'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Дельвиг, Андрей Иванович, генерал-лейтенант, барон

Генерал-лейтенант, барон Дельвиг, Андрей Иванович

Барон Дельвиг, Андрей Иванович, генерал-лейтенант, числящийся по инженерному корпусу, Сенатор.

Барон Андрей Иванович родился 13 марта 1813 г. в с. Студенец, Воронежской губ.

Первоначальное техническое образование Дельвиг получил в бывшем военно-строительном училище в 1828-1829 г. преобразованном затем в институт путей сообщения, по окончании курса в котором в 1830 г. произведен был в прапорщики с оставлением при институте для продолжения научных занятий.

В 1832 г. Дельвиг вышел из института с чином поручика за отличие в науках и поступил на действительную службу в третий округ путей сообщения, где и состоял с 1832 г. по 1836 г. в должности производителя работ по устройству Московского водопровода, причем получил за успешные работы по этому водопроводу первую награду от графа Толя.

В 1834 и 1835 гг. барон Дельвиг работал над проектами по переустройству ключевых бассейнов и частей Московского водопровода, которые и были затем утверждены главным управлением путей сообщения.

В 1836 г. Дельвиг был назначен при сооружении Тульского оружейного завода на гидротехнические работы по устройству плотин, в следующем году производил гидротехнические исследования по реке Упе, с целью улучшения судоходства.

В 1838 г. уже в чине капитана, Дельвиг состоял при работах по соединению рек Москвы и Волги.

В 1839 г. Дельвиг был назначен помощником инженер-полковника Максимова производителя работ в Москве по устройству набережных и по улучшению судоходства на р. Москве и напечатал в том-же году в Москве первое свое сочинение: «M?moire sur quelques questions techniques relativement au syst?me de l’ancien aqueduc de Moscou», которое обратило внимание специалистов и в России, и заграницей.

В 1840 г. Дельвиг был командирован для осмотра местности у известной Варениковской пристани для устройства переправы чрез реку Кубань и для проложения сообщения между областью черноморских казаков и укрепления Новороссийска на Суджукской бухте, чрез землю непокорных натухайцев; в 1841 г. занимался составлением смет по проекту набережных в Москве, производил изыскания с целью распространения сети Московского водопровода и устроил водоснабжение в Московском воспитательном доме; затем был командирован для осмотра местности по черноморскому берегу Кавказа близ Сухума, по случаю предположенных работ для осушки окрестных болот и представил проект осушения болот начальнику черноморской береговой линии генералу Анрепу.

По приказанию генерал-адъютанта Граббе осматривал поврежденный мост на реке Кубани близ крепости Прочный Окоп и составил проект нового моста; по поручению генерала Анрепа осмотрел казенные здания Анапского военного госпиталя и составил подробное его описание.

В 1842 г. барон Дельвиг занимался работами по устройству постоянной переправы чрез реку Кубань у Варениковской пристани и, благодаря глубокому знанию дела и практической опытности, с невероятной быстротой, в 1 1/2 месяца, окончил все работы, которые были рассчитаны по Высочайше утвержденному проекту, по крайней мере, на два года. На долю Дельвига выпала честь осуществления, согласно воле Государя, плана устройства постоянного сухопутного сообщения Черномории с восточным берегом Черного моря чрез землю натухайцев.

С 1842 г. по 1858 г. Дельвиг состоял при главноуправляющем путями сообщения графе Клейнмихеле и по его поручению составил проект постоянного моста чрез р. Днепр в Киеве, перевел с французского языка сочинение об освещении маяков, исправил Московско-Нижегородское шоссе в пределах Нижегородской губернии, производил работы в качестве директора по устройству шоссе от Поморья до Едрова, составил проект улучшения Санкт-Петербургско-Московского шоссе и устроил шоссе из Малоярославца до Бобруйска.

С 1845 по 1848 г. он состоял начальником работ по устройству Нижнего Новгорода и за устройство в Нижнем, по им же составленному проекту, водопроводов и фонтанов удостоился выражения Высочайшего благоволения. В 1849 г. во время Венгерской кампании был назначен инспектором военных сообщений нашей армии и отправлен в главную квартиру её в город Мишкольц в Венгрию; здесь Дельвиг построил мост чрез реку Гернат у д. Пога для перехода следовавшего из Дебречина к армии 4-го пехотного корпуса и осматривал военную дорогу и почтовые станции по тракту от Гросс-Вардейна чрез Токай до Галиции.

За особые труды в эту кампанию Дельвиг был награжден Императорской короной на орден Св. Анны 2 степени.

В 1850 г. он был назначен членом учебного комитета главного управления путей сообщения, комиссии по сооружению постоянного моста чрез р. Неву, технической комиссии при департаменте железных дорог и состоял с этого года начальником московских водопроводов, причем устроил в 1856 г. водоснабжение на Ходынском поле в Москве.

С 1852 г. по 1861 г. Дельвиг состоял председателем архитектурного совета комиссии по постройке в Москве храма Спасителя и членом комитета по надзору в Москве и её уезде за устройством фабрик и заводов. В продолжении 10-ти лет с 1861 г. по 1871 г. Дельвиг, состоя в должности главного инспектора частных железных дорог, принимал деятельное участие в постройке 32 железных дорог длиною в 11,222 версты.

В 1868 г. Дельвиг, по случаю преобразования корпуса инженеров путей сообщения, зачислен по инженерному корпусу военного ведомства, был назначен членом комитета железных дорог, получил чин генерал-лейтенанта и назначен членом комиссии генерал-лейтенанта Зиновьева для начертания путей, могущих служить для скорого подвоза хлеба в часто страдающие от неурожая северные губернии, в следующем, 1869 г., Дельвиг был назначен членом совета министерства путей сообщения и постоянным членом комитета при военном министерстве по передвижению войск железными дорогами и водою, а также Сенатором, причем в течение десяти месяцев, в отсутствие графа Бобринского, временно управлял министерством путей сообщения.

В 1871 г. Дельвиг получил орден Св. Александра Невского, оставил службу по министерству путей сообщения и назначен присутствующим Сенатором в 1-й межевой департамент, где и состоял до самой смерти, последовавшей 20 января 1887 г.

С 8 марта 1867 по 20 ноября 1870 г. Дельвиг был первым председателем образованного при его участии русского технического общества, которое многим обязано энергической деятельности своего первого председателя. К этому-же периоду относится и деятельность Дельвига по участию в разработке положений и самом создании технических железнодорожных училищ, первые из которых возникли по его почину на средства, добровольно отчисленные частными железными дорогами. Одно из таких училищ учреждено в 1870 г. в Москве, под названием: «Дельвиговское железнодорожное училище», для которого Дельвиг пожертвовал дом и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом. И по оставлении места председателя, Дельвиг, избранный почетным членом технического общества и почетным членом совета, не переставал заботливо относиться к основанным обществом школам для взрослых рабочих, постоянно изыскивая средства для них и привлекая пожертвования; так, например, в 1883 г. последовало Высочайшее соизволение на учреждение трех стипендий имени барона Дельвига; с 1875 г. до 1877 г. Дельвиг был председателем съезда машиностроителей и членом комиссии для снабжения железных дорог рельсами и подвижным составом.

В 1881 г. Дельвиг праздновал пятидесятилетие своей служебной деятельности в офицерских чинах и в день юбилея был произведен в чип генерал-инженера.

Барон Дельвиг был не только выдающимся практическим деятелем и глубоким знатоком дела, без участия которого не обходилась почти ни одна специальная комиссия по водопроводному делу, но и выдающеюся научною величиною. Особенное значение труды его имеют в истории русской гидротехники: он первый пересадил гидравлику с французской почвы на русскую и первый указал русским инженерам всю важность теории водопроводов, разработанную во Франции, рассаднике гидротехнического искусства. Особенно многим обязана Дельвигу Москва, водопроводы которой с Мытищенскою водою — создание его рук и его ума.

Дельвиг — неутомимый работник на практическом поле деятельности всегда охотно делился своими знаниями и опытностью со своими товарищами по специальности и путем устного слова и печатно. В 1857 г. Дельвигом издано знаменитое его сочинение, заслужившее Демидовскую премию и составляющее в настоящее время библиографическую редкость: «Руководство к устройству водопроводов», сочинение, представляющее собою одно из самых крупных явлений нашей русской технической литературы; сочинение это по всесторонности теоретической разработки самых сложных вопросов гидравлики, является как-бы энциклопедией всех работ по гидротехнике, которые были сделаны до того времени. Кроме того, им написаны: «Описание водоснабжения на Ходынском поле», СПб., 1857 г.; «Исследование г. Дарси о движении воды в трубках», СПб., 1859 г.; «Историческое обозрение искусства проводить воду» («Вестник промышленности», 1859 г., т. I-II, № 3-5, отд. III, стр. 284-328, 1-54 и 131-152); «Московские водопроводы в 1859 году» М. 1860 г. — оттиск из «Вестника промышленности», 1860 г., №6; «Московские водопроводы в 1860 г.» («Вестник промышленности», 1861 г., т. XVI, № 7, отд. II, стр. 1-14); «По поводу статьи академика Гельмерсена об артезианских колодцах»; «О влиянии воздуха в водопроводных трубах» (в «Журнале министерства путей сообщения») и статья «The Moscow Waterworks», помещенная в одном из английских журналов.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Дельвиг, Андрей Иванович, генерал-лейтенант, барон"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Дельвиг, Карл Борисович, барон, генерал-поручик
  • - Дельвиг, Антон Антонович, барон, генерал
  • - Дельвиг Николай Иванович, генерал-лейтенант
  • - Будберг Андрей Андреевич, барон
  • - Будберг Андрей-Эбергард-Рейнгольд Романович, барон
  • - Демезон, Петр Иванович, барон
  • - Штейнгель, Рудольф Васильевич, барон, инженер путей сообщения
  • - Шуберский, Эрнест Иванович, инженер-генерал-лейтенант


  • Название статьи: Дельвиг, Андрей Иванович, генерал-лейтенант, барон


    Автор(ы) статьи: Ч.

    Источник статьи:  Русский биографический словарь. Т. 9. 1905 г.

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Формулярный список о службе Дельвига № 1878 по Сенатскому архиву. «Записки Императорского русского технического общества», 18S8 г., вып. 6, стр. 1 21, речи: П. А. Кочубея, М. И. Алтухова, Н. Ф. Эгерштрома и Е. Н. Андреева и некролог инженера Котляревского. Д. Д. Языков, Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. VII, стр. 24. — «Московские ведомости», 1887 г., № 25 и 188S г., № 25. — Брокгауз, Энциклопедический словарь, т. X, стр. 347-348. Юбилей 50-летней службы в офицерских чинах Сенатора, генерал-лейтенанта, барона А. И. Дельвига, 19 июня 1880 г. СПб., 1880.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru