Прошение депутатов от караимов графу П. А. Зубову о сложении двойной подати и освобождении от воинского постоя
Прошение депутатов от караимов графу П. А. Зубову о сложении двойной подати и освобождении от воинского постоя
[Царское Село] Апрель 1795 г.
Сиятельнейший граф! Милостивый государь.
Наслышавшись о великодушии и правосудии Вашего сиятельства, прибыли мы к Вам, милостивый государь, из Тавриды с полною от собратей нашей доверенностию и всенижайшим прошением, уповая, что Вы, сиятельнейший граф, как верховный тамошнего края начальник и о населении его усердный попечитель, не оставите оказать нам справедливое покровительство и защищение.
Общество наше древно еврейское под именем караимы поселилось в Крыму назад тому около 450 лет, прародители наши, как по преданиям известно, в дела правителей, под покровом коих жительствовали, не мешалися никогда, вера по принятому ими закону и верность к государям были и ныне есть непреложными для нас зерцалами. При покорении Крымской области скипетру августейшей императорицы Великой Екатерины мы отдали себя в высокое покровительство Ее добровольно и усердно так, что ни в то время, как населявшие сию область татары по врожденной им к единоверцам их наклонности удаляться начали, ниже после того ни один из нас никуда не переселились, ведая, что под покровительством сильного и образованного государства удобнее наслаждаться можем свободою и счастием, предоставленным от Бога!
До 1794 года платили мы мещанские и обыкновенные с капитала подати наравне с татарами, греками и другими народами, а в том году гражданское правительство начало требовать от нас двойных податей наравне с евреями, обитающими тамо и прочих местах под названием рабаним, которые живут тамо по большей части временно, переходя с места по мере того, как требуют частные их выгоды, а при том взыскиваются с нас рекрутские деньги.
Сиятельнейший граф! Мы не дерзаем описывать пространно прискорбие свое, долженствующее родиться от перемены, последовавшей с нами с 1794 года, ниже доказывать государственную пользу в настоящем и будущем времени от нашей свободы, на которую взирают примечательно находящиеся в европейских и азиатских владениях единоверцы наши; ибо первое, судя по исключению нас из общего права тамошних народов, должно быть натурально, а в рассуждении последнего око Вашего сиятельства, исполненное мудрой прозорливости, усмотреть может дальновиднее, нежели мы представить в состоянии, для чего осмеливаемся всенижайшее просить, дабы Вы, сиятельный граф, удостоя нас своим высоким покровительством доложили всемилостивейшей государыне, что наше общество, называемое караим, не из числа тех, кои, как выше упомянуто, состоят под названием рабаним, они переходят с места на место для частных своих выгод, а мы, караимы, поселившиеся в Крыму, около 450 лет живем на местах пребывания своего мирно и постоянно, упражняемся в разных рукоделиях трудолюбиво и в высокое покровительство Ее императорского величества отдались добровольно, поведением своим, тишиною и доставляемою пользою всему Крыму со стороны распространения полезных рукоделий и торговли, заслужили от начальства особливую похвалу и уважение; а потому мы, припадая ко престолу Ее, молим, дабы Она, как великая рода человеческого владетельница, уважа постоянное наше на местах пребывание и получаемую от нас государственную пользу, всемилостивейше указала оставить нас на том праве, каким тамо татара и другие народы пользуются и каким пользовались мы до 1794 года, а общество наше от протчих евреев отдалит, так как мы, сохраняя закон свой, никакой связи и никаких дел с ними не имеем и иметь не должны, и подати получать с нас обыкновенные наряду с купцами и мещанами татарскими и протчими, а от платежа рекрутских денег и солдатского постою учинить нас свободными, ибо нам в рассуждении неединообразного платежа податей с татарами и протчими сколько отяготительно, столько же и постыдно, а постой солдатской сопряжен с великими неудобствами по причине, что по закону нашему в некоторые дни в неделе даже огонь в домах иметь и женщинам показываться запрещается.
В протчем таковое милостивое нас уравнение убытку государству не сделает потому, что общество наше, считая от малолетнего до престарелого, не составит и 1000 душ мужеского полу, мы же, пользуясь общим правом на всех таврических жителей распространенным, останемся в покое и надеемся доставить больше пользы разведением полезных рукоделий и торговли, а тем самым, равно как поведением нашим и преданностию, заслужить милость и уважение приличные добрым полезным и верным гражданам, и на сие удостоит нас привилегиею, позволив в ней движимые и недвижимые имении в рассуждении наследства и других случаев разделять нам по нашим еврейским законам со апробации сиротского суда, так как таковый раздел нужен нам неминуемо.
Сиятельнейший граф! Милостивый государь, Вашего сиятельства всенижайшие и преданные слуги.
На Л. 1 по верхнему полю регистрационная запись: «4 мая 1795»1.
Ф. 1239. Оп. 3. Д. 55069. Л. 12-13. Подлинник. Подписи-автографы на караимском языке.
Примечание:
- Представление графа П. А. Зубова о прошении крымских караимов снизить налог и освободить их дома от воинского постоя было подано им Екатерине II1 июня 1795 г. в Царском Селе: «Всемилостивейшая государыня!
Поверенные от общества таврических евреев, именуемых караимы, прибыв сюда, подали ко мне прошение, в коем прописывают, что общество сие поселилось в Тавриде назад тому 450 лет. Прародители их в дела правителей, под покровом коих жительствовали, никогда не мешались, вера по принятому ими закону и верность к государям были и ныне есть непреложными для них зерцалами. По покорении Таврической области скипетру Вашего императорского величества отдали они себя в покровительство Вашего величества добровольно и усердно, так что ни в то время, когда населявшие сию область татары по врожденной им к единоверцам своим наклонности удаляться начали, ниже после того, ни один из них никуда не переселился, ведая, что под покровом сильного и образованного государства удобнее наслаждаться могут свободою и щасти- ем, предоставленным от Бога. До 1794 года платили они мещанские и обыкновенные с капитала подати наравне с татарами, греками и другими народами, а в том году гражданское правительство начало требовать от них двойных податей наравне с евреями, обитающими тамо и в прочих местах под названием "раббинов", которые живут тамо по большей части временно, переходя с места на место по мере того, как требуют частные их выгоды, а при том взыскиваются с них и рекрутские деньги.
Изъяснив сие, просят доложить Вашему императорскому величеству, что общество их не из числа тех, кои именуются "раббины", что они живут на местах пребывания своего мирно и постоянно, упражняются в разных рукоделиях трудолюбиво, поведением своим тишиною и доставляемою пользою всей Тавриде со стороны распространения полезных рукоделий и торговли, заслужили от начальства особливую похвалу и уважение, а потому и испрашивают, дабы Ваше императорское величество всемилостивейшее повелеть соизволили оставить их на том праве, каким тамо татары и другие народы пользуются и каким пользовались они до 1794 года, общество их от прочих евреев отделить, так как они, сохраняя закон свой, никакой связи и никаких дел с ними не имели, и подати брать с них обыкновенные наряду с купцами и мещанами татарскими и прочими, а от платежа рекрутских денег, также и от солдатского постою учинить их свободными, ибо им в рассуждении неединообразного платежа податей с татарами и прочими, сколько отяготительно, столько и постыдно, а постой солдатской сопряжен с великими неудобствами по причине, что по закону их в некоторые дни в неделе даже огонь в домах иметь и женщинам показываться запрещается. Наконец доносят, что таковое уравнение убытку государству не сделает потому, что общество их, считая от малетнего до престарелого, не составит и тысячи душ мужеска пола, и что они, воспользовавшись общим правом, на всех таврических жителей распространенным, быв ободрены, надеются доставить больше пользы разведением полезных рукоделий и торговли, а тем самым, равно как поведением их и преданностию, заслужит милость и уважение приличные добрым, полезным и верным гражданам.
При том просят, чтобы позволено им было движимые и недвижимые имения в рассуждении наследства и других случаев разделять им по их еврейским законам с апробации сиротского суда, так как таковый раздел нужен им неминуемо.
Правитель Таврической области генерал-майор и кавалер Жегулин свидетельствует мне, что общество сих евреев, составляя свое состояние торговлею, промыслами и садоводством, отправляют по выборам службу и должности с возможным усердием, в платеже податей, законом положенных, всегда исправны и никогда не привержены к таковым порокам, нареканиям и предосудительным поступкам, какивые являются иногда от приходящих вновь на жительство в Тавриду евреев, "раббинами" называемых.
В узаконениях предписано: Городового положения в статье 10-й "мещанские подати, службы и тягости, как личные, так и вещественные всяк в городе мещанским торгом, ремеслом или промыслом промышляющий, повинен нести наравне с мещанством, разве особою статьею освобожден от оных"; в статье 12-й "иногородные, в городе для жительства поселившиеся, торг и промысл имеющие и пользующиеся мещанской городовой выгодою, судом и расправою, по торгу и промыслу состоят под ведомством городового магистрата, и повиноватися имеют городовым личным и вещественным тягостям, службам и податям"; в статье 15-й "дом, в котором живет бургомистр, ратман и городской глава (кроме самых нужнейших случаев), свободны суть от постоя". В указе правительствующего Сената, изданном [1]794 года июня 30-го дня со изображением имянного высочайшего указа того ж года июня ж 23-го дня состоявшего: "позволив евреем отправлять мещанские и купеческие промыслы их в губерниях Минской, Изяславской, Брацлавской, Полоцкой, Могилевской, Киевской, Черниговской, Новгородско-Северской, Екатеринославской и области Тарической, записався по городам в мещанство и купечество, повелеваем с тех из помянутых евреев, которые таковым дозволением пользоваться желают, собирать с первого числа следующего июля установленные подати вдвое противу положенных с мещан и купцов христианского закона разных исповеданий, которые же не похотят остаться, таковым дать свободу, на основании положения о городах по заплате трехлетней двойной подати, выехать из империи Нашей". В имянном высочайшем указе, в 7-й день сентября 1794 года состоявшемся, в б-й статье изображено: "с купечества в губерниях Изяславской, Брацлавской, Минской, Полоцкой и Могилевской во взыскании за каждого рекрута по пятисот рублей деньгами поступать по точной силе указа Нашего от 3 майя 1783 года, а равномерно таковую же подать собирать и с евреев, пребывающих, как в тех наместничествах, так и в других, где по указу Нашему от 23 июня сего года им жительство, торги и промыслы дозволены".
По сему представляя здесь Вашему императорскому величеству как подлинное поданное, ко мне от помянутых евреев письмо, так и рапорт об них правителя Таврической области генерал-майора и кавалера Жегулина, и не осмеливаясь обременять Вашего императорского величества представлением в рассуждении освобождения оных евреев от платежа рекрутских денег и от постою, так как сие противно высочайшим узаконениям с тем, что для облегчения их, сколько можно, и в сем случае не оставлю я предписать таврическому губернатору, чтобы без особливой нужды в домах их излишнего числа воинских людей не было поставляемо, наблюдая, однако же, чтобы чрез таковое их облегчение не могло быть обременения прочим обывателям, с которыми они по законам должны нести равные повинности.
В отношении же взыскания с них двойных податей всеподданнейше доношу, что как сии евреи живут с давних лет в Таврической области безвыходно, обселясь домами, ведут себя по засвидетельствованию правителя области честно и незазорно, все должности по выборам и службу несут усердно и ни в каких предосудительных поступках никогда не оказывались, отправляя рукоделии и торги совсем другого рода, как те, кои производятся раббинами, а потому сей род людей известной и собственно Вашему императорскому величеству благонравием и честно- стию своею, обращаясь к выгоде, а не к разорению тамошних обитателей, вообще полезен той области, то и не благоугодно будет Вашему императорскому величеству во уважении всего оного сих евреев, именуемых караимы, отличить от раббинов, и положенные помянутым изданным прошедшего года указом двойные подати с караимов не брать, а взыскивать оные наравне с прочими купцами и мещанами, в той области живущими.
Но чтобы сия высочайшая милость была обращена единственно на сих евреев, которых, как выше сказано, состоит от малолетних до престарелых не свыше тысячи душ мужеского пола, все- милостивейшее предоставить мне принять меры осторожности, чтобы в общество их не могли входить другие из тех, кои бродя по разным местам не имеют ни постоянного жительства ниже приличных званию гражданина промыслов и кои рабинами именуются, дабы чрез таковое злоупотребление, с одной стороны, казна не потеряла ей принадлежащего, а, с другой, и поселяне отягощены бы не были большим числом скитающихся пришельцов сих, истощающих всякими и даже непозволенными способами избытки, а, следственно, и благосостояние простодушных сельских жителей.
Что ж принадлежит до позволения им движимые и недвижимые имения в рассуждении наследства и других случаев разделять по их еврейским законам с апробации сиротского суда, то на сие предоставляю Вашему императорскому величеству, что в разделе движимых имений должно им поступать по общим здешнего государства узаконениям, а владение недвижимых имений, продажа оных, заклад и наследственное утверждение должны быть на основании конфирмованного от Вашего императорского величества прошедшего 1794 года октября 19-го дня поднесенного по представлению моему от правительствующего Сената доклада, где сказано: "всех Таврической области обывателей, как магометанского духовного звания, так разных наций купцов, мещан, простых татар и других, кои ныне имеют у себя поместья, вотчины и тому подобные дворянские имении, принадлежащие им в собственность по наследству или по иным законным правам, оставить в свободном владении, распространяя сию свободу и на наследников их; каковые имении за ними утвердить и за наследниками их утверждать на законном основании, предоставив им на волю продавать оные имении, закладывать или другим образом отдавать, но не иным, как тем, кои по российским узаконениям имеют право владеть дворянским имением из природных тамошних жителей, или же из российских и других наций дворян и чиновников, и на таковые продаваемые ими имении совершать купчие и крепости; присовокуплять же к тем владеемым ими ныне имениям что-либо покупкою вновь или же другим подобным им, не имеющим дворянского достоинства покупать впредь дворянских имений отнюдь не дозволять, и на таковые покупаемые ими вновь имении купчих и крепостей не совершать». С глубочайшим благоговением повергаюсь к освященным Вашим стопам Вашего императорского величества верный и подданный граф Платон Зубов"».
На Л. 1 делопроизводственная помета: «По сему дан указ графу П. А. Зубову июня 8-го 1795 года» (Ф. 1239. Оп. 3. Д. 55069. Л. 1-9 об. Опубликовано по копии, приложенной к ордеру Зубова от 23 июня вместе с копией указа Екатерины II от 8 июня 1795 г.: ИТУАК. № 23. С. 19-23. Приложение к № 50).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.