'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Детайль, Эдуард-Жан-Батист, художник

Детайль, Эдуард-Жан-Батист, знаменитый французский художник-баталист, родился в 1848 г.

Ученик Мейссонье, Детайль с самого начала отдался сюжетам военного быта и истории.

«Барабанщики на отдыхе», «Кирасиры, подковывающие лошадей», «Отдых во время маневров», «Стычка гвардейцев с казаками в 1814 г.» — привлекли к нему общественное внимание еще в 1867 г.

Война 1870 г. окончательно определила призвание Детайля и поставила его, вместе с Альфонсом де-Невиль (см.), во главе современным, ему, баталистов.

Участвуя в войне первоначально в рядах Сенской милиции (Garde mobile), a затем состоя при штабе генерала Апперта, Детайль был личным свидетелем всех боев на полях Марны и около Парижа.

Обильный запас наблюдений, тщательная проверка обстановки событий путем опроса участников и. очевидцев, богатейшая, собранная им историческая коллекция вооружения и обмундирования французских войск, — с такими средствами приступил Детайль к художественному восстановлению военного прошлого своей страны.

В сотрудничестве, с Невилем создав две громадные панорамы сражений при Шампиньи и Резонвилле, Детайль дал яркое изображение войны в её, как повседневных, так и исключительных по драматичности моментах, в картинах: «Атака кирасир в деревни Морсбронн», «Отступление», «Нападение на транспорт», «Выстрел митральезы», «Приветствие раненым», «Разведка» и др.

В 1872 г. картина «Наши победители» по распоряжению правительства не была принята в официальный «Салон» по политическим соображениям, из-за упреков в тенденциозности: она изображала прусских солдат, раскупающих у евреев награбленные мародерами вещи. Немецкая критика вообще упрекает Детайль’я в «шовинизме», но вряд ли основательно.

Он умел затронуть патриотическое чувство сограждан приемами, не выходящими за пределы здорового реализма.

В 1875 г. вызвала всеобщий восторг его превосходная картина «R?giment qui passe»; несмотря на простоту сюжета, она и содержанием, и исполнением вполне ответила патриотическому настроению момента и была понята, как символ возрождающейся армии; при взгляде на нее публика, как и уличная толпа, изображенная на картине, по выражению критики, «без криков, без жестов смотрела, вспоминала, сравнивала, надеялась».

«Художником надежды» вообще называет французская критика Детайль’я, т. к. он, не сосредоточиваясь исключительно на тяжелых воспоминаниях войны, бодро и любовно изображает новую республиканскую армию в её обыденной жизни и боевой подготовке; целая серия эпизодов из больших маневров («Атака мельницы», «Брадобрей в лагере» и т.п., завершилась в 1886 г., встреченной опять с энтузиазмом символически-патриотической картиной «Le R?ve», — предрассветный сон спящего в поле отряда о былой славе родных знамен.

Нередко обращаясь и к истории в своих больших картинах («Бонапарт в Италии», «Бонапарт в Египте», «Сдача крепости Гюнинг»), Детайль еще больше сделал своим виртуозным пером, карандашом и акварелью, воспроизведя всю жизнь французской армии за целое столетие с 1789 г. в рисунках капитального издания «L’arm?e fran?aise»; до 300 живых, потребовавших 5 л. работы, превосходные иллюстрации рисуют не только формы и типы всевозможных родов французских войск, но и разнообразнейшие эпизоды их жизни с таким проникновением в прошлое, как будто художник — «современник каждого изображаемого им солдата».

Тонкий наблюдатель, умело схватывающий различия человеческих типов и рас, Детайль интересен и там, где он рисует и иностранные войска: английские, русские; последние он наблюдал в 1888 г., при поездке в Спб., плодом которой явился альбом рисунков больших Красносельских маневров и картина «Лейб-атаманцы на походе», приобретенная Императором Александром III.

Правдивая простота, неразлучная с изяществом, и тщательная точность воспроизведения — характер, черты художника; драматизм не составляет главного свойства его таланта и в этом отношении он уступает своему товарищу Невилю; некоторые упрекают его даже в холодности, но он умеет превосходно изображать движение и без подчеркиваний и поз передавать серьезность боевых моментов.

Fr?d?ric Masson, En campagne. Tableaux et dessins de Edouard Ditaille.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Детайль, Эдуард-Жан-Батист, художник"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Вальян, Жан-Батист-Филибер, граф, маршал
  • - Владимиров, Иван Алексеевич
  • - ВЕРНЕ, Карл
  • - Валле, Батист, делла
  • - АДАМ Альбрехт, художник-баталист
  • - Слюнс, морское сражение при
  • - БЛЕЙБТРЕЙ, Георг
  • - Агин, Александр Алексеевич, художник


  • Название статьи: Детайль, Эдуард-Жан-Батист, художник

    Категория темы: Французская армия

    Источник статьи:  Военная Энциклопедия. T. IX.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru