Заключение Следственного комитета Российской федерации по результатам проведения почерковедческой экспертизы автографов Петра I

Петр IЗаключение Главного управления криминалистики (криминалистического центра) Следственного комитета Российской федерации по результатам проведения почерковедческой экспертизы автографов Петра I

Алексей Купин

В массовом сознании с 1698 г. закрепилось представление о «подмене» царя Петра Алексеевича в Европе и возвращении вместо него в Россию «немца». Предоставленные для осуществления почерковедческой экспертизы документы с автографами Петра Великого за 1693-1698,1708-1712 и 1717-1720 гг. охватывают рубежные периоды жизни и деятельности государя.

Стрелецкий мятеж 1682 г. поверг в ужас не только Москву и правящие круги, но и малолетнего Петра. Именно с этого момента царственный отрок подвергался приступам панического страха и конвульсиям, сопровождавшимся дрожанием рук и нарушениями речи. Последствия перенесенной травмы сказывались длительное время после событий 1682 г. Описанные симптомы фиксировались в мемуарах современников 1690-х гг., которые видели царя в России и во время заграничного путешествия в составе Великого посольства. От этого же времени сохранились автографы Петра, в достаточном количестве для их почерковедческого исследования. Очевидно, что крайне своеобразный почерк с пропусками букв, грамматическими ошибками, вызванными дислексией, был следствием перенесенной психологической травмы.

Второй период —1708-1712 гг. — совпал как с величайшим триумфом Петра под Полтавой, так и с небывалым унижением в результате окружения армии на реке Прут в 1711 г. Едва завершив перемирием неудачную турецкую кампанию, Петр выехал в Германию и 14-30 сентября 1711 г, а затем 19-31 октября 1712 г. находился на лечении водами в Карлсбаде.

Третий период, выбранный для изучения почерка, —1717-1720 гг., когда после «тяжкой болезни» сам Петр предполагал собственную возможную кончину и в июле 1717 г. находился на очередном лечении в Спа. Помимо умножавшихся болезней, наличности Петра должны были сказаться возрастные изменения.

Впервые осуществленная почерковедческая экспертиза не оставляет сомнений в том, что подписи и рукописные записи от имени Петра I выполнены одним лицом.

При исследовании визуально с помощью микроскопа LEICAM165C и видеоспектрального компаратора VSC 6000 Foster+Freeman подписей и рукописных записей от имени Петра Великого, изображения которых расположены в копиях представленных исторических документов, установлены следующие признаки, характеризующие способ их выполнения:

изображение штрихов подписей насыщенное, контрастное, четкое; небольшой выраженный рельеф штрихов (выступают над поверхностью бумаги);

поверхностное, без проникновения в толщу бумаги распределение красящего вещества в виде мелкозернистых частиц (крупинок порошка); красочный слой имеет блестящую поверхность;

штрихи состоят из оплавленных крупинок черного цвета; равномерность окраски штрихов; края штрихов четкие, резко очерченные, сглаженные, извилистые; наличие по краям штрихов и на пробельных участках (вне контуров изображений) крупинок порошка («точки-марашки»).

Совокупность выявленных признаков свидетельствует о том, что указанные подписи и рукописные записи выполнены способом электрофотографии. Качество изображений исследуемых подписей и рукописных записей удовлетворительное, для исследования пригодное.

Дальнейшим исследованием подписей от имени Петра Великого в копиях указанных документов установлено, что они имеют несколько вариантов транскрипции, различающихся по ряду общих признаков.

Первый вариант встречается в письмах Петра Великого, относящихся к периоду 1697-1698 гг. Он имеет смешанную транскрипцию и следующую связанность:

«П» - «і» - «t» - «е» - условно читаемая буква «н». Конструктивное строение подписей простое. Степень выработанности подписей средняя, темп средний, координация движений средняя. Преобладающая форма движений при выполнении подписей дугообразно-петлевая, преобладающее направление смешанное; размерные характеристики движений: разгон от среднего до большого, размер средний, наклон правый. Общий вид подписи — овал, подписи четкие. Направление линии основания подписей незначительно поднимающееся, форма линии основания подписей извилистая (ил. 1). При сравнении исследуемых подписей между собой установлен индивидуальный комплекс совпадающих признаков, базирующийся на единой программе выполнения почерковых объектов, достаточный для вывода о том, что указанные подписи выполнены одним лицом. Это позволяет в дальнейшем рассматривать их как единый почерковый объект — подписной почерк.

