Письмо обер-интенданта Черноморского адмиралтейства бригадира С. И. Афанасьева графу П. А. Зубову с приложением записки о намерениях покойного князя Г. А. Потемкина-Таврического по развитию флота и адмиралтейства
Письмо обер-интенданта Черноморского адмиралтейства бригадира С. И. Афанасьева1 графу П. А. Зубову с приложением записки о намерениях покойного князя Г. А. Потемкина-Таврического по развитию флота и адмиралтейства
Херсон
20 декабря 1791 г.
Сиятельнейший граф, милостивый государь.
Какие были намерения покойного светлейшего князя, предположенные в рассуждении здешних флотов и адмиралтейства и разновременно при жизни его мне объявленные, при сем осмеливаюсь представить Вашему сиятельству записку, из которой усмотреть изволите, что некоторым из оных и начальное к исполнению основание положено при жизни еще покойного, а прочие оставались до времени, и потому исполнение оных по кончине Его светлости зависит от исходатайствования на то утвердительной резолюции, и в сем случае единое предстательство Вашего сиятельства может совершить действие намерений покойнаго князя.
С глубочайшим высокопочитанием и преданностию имею честь быть, сиятельнейший граф, милостивый государь, Вашего сиятельства всенижайший слуга
Семен Афанасьев
Записка намерениям покойного светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического при жизни его объявленным Черноморского адмиралтейства обер-интенданту бригадиру и кавалеру Афанасьеву
1-е.
Флот иметь в 20 линейных кораблях 74-пу[шечного] ранга, в том числе 3 флагманских от 80 до 90 пушек, да в 4 40-пу[шечных] и 12 легких фрегатах, 12 акатах и 12 бригантинах с тем, чтоб из сих последних 3 сортов составлять и гребной флот с прибавлением только нескольких канонирских барказов и лодок; и содержа оной в комплекте практиковать по часту на море матроз и солдат Севастопольского полку и Приморского корпуса, так как сии солдаты по назначению Его светлости и служат во флотах.
Каких же конструкций должны быть на Черном море те корабли, фрегаты и другие суда, сделаны оным чертежи ради утверждения и на предбудущие времена по нижеследующему краткому о сем показанию.
90-пу[шечные] корабли против нынешнего флагманского «Рождества Христова», а 74-пу[шечные] конструкциею по построенным в Херсоне «Богоявлению» и «Святой Троици»2.
Фрегат 40-пу[шечный] конструкциею против построенного в Херсоне корабля «Новороссии Вознесения Господня», а вооружением главный дек 18-фунтовыми пушками, шканцы же полукартаульними единорогами.
Фрегат легкий конструкциею по строющимся в Херсоне и Николаеве фрегатам, а вооружение боковые 18-фунтовые пушки, носовые погонные 3-пудовые гоубицы, и на шканцах 1/4 картаульные единороги.
Акат или род шебеки конструкциею построенным в Николаеве двум акатам, а вооружением носовыми 3-пудовыми гаубицами и боковыми 18 и 12-фунтовыми пушками.
Бригантина конструкциею против построенной в Херсоне «Благовещения»3, а вооружение носовые гоубицы 3-пудовые, боковые 18 и 12-фунтовые пушки.
Канонерский барказ в конструкции подводною частию против построенных вверху Днепра, а вооружением по одной на носу 24, также на корме 18-фунтовые, пушки.
2-е.
Заложить два 90 или 80-пушечные корабли, один в Николаеве и другой в Херсоне, дабы по числу эскадр были с ныне имеющимися 3 корабля большие флагманские.
3-е.
Из фрегатов, строемых в Херсоне и Николаеве, в подводной части обить медными листами ради легкости и сохранения от червоядия; первые два, а со временем и корабли и фрегаты обивать медью.
4-е.
Против выше писанного предполагаемого штата флотам сделать штат и содержанию оных с потребными дополнениями как для людей, так и для починки и строения судов; и соображая нынешней штатной суммы исчисление, по оному и на потребные дополнения положить, дабы всегда уже ассигновывать сию сумму.
5-е.
Артиллерию иметь во флотах частию аглинскую из наличной, а более всю почти медную, для чего и завел в Херсоне литейный завод, из которого и укомплектован уже медными орудиями один* новопостроенный корабль.
* Слово вписано над строкой.
6-е.
Транспортным судам для Черноморского флота в сбережение здешнего леса для построения оных в Петербурге или Олонце сделать чертежи такие, чтоб суда сии вмещали около 30 т[ысяч] пуд, а в случае военном годиться бы могли быть вооруженными хорошею артиллериею и способными для крейсеров на Черном море.
