Дмитрий Святославич, князь Юрьево-Польский
князь Дмитрий Святославич Юрьево-Польский
Колено XI от Рюрика.
Дмитрий Святославич, единственный сын Великого князя Владимирского Святослава Всеволодовича и дочери Муромского князя Давыда Юрьевича.
Дата и место его рождения неизвестны.
Впервые Дмитрий упоминается в 1238 г. в числе князей, оставшихся в живых после нашествия хана Батыя († в 1255) на Русь.
В 1250 г. он вместе со своим отцом едет «в Татары (в орду. - Авт.)» к хану Сартаку († в 652 г. X. = 21 февраля 1254 - 9 февраля 1255).
В 1255 г. в Великом Новгороде партия «меньших» (по В.Л. Янину, это та часть новгородских землевладельцев-вечников, которые не обладали правом участия в высшем республиканском управлении и противопоставлялись «вятшим», или «великим», боярам) изгоняет в Торжок князя Василия, сына Великого князя Александра Ярославича Невского. Для устранения этого конфликта в конце этого же года Дмитрий сопровождает Великого князя в его поездке в Великий Новгород.
В 1267 г. его постригает ростовский епископ Игнатий († 28 мая 1288 г.) и вслед затем вскоре, в 1268 г. князь Дмитрий Святославич умирает; погребен князь в Юрьеве-Польском, в монастыре Св. архангела Михаила, рядом с отцом. При власти большевиков могила разоряется и мощи теряются (см. ниже) ...
На траурной церемонии присутствует княгиня Мария Михайловна с сыном Глебом Васильковичем (родоначальник князей Белозерских; † 13 декабря 1278 г. в Ростове).
Примечание:
В 1919 году гробницы Юрьевских князей Святослава и Дмитрия вскрыты и разорены в целях дискредитации Русской Православной Церкви.
Основным источником-документом вскрытия является «Протокол вскрытия гробниц Юрьевских князей», опубликованный в местной газете «Юрьевские известия» в номере от 14 марта 1919 года. Этот документ, не давая каких-либо оценок происходившему, зафиксировал и описал указанное событие, а именно – вскрытие княжеских усыпальниц.
Вскрытие захоронений и осмотр мощей состоялись 17 февраля 1919 года.
Для осмотра мощей благоверных Великого князя Святослава и схимонаха, князя Дмитрия была создана довольно солидная комиссия в составе «Заведующего Отделом Местного Управления Крюкова, Председателя Уездного Исполнительного Комитета Фёдорова, Председателя Комитета партии коммунистов (большевиков) Липатова, Начальника уездной Милиции Колесникова, Военного Комиссара Шерстнёва, Секретаря Исполкома Арбузова, Представителей от Съезда Заведующих Отделами Управления при Волостных Совдепах и Представителей советов — от Кольчугинского Совдепа Калабзина, Симского Волостного Совета — Морева, Председателя Юрьевского Городского Совета Карманова, Представителя от губернии Бровермана, врачей Смирнова, Побединского и Пацианского, представителей от духовенства — Протоиерея Знаменского и священников Косаткина и Доброхотова и мирян — Солдатова, Бурдаева, Смолина, Мартьянова и Потаповского, избрав из среды себя Председателем тов. Липатова и Секретарём т. Арбузова». Как видно, власти, чтобы обосновать тезис об инициативе вскрытия мощей снизу, включили в её состав представителей не только из партийной и советской верхушки города и уезда, но и мирян. Определённую «законность» процессу придавало и присутствие в момент вскрытия в соборе священников и медиков.
Далее, придя в Георгиевский собор, церковнослужители перед собравшимися членами комиссии вскрыли раку князя Святослава Всеволодовича, после чего присутствовавшие врачи провели обследование останков. Комиссия зафиксировала следующее: «в новом кипарисовом гробе, заключённом в медную посеребренную раку, найден костный скелет взрослого человека, давнишнего происхождения, т. к. цвет костей тёмно-чёрный и некоторые кости оказались полуистлевшими. Кости скелета лежат на слое ваты (свежий) в таком порядке: в головной части гроба лежит череп; затем по бокам в беспорядке лежат рёбра числом 22, позвоночник скелета положен в обратном порядке — шейная часть позвоночника к тазу скелета, а поясничная к черепу; посредине гроба лежат тазовые части. При осмотре ручных костей, не оказалось правой лучевой кости. Кости бёдер и голеней лежат в порядке и числом правильны, причём на левой ноге отсутствует надколенная чашка. Полное отсутствие мелких костей кистей рук и ступней ног. Кроме того, обнаружены 2 лишних височные кости. Пяточные кости оказались в позвоночнике и, кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребёнка».
Члены комиссии задались вопросом, куда могли подеваться недостающие кости скелета и откуда могли взяться лишние? Это обстоятельство настоятель Георгиевского собора протоиерей Александр Знаменский объяснил тем, что некоторые кости, возможно, «растащили верующие, лишние же кости, вероятно, принадлежат другим, стоящим в соборе мощам схимонаха Дмитрия».
После исследования кипарисовый гроб был изъят из раки, а всё находившееся в нём сфотографировано. Какое-то время останки князя Святослава были выставлены для всеобщего обозрения местным населением.
Мощи схимонаха Дмитрия вскрыты не были, так как саркофаг, где находились его останки, оказался «заключён в мрамор», герметически закрыт и зацементирован. Для его вскрытия «нужны были инструменты и приспособления для снятия верхней плиты, вес которой достигает 75 пудов. Инструментов и приспособлений под руками не оказалось и скоро сыскать не представилось возможным». Отец Александр Знаменский, к тому же, заявил, что в этом саркофаге «находятся такие же кости, как и в вскрытой раке». На этом работа комиссии закончилась. О проведённых мероприятиях был составлен Протокол, а останки князя Дмитрия было решено вскрыть в ближайшее время.
Останки князя Святослава Всеволодовича сохранились и по сей день. Они находятся в Свято-Покровском храме Юрьев-Польского, а вот мощи его сына Дмитрия Святославича при последующем вскрытии были уничтожены. Но документов, рассказывающих, как это произошло, пока обнаружить не удалось.
Изъятые мощи князя Святослава были свезены в Ленинград, в музей истории религии и атеизма, откуда в 1990-е годы они были возвращены обратно Русской Православной Церкви, но останки князя Дмитрия, к сожалению, в первые годы Советской власти были утрачены.
В самом конце 1980-х годов мощи князя Святослава были перенесены из Георгиевского собора в Свято-Покровский храм Юрьев-Польского.
Русская Православная Церковь почитает князя Дмитрия как Святого включением его Собор Владимирских святых; память - 23 июня.
Неизвестно на ком был женат Дмитрий; по некоторым данным, имел сына Ярослава.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.