Игорь Олегович, Великий князь

ИГОРЬ ОЛЕГОВИЧ, Великий князь

Колено VIII от Рюрика.

Игорь (в крещении - Георгий) Ольгович, четвертый сын черниговского князя Олега Святославича и дочери половецкого хана Осулука (Селука).

Из Черниговских Рюриковичей; по порядку престолонаследия - восемнадцатый Великий князь.

По некоторым нелетописным данным, родился в Чернигове около 1096 г. - убит 19 сентября 1147 г.

До занятия великокняжеского стола провел время, как и другие князья его современники, в усобицах.

Возможно, в числе братьев-Ольговичей, принимал участие в 1116 г. в походе Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха к г. Минску на князя Глеба Всеславича, а в августе 1127 г. - в большом походе Великого князя Мстислава I Владимировича совместно с другими князьями «на Кривичъ», против полоцких князей.

Но недовольный своим уделом он, вместе с братьями и половцами, объявив Великому князю войну. В 1134 г., также предположительно, принимает участие в войне своего брата, князя Всеволода Ольговича с Великим князем Киевским Ярополком Владимировичем из-за г. Переяславля-Русского, отданного Ярополком своему брату Юрию Долгорукому.

Дождавшись помощи от половцев, Всеволод «с братъею» подступает к Киеву, сжигает Городец «на святого Андрея день (непереходящее празднование 30 ноября - Авт.)» и затем возвращается в Чернигов.

Летом 1135 г. Ольговичи вновь подступают к Переяславлю и на р. Супое (левый приток Днепра), начал грабить волости по р. Супе, взял Прилуки, хотел осадить Киев, но потерпел неудачу. 8 августа одерживают победу над войсками Юрия, Ярополка и других князей.

По заключенному миру (12 января 1136 г.), за помощь, оказанную детям Мстислава Великого против Великого князя Ярополка Ольговичи получают «отчину свою, чего и хотели» - Курск и часть Переяславской земли (Посемье?).

В первый раз имя Игоря называется в летописи под 1139 г. В этом году киевский престол занимает его брат, князь Всеволод Ольгович (5 марта). Игорь приходит в Киев и напоминает брату о его давнем обещании дать ему Чернигов; Всеволод, однако, дает Чернигов не ему, а своему двоюродному брату кн. Владимиру Давыдовичу, и тем самым, как отмечает летописец, поселяет вражду между князьями.

В начале 1142 г. выступает к Чернигову против своего двоюродного брата Владимира, однако не добивается успеха и заключает с ним мирное соглашение. В том же году вместе с братом Святославом Ольговичем столь же безуспешно пытается отнять Переяславль у князя Вячеслава Владимировича, который получил этот город от Великого князя Всеволода Ольговича.

В 1142 г. снова перешел на сторону брата, мирится со Всеволодом и получает от него гг. Городец, Юрьев и Рогачев, и с тех пор действовал за одно с ним до самой его кончины, однако выражает открытое недовольство передачей Владимира-Волынского сыну Всеволода Святославу.

В 1144 г. вместе с другими князьями принимает участие в походе Великого князя Всеволода Ольговича против князя Владимирка Володарьевича Галицкого. Опасаясь гибельных последствий войны, Владимирко обращается к Игорю с просьбой склонить Великого князя к миру, обещая за это Игорю помочь получить Киев после смерти Всеволода; Игорь выступает посредником в заключении мира между князьями. По заключении мира - наряду с другими князьями участниками похода - получает от Всеволода часть от 1200 гривен серебра, которые передал ему Владимирко.

В мае 1145 г. принимает участие в съезде южнорусских князей в Киеве, на котором Всеволод Ольгович объявляет его своим преемником на киевском престоле и просит князей целовать в том крест. Тогда же по поручению Всеволода отправляется вместе с братом Святославом в Польшу на помощь польскому князю Владиславу II Изгнаннику (из Пястов; † 30 мая 1159 г.), враждовавшему с братьями; благодаря этой помощи Владислав получил от братьев четыре города, а русским князьям отдал г. Визну.

В начале 1146 г. вместе с другими князьями принимает участие в безуспешном походе Великого князя Всеволода Ольговича на Галич против князя Владимирка Володарьевича. После возвращения из похода на Владимирко Галицкого, в Киев смертельно больной Всеволод призывает к себе киевлян и объявляет им о своем решении передать Игорю Великокняжеский стол; киевляне целуют крест Игорю - но, как выясняется вскоре, - неискренне.

За день до смерти Всеволод посылает также к Изяславу Мстиславичу и князьям Давыдовичам, требуя и от них подтверждения крестного целования Игорю.