7-е.
Леса на корабельное строение и мачты доставать из австрийских земель или других мест, а где сыщется в России у владельцев, закупить и иметь в ведомстве казенном, к которым определить смотрителей, а к разсаживанию и ращению искусных людей, дабы тем сохранить леса на предбудущее время.
8-е.
Вместо магазеин для лучшего сохранения лесов под водою избрать удобное место из рек вместо канала, и леса, затопя в воде, держать; поелику примечено им, что под покрышею и в хороших магазеинах от переменного воздуха и великих жаров леса повреждаются, а в воде хранящиеся прочности не теряют и гнилости не подвержены, по вынутии же из воды и по обделке во время строения просыхать успевали по здешнему климату.
9-е.
В Севастополе и Николаеве сделать краны такие, на коих бы мачты больших кораблей ставить было удобно.
10-е.
К удобной переводке кораблей вычистить форватер в устьях Ингула (где уже большею частию и углублен) и пред Очаковым, для чего иметь лучшие машины, а чтобы потом очищенный сохранить надолее форватор в Ингуле, от верфи до устья обе стороны берегов обделкою укрепить.
11-е.
Для перетимбировки и главной починки сделать в Спасском доке, дабы ветхие корабли, доставя туда, перетимбировать в рассуждении того, что в Севастополе, хотя бы и в мирное время, и иметь при том довольно и транспортных судов никак не возможно доставить такого количества лесов, чтобы достаточно было на перетимбировку, ибо и на малые починки флота доставление туда оных и других материалов стоит казне дорого и сопряжено с немалыми трудностями по причине, что сухопутная доставка медлительна и не удобна, а судами едва навозить можно лесов на верхние починки; напротив того в Спасском лесов можно иметь в довольном количестве, и стоить будут весьма дешевле; корабли же, по малом уменьшении груза своего в Очакове или Кинбурне, свободно могут проходить в Спасское, но для очистки и небольших починок таковой же док сделать полагал и в Севастополе.
12-е.
Порт Севастопольский, хотя весьма удобен к пристанищу флота, но для морских чинов и служителей жилищ, а для хранения материалов и провиантов магазеин по умножению флота недостаточно, хотя же и есть несколько магазеин, но и те строены по скорости и теперь уже ветхи; почему полагал Его светлость по окончании войны сделать домам, магазеинам с погребами и госпитали планы и по оным нарочито производить строение регулярно.
13-е.
Таганрогскую гавань по последнему рассмотрению на найденной глубине близ старой, немного к Остовой стороне, увеличить так, чтобы и большим мореходным судам стоять, и строение новых производить было можно при небольшой очистке машинами, дабы чрез сие избежать перевозки на камелях.
14-е.
На Днепре ниже порогов завесть другой канатный завод, и обратить с кри- чевскаго завода собственных Его светлости мастеровых людей по той причине, что доставка в порты такелажа медлительна и с дорогою заплатою, да и завод кричевской пришел уже в ветхость; а тут же завести и верфь для строения гребных судов.
15-е.
В полагаемом в Николаеве для Черноморского флота училище навигации назначить штатное положение благородных учеников ради приготовления их во флотские офицеры 360 и столько же разночинцев, имеющих поступить в штурмана, шкипера и другие звания, по числу их определить хороших учителей. Теперь же состоит учеников благородных 130, а последних 80.
16-е.
Корабельной архитектуры и других принадлежащих к тому мастерств завесть хотя небольшое училище на казенном содержании против прочих заведенных училищ, снабдить новейшими аглинскими и французскими книгами о кораблестроении и планами кораблям и прочим судам, из коих и есть уже несколько данных от покойного3, дабы знать тех конструкцию для сравнения; к тому иметь учителей, знающих аглинскому и французскому языкам и корабельной архитектуры, дабы воспитанники, изучась оным, и достигши до и возможности сами разуметь и переводить те книги, могли бы сим посредством скорее получить основательнейшее понятие о сей науке и о всех ее правилах теории, до которой они ныне, за неимением таковых книг на российском языке, доходят чрез долговременное упражнение. Для сего предполагаемого училища Его светлость и определил уже из малолетных в корабельные ученики до 50, да в прочие мастерства до 100 человек, на небольшом первее содержании с таким при том намерением, чтобы по изучении теории, когда довольно пообращаются в практике, лучших из них посылать и в чужие края для усовершения познания сей науки.
17-е.
Корабельные подмастерья имеют чины воинские, бывают в походах во флотах и других отдаленных командированиях и при том труды имеют беспрерывные, а потому не только не менее, но более еще фрунтового офицера, жалованье же получают против них меньшее, почему Его светлость полагал прибавить сим оное по чинам с превосходностию против армейских офицеров, и предварительно до исполнения сего намерения всем адмиралтейским мастеровым в штаб- и обер-офицерских чинах состоящим во уважение их такового служения, хотя по штату не положено им денщиков, повелел Черноморскому адмиралтейскому правлению определить им оных против штаб- и обер-офицеров военных.
18-е.
Мастеровых умножить казенных в разсуждении, что на случай многих вдруг построений и починок флотов можно бы исправить работу с желаемым успехом и благовременно, не заимствуя вольнонаемных, кои с трудностию и в продолжение времени из дальних мест отыскиваемы бывают, и в работах весьма немного обыкшие, а при том мало из них соглашаются в дальние откомандирования в Севастополь и в военное время в разныя отдаленные неприятельские места, где случится флоту иметь пристанище, как то ныне на Дунае, или производить строение судов, чрез что желаемые успехи в тех местах в строениях и починках быть не могут. Кроме того, платеж сим вольным так дорог, что издерживаемая на них сумма в одно военное время несравненно более превосходит, нежели б потребные на многие годы для такового же числа казенных, включая в оное и теперь по штату положенных, штатная сумма. Почему Его светлость сверх предполагаемого умножения в штате казенном мастеровых полагал и поселить еще слободы из рекрут мастеровых, дабы никогда в них не было недостатка, и люди бы, упражнялся в своем ремесле, ближе становились в оном сведущи. Для начальногоже сему поселению основанию обратил уже в сие звание и собственных своих крестьян знаменских и богдановских. В мирное же время таковые поселяна не имели б нужды и в жалованье, занимаясь для пропитания собственными в земледелии и другими работами, когда казенных не случится.
Обер-интендант и кавалер Семен Афанасьев
Выписано из дел по сношениям России с Турцией. X. Campagnes Turquie. 1791. Св. 9.
Ф. 179. Оп. 1. Д. 256. Л. 1-6 об. Копия.
Записка опубл.: Материалы для истории русского флота. Т. 15. СПб., 1865. С. 582-587. № 1334.
Примечание:
- Афанасьев Семен Иванович (ок. 1750-1793), корабельный мастер, обер-интендант бригадирского ранга Черноморского адмиралтейского правления, строитель и организатор строительства кораблей (см. о нем: Скрицкий Н.В. Самые знаменитые кораблестроители России. Семен Афанасьев. М., 2002. С. 126-133; Он же. Строитель кораблей Ф. Ушакова Семен Иванович Афанасьев // Морской флот. М„ 2004. № 2. С. 56-60; Лебедев А. А. Корабельные мастера Афанасьевы в судостроении юга России второй половины XVIII века // Гангут. № 58. СПб., 2010. С. 111-112.
- В августе 1786 г. Афанасьев приступил к строительству 80-пушечного линейного корабля «Иосиф II», который с 1790 г. стал именоваться «Рождество Христово», спущен на воду 15 мая 1787 г. 15 марта 1789 г. Афанасьев по своему проекту заложил на Херсонской верфи 66-пушеч- ный линейный корабль «Богоявление Господне», спущеный на воду 22 марта 1791 г. Корабль «Сошествие Святого Духа», переименованный затем в «Святую Троицу», был заложен 30 сентября 1790 г. и спущен на воду 6 мая 1791 г.
- Флагманская бригантина «Благовещение» во главе казачьей флотилии участвовала в переселении казаков Черноморского флота на Кубань в 1792 г.
- В описи библиотеки Г. А. Потемкина значились различные издания по морскому делу: «The Elements of Navigations» («Элементы навигации» Робертсона в 2-х томах) на английском языке, «Военный мореплаватель» ?. П. Озанна (СПб., 1788), «Atlantide de Neptune sur la navigation et Ie pilotage ouvrage Anglois» («Атлантида Нептуна о мореплавании и судовождении англичан»), «Manuel des marms, on explication des termes de Marine» («Учебник морской, где объясняются морские термины» Бурде, 1773) на французском языке (см.: Болотина Н.Ю. Личная библиотека светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического // Книга. Исследования и материалы. Сб. 71. М„ 1995. С. 253-265).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.