Ил. 1. Изображения подписей от имени Петра Великого в письмах 1697-1698 годов
Ил. 1. Изображения подписей от имени Петра Великого в письмах 1697-1698 годов

Второй вариант встречается в письмах Петра Великого, относящихся к периоду 1708-1712 гг. Он имеет смешанную транскрипцию и следующую связанность: «П» - «і» (встречается вариант подписи, в котором данный символ отсутствует) +/- «t» (встречается вариант подписи, в котором данный символ отсутствует, заменен выносным надстрочным штрихом — титлом) + «е» + «н» (в ряде подписей вместо данного символа употребляются буквы «р» + «ь»). Конструктивное строение подписей простое. Степень выработанности подписей выше средней, темп от среднего до быстрого, координация движений выше средней. Преобладающая форма движений при выполнении подписей дугообразно-петлевая, преобладающее направление смешанное: размерные характеристики движений: разгон от среднего до большого, размер средний, наклон правый. Общий вид подписи — овал, подписи четкие. Направление линии основания подписей неустойчивое: от незначительно поднимающегося до незначительно опускающегося, форма линии основания подписей извилистая (ил. 2). При. сравнении исследуемых подписей между собой был установлен индивидуальный комплекс совпадающих признаков, базирующийся на единой программе выполнения почерковых объектов, достаточный для вывода о том, что указанные подписи выполнены одним лицом. Это позволяет в дальнейшем рассматривать их как единый почерковый объект — подписной почерк.

Ил. 2. Изображения подписей от имени Петра Великого в письмах 1708-1712 годов
Ил. 2. Изображения подписей от имени Петра Великого в письмах 1708-1712 годов

Третий вариант встречается в письмах Петра Великого, относящихся к периоду 1717-1718 гг. Он имеет смешанную транскрипцию и следующую связанность: «П» + «е» - надстрочный дуговой штрих (титл) - «р» + «ь». Конструктивное строение подписей простое. Степень выработанности подписей высокая, темп быстрый, координация движений выше средней. Преобладающая форма движений при выполнении подписей дугообразно-петлевая, преобладающее направление смешанное; размерные характеристики движений: разгон от среднего до большого, размер большой, наклон правый. Общий вид подписи — овал, подписи четкие. Направление линии основания подписей незначительно поднимающееся, форма линии основания подписей извилистая (ил. 3). При сравнении исследуемых подписей между собой был установлен индивидуальный комплекс совпадающих признаков, базирующийся на единой программе выполнения почерковых объектов, достаточный для вывода о том, что указанные подписи выполнены одним лицом. Это позволяет в дальнейшем рассматривать их как единый почерковый объект — подписной почерк.

При сравнении между собой исследуемых подписей от имени Петра Великого в вариантах 1697-1698,1708-1712 и 1717-1718 гг. установлено совпадение большинства общих (преобладающие формы и направления движений, степень выработанности, координация движений, преобладающие форма и направления линий основания подписи, общий вид подписи, размер и разгон подписи) и частных признаков, наиболее характерные из которых следующие (ил. 4-6):

конструктивное строение при выполнении буквы «t» изменено — выполняется по типу специальной конструкции (ил. 4, 5: № 1);

форма движения при выполнении надстрочной части второго элемента буквы «П» дуговая (ил. 4, 5: № 2);

форма движения при выполнении заключительной части строчного элемента буквы «і» дуговая (ил. 4, 5: № 18);

форма движения при соединении первого и второго элементов буквы «П» (в сопоставимом варианте) петлевая (ил. 5, 6: № 3);

форма движения при выполнении заключительной части второго элемента буквы «р» угловатая (ил. 5, 6: № 4);

форма движения при соединении буквы «р» с последующей прямолинейная (ил. 5, 6: № 5);

форма движения при выполнении надстрочного штриха (титла) полуовальная (ил. 5, 6: № 6);

направление движения при выполнении надстрочного штриха (титла) правоокружное (ил. 5, 6. № 7);

направление движения при выполнении дополнительного начального штриха буквы «П» (в сопоставимом варианте) по горизонтали слева направо (ил. 4, 5: № 20);

направление движения при выполнении второго элемента буквы «П» правоокружное (ил. 5, 6: № 8);

количество движений при выполнении буквы «П» (в сопоставимом варианте) увеличено за счет дополнительного начального горизонтального штриха (ил. 4, 5: № 9);

количество движений при выполнении буквы «і» увеличено за счет исполнения варианта с двумя точками (ил. 4, 5: № 10);

вид соединения движений при выполнении первого и второго элементов буквы «П» слитный (ил. 4, 5: № 11);

относительная протяженность движений по вертикали при выполнении первого элемента буквы «ь» больше, чем второго элемента буквы «р» (ил. 5, 6: № 12);

относительное размещение движений по горизонтали при выполнении точки окончания движения буквы «ь» — на расстоянии от начальной части элемента, справа (ил. 5, 6: № 13);

относительное размещение движений по вертикали при выполнении начальной части надстрочного штриха (титла) — над буквой «е» (ил. 5, 6: № 14); относительное размещение движений по горизонтали при выполнении начального штриха буквы «е» — слева от первого элемента буквы (ил. 4, 5; №19);

относительное размещение движений по вертикали при выполнении точки начала движения первого элемента буквы «П» (в сопоставимом варианте) — ниже верхней части второго элемента буквы «П» (ил. 4, 5: №15);

относительное размещение движений по горизонтали при выполнении второго элемента буквы «П» (в сопоставимом варианте) — точка начала расположена ниже, чем точка окончания (ил. 6: № 16);

относительное размещение начала ной части первого элемента буквы «П» (в сопоставимом варианте) — внутри второго элемента буквы «П» (ил. 4: № 17).

Ил. 3. Изображения подписей от имени Петра Великого в письмах 1717-1718 годов 
Ил. 3. Изображения подписей от имени Петра Великого в письмах 1717-1718 годов

Ил. 4. Увеличенное изображение подписей от имени Петра Великого в письмах 1697-1698 годов с разметкой совпадающих частных признаков  
Ил. 4.
Увеличенное изображение подписей от имени Петра Великого в письмах 1697-1698 годов с разметкой совпадающих частных признаков

Ил. 5. Увеличенное изображение подписей от имени Петра Великого в письмах 1708-1712 годов с разметкой совпадающих частных признаков 

Ил. 5. Увеличенное изображение подписей от имени Петра Великого в письмах 1708-1712 годов с разметкой совпадающих частных признаков

Ил. 6. Увеличенное изображение подписей от имени Петра Великого в письмах 1717-1718 годов с разметкой совпадающих частных признаков 
Ил. 6. Увеличенное изображение подписей от имени Петра Великого в письмах 1717-1718 годов с разметкой совпадающих частных признаков

Существенных различающихся признаков при проведении сравнительного исследования не выявлено. Обнаруженные совпадающие общие и частные признаки устойчивы, существенны, образуют индивидуальный комплекс, который позволяет обосновать категорический положительный вывод о выполнении исследуемых подписей от имени Петра Великого одним лицом.

Дальнейшим исследованием рукописных записей от имени Петра Великого в копиях указанных документов установлено, что почерки, которыми выполнены записи, характеризуются следующими общими признаками:

в рукописях периода 1693-1698 гг.: степень выработанности средняя, координация движений средняя, темп от медленного до среднего. Конструктивное строение почерка простое, с элементами упрощения. Связанность малая. Преобладающая форма движений смешанная: прямолинейная, дуговая, угловатая; преобладающее направление левоокружное, размер средний, разгон от среднего до большого; наклон неустойчивый, от вертикального до правого. Слева и справа от рукописного текста имеются поля: левое и правое — прямоугольные по форме, извилистые по конфигурации, средние по размеру. Красные строки отсутствуют. Размер интервалов между словами и строками средний. Направление линии письма в строке неустойчивое, от незначительно опускающегося до незначительно поднимающегося. Форма линии письма в строке извилистая. Знаки препинания отсутствуют. При сравнении почерков, которыми выполнены указанные записи, установлено совпадение большинства общих и значительного числа частных признаков, совокупность которых позволяет сделать вывод о том, что исполнителем этих записей является одно и то же лицо. В дальнейшем исследуемые записи рассматриваются как единый почерковый материал; в рукописях периода 1708-1712 гг: степень выработанности средняя, координация движений средняя, темп выполнения неравномерный, от среднего до быстрого. Конструктивное строение почерка простое, с элементами упрощения. Связанность малая. Преобладающая форма движений смешанная: прямолинейная, дуговая, угловатая; преобладающее направление левоокружное, размер средний, разгон от среднего до большого, наклон правый. Слева и справа от рукописного текста имеются поля: левое и правое — прямоугольные по форме, извилистые по конфигурации, средние по размеру. Красные строки отсутствуют. Размер интервалов между словами и строками средний. Направление линии письма в строке неустойчивое, от незначительно опускающегося до незначительно поднимающегося. Форма линии письма в строке извилистая. Знаки препинания отсутствуют. При сравнении почерков, которыми выполнены указанные записи, установлено совпадение большинства общих и значительного числа частных признаков, совокупность которых позволяет сделать вывод о том, что исполнителем этих записей является одно и то же лицо. В дальнейшем исследуемые записи рассматриваются как единый почерковый материал; в рукописях периода 1717-1720 гг.: степень выработанности высокая, координация движений высокая, темп от среднего до быстрого. Конструктивное строение почерка простое, с элементами упрощения. Связанность малая. Преобладающая форма движений смешанная: прямолинейная, дуговая, угловатая; преобладающее направление левоокружное, размер средний, разгон от среднего до большого, наклон правый. Слева и справа от рукописного текста имеются поля: левое и правое — прямоугольные по форме, извилистые по конфигурации, средние по размеру. Красные строки отсутствуют. Размер интервалов между словами и строками средний. Направление линии письма в строке неустойчивое, от незначительно опускающегося до незначительно поднимающегося. Форма линии письма в строке извилистая. Знаки препинания отсутствуют. При сравнении почерков, которыми выполнены указанные записи, установлено совпадение большинства общих и значительного числа частных признаков, совокупность которых позволяет сделать вывод о том, что исполнителем этих записей является одно и то же лицо. В дальнейшем исследуемые записи рассматриваются как единый почерковый материал.

При сравнении почерков, которыми выполнены записи периода 1693-1698, 1708-1712,1717-1720 гг., установлено совпадение всех общих и значительного числа частных признаков, наиболее характерные из которых следующие (ил. 7-9):

конструктивное строение буквы «у» изменено, выполняется в виде слитной вертикальной лигатуры (ил. 7-9: № 1);

конструктивное строение при выполнении строчной буквы «п» изменено, выполняется по типу прописной (ил. 7-9: № 2);

форма движения при выполнении начальной части первого элемента буквы «ж» дуговая (ил. 7-9: № 3);

форма движения при соединении элементов буквы «м» угловатая (ил. 7—9: № 4);

форма движения при соединении элементов буквы «я» угловатая (ил. 7—9: № 5);

форма и направление движения при выполнении начального штриха первого элемента буквы «в» прямолинейная, снизу вверх, вправо (ил. 7-9: № 6);

форма движения при выполнении надстрочной части второго элемента буквы «П» дуговая (ил. 7-9. № 7);

форма движения при выполнении подстрочной части первого элемента буквы «р» дуговая (ил. 7-9: № 8);

направление движения при выполнении заключительной части строчного элемента буквы «і» левоокружное (ил. 7-9: № 9);

форма движения при выполнении знака краткости извилистая (ил. 7—9: № 10);

форма движения при выполнении второго элемента буквы «б» округлая (ил. 7-9: № 11);

форма движения при соединении элементов буквы «ч» угловатая (ил. 7—9: № 12);

направление движения при выполнении надстрочного штриха (титла) правоокружное (ил. 7-9: № 13);

форма и направление движения при выполнении заключительной части второго элемента буквы «в» (в варианте) снизу вверх (ил. 7-9: № 14);

направление движения при выполнении первого элемента буквы «х» право- окружное, сверху вниз (ил. 7-9: № 15);

количество движений при выполнении буквы «і» увеличено за счет исполнения варианта с двумя точками (ил. 7-9: №16);

вид соединения движений при выполнении первого и второго элементов буквы «П» (в сопоставимом варианте) слитный (ил. 8, 9: № 17);

вид соединения движений при выполнении первого элемента буквы «д» интервальный (ил. 7—9: № 18);

относительная протяженность движений по вертикали при выполнении подстрочной части первого элемента буквы «р» больше, чем строчной, в два раза (ил. 7-9: № 19);

относительная протяженность движений по горизонтали при выполнении четвертого элемента буквы «ш» больше, чем элементов первого, второго, третьего (ил. 7-9: № 20);

относительное размещение движений по горизонтали при выполнении

Ил. 7. Увеличенное изображение фрагментов рукописных записей от имени Петра Великого в письмах 1693-1698 годов с разметкой совпадающих частных признаков 
Ил. 7. Увеличенное изображение фрагментов рукописных записей от имени Петра Великого в письмах 1693-1698 годов с разметкой совпадающих частных признаков

Ил. 8. Увеличенное изображение фрагментов рукописных записей от имени Петра Великого в письмах 1708-1712 годов с разметкой совпадающих частных признаков 
Ил. 8. Увеличенное изображение фрагментов рукописных записей от имени Петра Великого в письмах 1708-1712 годов с разметкой совпадающих частных признаков

Ил. 9. Увеличенное изображение фрагментов рукописных записей от имени Петра Великого в письмах 1717-1720 годов с разметкой совпадающих частных признаков 
Ил. 9. Увеличенное изображение фрагментов рукописных записей от имени Петра Великого в письмах 1717-1720 годов с разметкой совпадающих частных признаков

второго элемента буквы «д» — смещен влево относительно первого (ил. 7—9: № 21);

относительное размещение движений по вертикали при выполнении буквы «з» — вынесена вверх, вправо относительно буквы «і» (ил. 7-9: № 22);

относительное размещение точки начала движения при выполнении второго элемента буквы «л» — ниже, чем первого элемента этой же буквы, вплотную к нему (ил. 7-9: № 23);

относительное размещение движений по вертикали при выполнении крайней верхней точки первого элемента буквы «а» — расположена ниже, чем крайняя верхняя точка второго элемента буквы «а» (ил. 7-9: № 24);

относительное размещение движений по вертикали при выполнении точки начала движения первого элемента буквы «в» — на линии письма (ил. 7-9: № 25).

Существенных различающихся признаков при проведении сравнительного исследования не выявлено. Обнаруженные совпадающие общие и частные признаки устойчивы, существенны, образуют индивидуальный комплекс, который позволяет обосновать категорический положительный вывод о выполнении исследуемых рукописных записей от имени Петра Великого, изображения которых расположены в копиях представленных документов за 1693-1698,1708—1712 и 1717-1720 гг, одним лицом.

ВЫВОДЫ

  1. Подписи от имени Петра Великого, изображения которых расположены в копиях документов 1697-1698,1708-1712 и 1717-1718 гг., выполнены одним лицом.
  2. Рукописные записи от имени Петра Великого, изображения которых расположены в копиях документов за 1693-1698,1708-1712 и 1717-1720 гг, выполнены одним лицом.

Некоторые из совпадающих частных признаков продемонстрированы на иллюстрациях № 10-12.

Ил. 10. Относительное размещение движений по вертикали при выполнении нижней точки 2-го элемента буквы «П» выше, чем нижней точки 1-го элемента этой же буквы
Ил. 10. Относительное размещение движений по вертикали при выполнении нижней точки 2-го элемента буквы «П» выше, чем нижней точки 1-го элемента этой же буквы

1 — вариант из рукописи 1698 года,

2 — вариант из рукописи 1711 года,

3 — вариант из рукописи 1717 года

Ил. 11. Форма движения при выполнении заключительной части буквы «I» дуговая 
Ил. 11. Форма движения при выполнении заключительной части буквы «I» дуговая

1 — вариант из рукописи 1693 года,

2 — вариант из рукописи 1709 года,

3 — вариант из рукописи 1718 года

Ил. 12. Направление движения при выполнении 1-го элемента буквы «х» сверху вниз, справа налево 
Ил. 12. Направление движения при выполнении 1-го элемента буквы «х» сверху вниз, справа налево

1 — вариант из рукописи 1697 года,

2 — вариант из рукописи 1709 года,

3 — вариант из рукописи 1720 года



См. также статью: "Петр I, Император"


Ссылка на статью "Заключение Следственного комитета Российской федерации по результатам проведения почерковедческой экспертизы автографов Петра I"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Думный советник
  • - Епископ Солнечногорский Алексий освятил памятник благоверному князю Александру Невскому на территории Военного университета в Москве
  • - Деколонг, инженер
  • - Александр Петрович, сын Петра Великого
  • - Оружие коллекции Петра I.


  • Название статьи: Заключение Следственного комитета Российской федерации по результатам проведения почерковедческой экспертизы автографов Петра I


    Автор(ы) статьи: Алексей Купин

    Источник статьи:  Петр I и его эпоха / составитель Н. Ю. Болотина; авторы статей Е. В. Анисимов, ПЗО В. А. Аракчеев, А.Ф. Купин [и др.]; автор текстов к разделам Н.Ю. Болотина. — Москва: Кучково поле Музеон, 2022. — 240 с.: ил.

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru