В Ленобласти поднимают со дна рек и озер и востанавливают машины времен войны
Удивительная закономерность – чем дальше уходят от нас Великая Отечественная война и блокада Ленинграда, тем больше в Петербурге и Ленинградской области появляется экспозиций, посвященных памяти тех трагических и одновременно героических дней. Характерно, что среди государственных экспозиций все чаще появляются частные коллекции. Создают их люди, неравнодушие к истории страны и подвигу тех, кто защитил ее в грозные годы. Многие из них причастны к поисковому движению.
Одна из таких экспозиций – музей «Битва за Ленинград» имени Зиновия Колобанова. Он является составной частью АНО «Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа», которым руководит Олег Титберия.
Сегодня в коллекции музея более ста экспонатов. Это танки, автомобили, а также другие виды техники и вооружения. За многими из них стоят судьбы людей – защитников Ленинграда.
«Наш музей – не про танки и машины, – рассказывает первый заместитель руководителя центра Сергей Мачинский. – Это музей про людей. Пройдет еще несколько лет, и не останется живых свидетелей той войны. Не говоря уже об участниках. Ветераны уйдут, и рассказать правду смогут только эти машины. Все они погибли на разных рубежах битвы за Ленинград. За каждой – своя история. Многие нам известны. Через их судьбы, судьбы их экипажей и тех, кто создавал оружие Победы, мы пытаемся рассказать не только о битве за Ленинград, а в целом о том времени. Эпохе великих людей и их свершениях».
Все экспонаты найдены на местах боев, подняты со дна рек и из болот. Единицы попали в руки реставраторов в относительно целом состоянии. В основном это утонувшие во время переправ танки и автомобили. Остальное собиралось из отдельных фрагментов. Есть у поисковиков такое понятие – «танковые брызги». Это когда от машины, уничтоженной внутренним взрывом боеприпасов, остаются лишь отдельные части. И вот из таких найденных на месте гибели техники обломков, кропотливо подгоняя их друг к другу, восстанавливают технику Великой Отечественной. Да еще и ставят на ход.
Как правило, на одну машину идут детали, найденные на месте взрыва четырех-пяти ее собратьев. У реставраторов музея жесткое правило – никакого новодела. За редким исключением все детали и механизмы – оригинальные. Поэтому восстановление занимает немало времени.
«У нас в экспозиции есть бензовоз на базе автомобиля ЗиС-, найденный на дне Ладоги, – приводит пример Сергей Мачинский. – У него в одной фаре синее стекло. Такие делали в Ленинграде. «Синеглазки» ходили по Дороги жизни, чтобы ночью автомобили не было видно с воздуха. Нам с большим трудом удалось найти подлинное стекло».
Один из самых видных экспонатов музея – тяжелый советский танк КВ-1. Его историю, как и судьбу одного из членов экипажа, удалось восстановить полностью. Танк с заводским номером 5200 был построен на Кировском заводе в Ленинграде в сентябре 1941 года – незадолго до того, как вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Командовал им лейтенант Василий Ласточкин – один из участников легендарного боя под Войсковицами на подступах к Красногвардейску (ныне – Гатчина). 20 августа 1941 года полурота КВ-1 под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова уничтожила 42 танка противника, не потеряв при этом ни одного своего. Сам Колобанов подбил и сжег 23 вражеские машины. Это самый результативный танковый бой в истории Второй мировой войны.
Танк КВ-1 с заводским номером 5200 и цифрами 201 на башне к сражению под Красногвардейском не успел. Он был построен позже и переправлен на Невский пятачок. Там он получил сильные повреждения. Какое-то время использовался как неподвижная огневая точка. Но в одном из боев снаряд отбил ствол орудия. В середине февраля 1942 года танк попытались вывезти для восстановления на правый берег. Но враг обнаружил переправу и огнем из артиллерийских орудий расколол лед вокруг КВ. В 70 метрах от советского берега машина затонула. Танк обнаружили и подняли только в 2011 году.
Когда КВ реставрировали, выяснилось, что в Петербурге проживает стрелок-радист этой машины – полковник в отставке Владимир Мельников. Когда в 2015-м доставили машину на Невский пятачок, то первые ходовые испытания прошли в присутствии 94-летнего ветерана. Так встретились два солдата – человек и машина, на которой он сражался. Кстати, именно после этого в центре заинтересовались историей боя под Войсковицами и назвали музей именем Зиновия Колобанова.
Есть в коллекции музея и вовсе редкая машина – огнеметный Т-34. Вместо курсового пулемета в нем установлен огнемет.
«Эта машина погибла в районе деревни Синявино в феврале 1942 года, – рассказывает Сергей Мачинский. – Мы нашли описание того боя в донесениях, хранящихся в архивах. Там сказано, что шесть огнеметных танков были направлены для прорыва глубоко эшелонированной линии немецкой обороны. Огнем немецких противотанковых средств машины были обездвижены. Но экипажи продолжали вести бой до полного уничтожения танков. Они понимали, что шансов выжить у них нет. В нашем танке в башне есть отверстие от подкалиберного немецкого снаряда. После его попадания в боеукладку произошел внутренний взрыв. Башню нашли в 200 метрах от обломков корпуса. К сожалению, нам неизвестны имена членов экипажа именно этой машины. Есть только общие списки потерь части в том бою».
Рядом – еще один немой свидетель героизма советских танкистов. Этот Т-34 был найден в районе деревни Малое Замошье, где во время неудачной попытки прорыва блокады в ходе Любанской наступательной операции Волховского фронта в 1942 году сражалась и погибла 2-я ударная армия. На момент последнего боя танк выработал ресурс двигателя и не мог передвигаться. Тридцатьчетверку поставили на направлении немецкого удара кормой к противнику, чтобы двигатель стал дополнительной защитой для экипажа. Танкисты до последнего прикрывали отход госпиталей и медсанбатов. Свидетельство того боя – многочисленные пробоины от снарядов в броне танка.
«На такие задания шли только добровольцы, – поясняет Сергей Мачинский. – Они понимали, что живыми не вернутся. Но каждая минута, на которую они задержали врага, спасла десятки жизней тех, кто смог прорваться».
Вскоре в музее откроется авиационная экспозиция. Три самолета уже готовы на 80 процентов. Среди них штурмовик Ил-2, истребители Як-7 и МиГ-3. И тут за каждым – своя история подвига.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.