После смерти Всеволода 1 августа 1146 г. Игорь вступает в Киев и собирает киевлян «на Гору на Ярославль дворъ», где те целуют ему крест с условием отстранения от управления тиунов его брата Всеволода - Ратши и Тудора.

Тогда же Игорь посылает к князю Изяславу Мстиславичу, однако тот не только отказывается подтвердить крестное целование в его поддержку, но и вообще «ни ответа ему не дасть противоу тои речи ни посла к нему пусти».

На следующий день Игорь съездил в Вышгород, принял присягу и от тамошних жителей; так же и многие князья, пред специальными посланцами Всеволода, обещали сохранить верность клятве и признавать Игоря великим князем.

После этого киевляне собрались на вече у Туровой божницы и позвали князя к себе. Игорь послал на вече брата своего Святослава; граждане жаловались ему на Всеволодовых тиунов. Святослав обещал, что они сами будут выбирать себе тиунов и на этом целовал креста как за себя, так и за Игоря, а киевляне снова целовали креста в верности князю. Игорь тоже поцеловал креста киевлянам на этих условиях. Тогда киевляне бросились грабить дворы тиуна Ратши и Всеволодовых мечников. Высланный Игорем Святослав едва мог восстановить в городе порядок.

Между тем киевляне не хотят видеть Игоря своим князем («не угоденъ бысть Кияномъ») и начали сноситься с Изяславом Мстиславичем, тайно посылают к нему в Переяславль, приглашая его на княжение.

Со своей стороны и Игорь не исполнил обещание относительно тиунов и отношение его с киевлянами становились все хуже и хуже; враждебно относились к нему и все другие князья, из которых на его стороне был только брат его Святослав.

Изяслав собирает войска и подступает к Киеву; Игорь вместе со своим братом Святославом выступает ему навстречу.

У Заруба явились к нему послы от черных клобуков, от Киева и некоторых других городов с заявлением, что они не хотят иметь у себя Ольговичей. Игорь послал к своим двоюродным братьям, Владимиру и Изяславу Давидовичам, спросить их: окажут ли они ему поддержку; Давидовичи обещали свою помощь, но потребовали себе многих волостей. Игорь удовлетворил их и звал их на помощь. Затем он призвал к себе киевских воевод тысяцкого Улеба, Ивана Войтишича и Лазаря Саковского, и убеждал их остаться ему верными. Но эти лица уже сносились с Изяславом и торопили его идти на Киев, извещая, что к Игорю идут на помощь черниговские Давидовичи.

Когда Изяслав приблизился к Киеву, Игорь увидел кругом себя измену: воеводы убеждали его выступить против Изяслава, а киевляне вскоре призвали к себе Изяславова тысяцкого со стягом, берендеи из Мстиславовой рати перед самыми Золотыми воротами захватили великокняжеские товары. Тогда Игорь послал против них брата Святослава, племянника Святослава Всеволодовича, Улеба и Ивана Войтишича с их полками; но последние двое не двинулись и Игорь только с братом и племянником, презирая очевидную опасность, выступил против Изяслава.

13 августа Игорь и Святослав - во многом из-за предательства киевлян - терпят сокрушительное поражение от Изяслава; Святослав и племянник бегут к устью Десны, а Игорь укрывается в Дорогожичском болоте (близ Киева), «и угрязе под нимъ конь, и не може ему яти, бе бо ногама коленъ». Спустя четыре дня Игорь был схвачен и приведен к Изяславу.

Новый Великий князь заключает его в оковы и отправляет сначала в Выдубицкий монастырь (на берегу Днепра в 1 вер. ниже Киево-Печерского монастыря), а затем в оковах в Переяславль.

Здесь его бросают в «порубъ» старинного монастыря св. Иоанна под стражу, основанного еще в 1008 г. митрополитом Иоанном I († до 1039 г.).

Победители разграбили дома Игоревой дружины; к ним присоединились теперь и Давидовичи. Святослав обращался за помощью к Юрию Долгорукому, но ничего не достиг и даже сам вынужден был бежать, с женой Игоря, из своей Северской области.

В заточении князь Игорь тяжко болеет и просит Великого князя Изяслава позволить ему принять иноческое пострижение. Изяслав соглашается, и Игорь 5 января 1147 г. принимает постриг от переяславского епископа Евфимия († после 1149 г.), а осенью по выздоровлению узника перевозят в Киев в монастырь св. Феодора, где он уже принимает схиму с именем Гавриил (есть данные, что его имя было - Давыд, а по другим данным - Игнатий).

