Гвар Саперный батальон, в котором командовал ротою Его Величества, затем произведен в полковники, в 1867 г. назначен командиром 5-го саперного батальона, а в 1872 г. — помощником начальника инженеров Киевского военного округа.
В следующем году он был командирован в г. Дубно (Волынской губ.) для производства дополнительной съемки и подготовительных работ по возведению вновь проектировавшейся тогда близь этого города крепости.
Успешно выполнив это ответственное поручение, Депп был назначен состоять для особых поручений при главном инженерном управлении и награжден подарком по чину.
В феврале 1875 г. он был назначен помощником начальника инженеров Варшавского военного округа и в июне того-же года начальником инженеров этого округа с производством в генерал-майоры.
Вся служба Александра Филипповича прошла на глазах генерала Тотлебена, который сумел по достоинству оценить способности Деппа еще в его молодости, близко узнать его, как военного инженера и как строевого сапера, и потому, когда надо было перед Русско-Турецкою войною 1877-78 гг. сделать назначение на весьма ответственный пост начальника инженеров действующей армии, Тотлебен указал на Деппа.
Молодой годами (41 года) и чином (всего лишь около года генералом), без боевого прошлого и без связей, Депп явился чужим человеком в главную квартиру; завоевать себе авторитет и значение, в силу всего этого, ему было нелегко: необходимо было сразу заявить себя искусною и решительною деятельностью. Пришлось прежде всего организовать материальную часть и пополнить некомплект инженерных офицеров, достигавший в начале кампании 50%. Затем Деппу предстояло разработать план переправы через Дунай, от удачи которой так много зависели дальнейшие успехи наших войск.
План начальника инженеров состоял в том, чтобы отвоевать Дунай участками и, укрепившись на флангах (осадные батареи и минные заграждения), уничтожить в этих участках вражеские суда и затем произвести десант. План этот был лично доложен Великому князю Главнокомандующему, который его одобрил и утвердил (впоследствии решено было устроить минные заграждения и в центре).
Депп был против переправы войск на понтонах, которые берег как материал для моста, и решил воспользоваться местными перевозочными средствами, которые однако оказались в достаточном количестве лишь на Нижнем Дунае. Поэтому он предложил построить деревянные понтоны в верховьях р. Ольты и оттуда спустить их в Средний Дунай к намеченному им пункту переправы – Систову, и действительно, понтоны оказались крайне необходимыми для наводки моста; являлось лишь затруднение спустить их по Дунаю мимо крепости Никополя, в это время еще принадлежавшей туркам. Сознавая всю важность этой лично серьезной операции, которую предстояло исполнить по его мысли, Депп не только руководил приведением в исполнение своего плана, но решил сам подать первый пример в рискованном предприятии и в ночь на 15 июня благополучно провел партию в 132 понтона, находясь на головном из них. В последующие ночи, под его-же личным руководством, производился дальнейший сплав понтонов, плотов и принадлежностей для Дунайского моста мимо турецких батарей Никополя. За этот подвиг, впрочем, почти лишь три года спустя, генерал Депп, по удостоенную кавалерской думы, был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени.
Один из участников этой операции флигель-адъютант капитан 1 ранга Новосельский в своем донесении говорит: «Смелый, но глубоко обдуманный план, составленный начальником инженеров генерал-майором Деппом, по всей справедливости, должен быть причислен к небывалым в летописях истории и отважнейшим военным операциям, которые могут увенчаться полным успехом только при безграничном самоотвержении и беззаветной отваге, по преимуществу отличающих русского матроса и солдата»...
17 июня 1877 г. Депп получил золотую саблю с надписью «за храбрость», украшенную бриллиантами, в награду отличного мужества и распорядительности во время войны с Турциею и за блестящее состояние инженерной части в действующей армии.» Тем не менее, после переправы через Дунай, успех которой обеспечил дальнейшие действия наших войск Депп является уже как-бы второстепенными деятелем на театре войны. Правда, он участвовал в боях под Плевной, рекогносцировках и блокаде её, во взятии Телиша генералом Гурко и в переходе через Балканы, но значение его точно умаляется, милости минуют его…
Скромный и честный по натуре, далекий от интриг, он держится в стороне, имея в виду лишь общий успех дела, в котором теперь для него не оказывается прежней значительной роли, в особенности когда в действующую армию приехал Тотлебен, вызванный сюда Государем в периоде наших Плевненских неудач. Переправы являлись теперь почти единственною заботою Деппа, но они доставляли ему больше ответственности и неприятностей, чем удовлетворяли жажде боевой деятельности. Лишь в январе 1878 г., у него явилось новое дело по восстановлению турецких железных дорог, которые однако, вскоре после заключения мира отошли из его ведения.
В письмах Деппа из действующей армии явно выражается его угнетенное настроение духа, как следствие неправильных, не откровенных к нему отношений некоторых влиятельных лиц; его единственною нравственною поддержкою для него было сознание честно исполненного долга. За упразднением поста, отчисленный от должности начальника инженеров действующей армии, уставший физически и нравственно, в мае 1878 года он уехал по болезни за границу, но в августе снова занял прежний пост в Варшаве. Правда, по окончании кампании он получил орден Св. Владимира 3 степ, с мечами («в награду отличной усердной службы и особых трудов во время минувшей войны с Турцией»), и со дня переправы через Дунай (15 июня 1877 г.) ему дали старшинство в чине генерал-майора «за боевое отличие», но самая переправа через Дунай — безусловная заслуга Деппа не была во время оценена по достоинству и георгиевский крест за нее, как мы заметили выше, явился лить далеким отголоском его разумной, ответственной и успешной деятельности в 1877-78 гг.
Занимая вторично пост начальника инженеров Варшавского военного округа, А. Ф. Депп в 1880 г., по Высочайшему повелению, был командирован за границу для осмотра крепостей в северо-западной Пруссии, в 1885 г. награжден орденом Св. Анны 1 степ, и в 1886 г. чином генерал-лейтенанта.
Через два года он получил в командование 27 пехотную дивизию, что дало повод тогдашнему командующему войсками Варшавского военного округа, генералу Гурко, начальнику Деппа и бывшему свидетелю его боевых трудов, в приказе по войскам округа, высоко оценить его деятельность и выразить уверенность, что в предстоявшей ему новой сфере деятельности он сумеет оказаться на высоте призвания. Но судьба решила другое: приняв дивизию в январе 1889 г. Депп возвратился в Варшаву, чтобы окончательно проститься с бывшими своими сослуживцами и подчиненными, которые 3-го марта устроили ему прощальный обед. И вот в самом начале этого обеда, цветущий силами и сравнительно молодой (53 лет), генерал Депп скоропостижно скончался, к искреннему сожалению всех близко его знавших.
Генерал Гурко, воздавая последнюю воинскую почесть покойному, во главе войск сопровождал тело его при перевезении на вокзал железной дороги.
Александр Филиппович Депп погребен в имении Муромицы, в 12 верстах от станции Молосковицы (Балтийская железная дорога).
Полный послужной список генерал-лейтенанта А. Ф. Деппа; Письма его с театра военных действий в 1877 — 78 гг.; Военно-ученый архив Главного Штаба, дела за № 6097, № 37 — ib, №4907, №1159 — ib. №6328; Приказ генерала Гурко по войскам Варшавского военного округа 15 января 1889 г. № 2; М. Мазюкевин. Воспоминания о 1876-1878 гг.; 1900 г. «Русск. Инвалид» 1889 г. № 55; Инженерный Журнал 1901 г. № 1-3. А. Р. Под Никополем; Варшавский Дневник 7 марта 1889 г.
В. Жерве.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.