Между тем Великий князь Изяслав Мстиславич продолжает войну против брата Игоря Святослава Ольговича и поддержавшего его князя Юрия Владимировича Долгорукого. Неожиданное известие о том, что на сторону этих князей перешли недавние союзники Изяслава Мстиславича князья Изяслав и Владимир Давыдовичи (причем ни о чем не подозревавший Изяслав Мстиславич едва не попал к ним в руки), этим они озлобляют киевлян, что вызывает массовые волнения в Киеве; киевляне выражают готовность «от мала и до велика» немедленно отправиться на помощь своему князю. Но прежде толпа киевлян решает убить Игоря.

В пятницу 19 сентября 1147 г., несмотря на попытки митрополита Климента († после 1164 г.) и брата Великого князя, князя Владимира Мстиславича, спасти Игоря, князя-инока, по выражению летописца, как свирепые звери, выволакивают из церкви, когда он слушал обедню, думая найти в храме спасение от грозившей ему беды, стащили с него мантию, кричали: «побейте! побейте!», когда он обратился к ним с словами укора, наконец, явившийся на защиту Игоря князь Владимир Мстиславич, с опасностью жизни, отбивает его у киевлян и скрывает в доме своей матери, но народ снова собрался, вломился сюда и здесь же после жестоких истязаний убивают несчастного князя, потом труп его вывезен был на Подол на торговище и брошен на поругание.

Но нашлись благочестивые люди, которые пришли поклониться телу и прикрыли его.

Двое тысяцких, Лазарь Саковский и Рагуила Добрынин, посланные князем Владимиром Мстиславовичем, переносят тело Игоря в церковь архангела Михаила («в Новгородьскую Божницю») и кладут в гроб.

Ночью в церкви происходит знамение - зажигаются свечи вокруг мученика. Наутро митрополит Климент посылает игумену Ананию перевезти тело князя в монастырь св. Симеона в Копыревом конце «бе во монастырь отца его и деда Святослава», где его и погребают.

 

Историк В.Н. Татищев сообщает некоторые подробности внешности князя: «Ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычай, как поп, носил долги, брада же уска и мала».

Летом 1150 г. князь Святослав Ольгович переносит останки князя Игоря из Киева в Чернигов и хоронит их в соборной церкви Св. Спаса женского монастыря «в тереме (пристрой храма. - Авт.)».

Во взгляде летописца на кн. Игоря замечается двойственность, летописец не скрывает, что Игоря не любили ни князья, ни народ и обвиняет его за вражду с Изяславом и вызванные ею смуты, но в то же время считает, что Игорь был добрый поборник своего отечества и что облекся «в нетленьноую и многострастьную ризу» Спасителя.

Русская Церковь причислила князя Игоря Ольговича к лику святых как мученика и страстотерпца, память отмечается 19 сентября и 5 июня (день перенесения мощей в Чернигов), начиная с XVI в.

Известна икона Божией Матери Умиления («Игоревская»), принадлежащая князю. Первоначально она находилась в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря в пределе св. Стефана.

В начале XX столетия она стояла в драгоценном окладе в приделе Иоанна Богослова, но при установлении советской власти в Киеве икона бесследно исчезла.

князь Игорь Ольгович был женат на неизвестной (упоминается только один раз в конце декабря 1146 г.).

Потомства князь не оставил.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Игорь Олегович, Великий князь
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Книга глаголемая. № 7; НПЛ. С. 27-28, 213-214 (6654-6655); Подлинник Филимонова. С. 361— 362; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 297-298 (6635), 303-304 (6644), 314-317 (6654-6655); Т. 2. Стб. 283 (6624), 291- 292 (6635), 295-299 (6643-6644), 303 (6648), 312-337 (6650-6654), 352-354 (6655), 408 (6658); Т. 21. С. 203-206 (б. г.); Т. 25. С. 36 (6650); Синодик Любецкий. С. 34-36, 264, Летописи: Лаврентьевская, Воскресенская, Никоновская  и после 1146 г. — Новгородские под указанными годами, РУССКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Ибак — К
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Барсуков. Источники; Бережков М.Н. Блаженный Игорь Ольгович, князь Новгород-северский и Великий князь киевский. Чернигов, 1893; Бережков, Востоков А.Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842; Голубинский. Канонизация; Евгений (Болховитинов). Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением русских грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. 2-е изд., испр. и доп. Киев, 1831; Карамзин. Т. 2-3; Леонид', Мальгин', Милорадович', Рапов', Сергий (Спасский)', Соловьев. Кн. 1; Татищев. Т. 2-3; Федотов. Святые; Фундуклей И.И. Обозрение Киева в отношении к древностям. Киев, 1847; Хмыров. Государи; Balzer, Baumgarten. Х-ХIII; Donsko'i.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru