ЖУРНАЛ Совета Туркестанского Генерал‑Губернатора 

ЖУРНАЛ Совета Туркестанского Генерал‑Губернатора 

12 Ноября 1898 г. № 16

 На подлинном написано: «Утверждаю».

Генерал‑Лейтенант Духовской 1898 г. 19 Ноября

Председательствовал:

Туркестанский Генерал‑Губернатор Штаба Генерал‑Лейтенант Духовской.

Присутствовали члены:

Военный Губернатор Сыр‑Дарьинской области Генерал‑Лейтенант Корольков.

За Управляющего Туркестанскою казенною палатою Статский Советник Петровский.

Управляющий Туркестанскою контрольною палатою Статский Советник Урениус.

Исправл. должность члена от Министерства Финансов Надзорный Советник Апрелев.

Начальник Штаба Туркестанского Военного Округа Генерал‑Майор Белявский.

Исправл. должность управляющего канцелярией Генерал‑Губернатора Действительный Статский Советник Б орловский.

Исправл. должность Начальника Управления Земледелия и Государственных Имуществ в Туркестанском крае Надворный Советник Невесский.

Так в тексте.

Председатель Сыр‑Дарвинского Областного суда Действительный Статский Советник Сукачев.

Сыр‑Дарвинской Областной Прокурор Коллежский Советник Ильин.

Кроме того, был приглашен командированный, с Высочайшего соизволения, в помощь и распоряжение Туркестанского Генерал‑Губернатора Генерал‑Лейтенант Иванов.

Слушали:

1) Представленный при рапорте Председателя Комиссии по изменению Положения о народном суде в Туркестанском крае, от 9 Ноября 1898 г. за № 20 проект, выработанный этой Комиссией.

2) Особое мнение Сыр‑Дарвинского Областного Прокурора, касающееся подсудности дел о ростовщичестве, порядке избрания народных судей и назначения председателя в съезд народных судей.

Определили:

Компетенция народного суда в Туркестанском крае достигает очень широких размеров. Ведению этого суда подлежат все гражданское иски между туземцами и инородцами, подчиненными одному и тому же суду. По делам же уголовным народному суду подсудны все дела о преступлениях и проступках, совершенных туземцами против своих соплеменников, за исключением наиболее важных правонарушений, перечисленных в ст. 141 местного положения. Кроме того, в Туркестане народным же судам подсудны и подданные соседних ханств, временно пребывавшие в пределах края. Решения этого суда почитаются окончательными как по уголовным, так и по гражданским делам, и отмене подлежат, по представлениям уездных Начальников, только такие решения сего суда, которые постановлены с превышением власти или по делам, ему не подсудным.

Одиннадцатилетний опыт показал, что народный суд в Туркестане не стоит на высоте предъявляемых к судебному учреждению требований и что широкая юрисдикция, предоставленная этому суду, вредна не только для русских интересов в крае, но и для самого туземного населения.

Еще в 1891 г. Совет Генерал‑Губернатора, озабочиваясь упорядочением в здешнем крае народного суда, проектировал некоторые изменения и дополнения в действующем законе об этом суде, о чем и было доведено до сведения Высшего Правительства.

Соединенные Департаменты Законов, Государственной Экономии и Гражданских и Духовных Дел, не отрицая необходимости реформы народного суда и относясь вполне сочувственно к предпринятому пересмотру узаконений, касающихся его, высказались, что при проектировании поправок в действующие правила о суде туземцев и инородцев не следует упускать из виду, что по своим представлениям о праве и справедливости туземное население нередко вполне расходится с требованиями русских законов, почему слишком поспешное привитие им этих последних могло бы породить смуту в их умах и в сложившемся исстари строе их жизни.

Имея в виду такое указание Высшего Правительства и сообразуясь с замечаниями Министерств по поводу проектированных Советом Генерал‑Губернатора поправок в положении о народном суде в Туркестане, особая комиссия, учрежденная приказом по Туркестанскому краю от 20 Октября сего года за № 184, выработала проект изменения означенного положения и представила таковой Главному Начальнику края.

По всестороннем обсуждении этого законопроекта, Совет Генерал‑Губернатора признал, что все предначертания названной комиссии, не отступая от намеченного Высшим Правительством пути постепенного улучшения народного суда, несомненно должны иметь в результате усиление значения уездной Администрации в глазах туземного населения и уменьшение значения названного суда, непомерно поднятого обширным правом наложения взысканий и несменяемостью судей.

В частностях, Совет считал бы необходимым включить в проект упомянутой комиссии некоторые нижеследующие добавления и исправления.

Согласно заявлениям Военных Губернаторов областей и доводам, заключающимся в особом мнении Сыр‑Дарыинскаго Областного Прокурора, приложенном к проекту Комиссии, необходимо отнести к числу преступлений, поименованных в ст. 141 Положения об управлении Туркестанского края в ее новой редакции, за которые туземное население подвергается ответственности на общем основании, дела о ростовщичестве, подрывающем экономическое благосостояние населения края.

Примечание к ст. 224 редактировать для большей ясности так:

Выборы кандидатов на должности народных судей производятся ежегодно не во всем уезде, а только в одной шестой его части.

Ст. 225 изложить, в видах большей точности, таким образом:

Один из выбранных сходами кандидатов утверждается Военным Губернатором в должности народного судьи, и все остальные считаются кандидатами к нему. В случае отсутствия, болезни, смерти или устранения судьи в исправление его должности вступает, с утверждения же Губернатора, один из выбранных ранее кандидатов.

При установлении редакции этой статьи, Совет вошел в обсуждение особого мнения Сыр‑Дарьинского Областного Прокурора, проектирующего для оценки нравственных качеств кандидатов, предназначаемых на должность народного судьи, образование в каждом уезде особых комиссий, под председательством уездного Начальника, из членов: пристава того участка, в пределах коего находится волость, для которой должен быть избран судья, участкового мирового судьи и податного инспектора, с правом приглашать в свои заседания почетных туземцев или стариков и с обязательством представлять журналы свои Военному Губернатору, который будет иметь возможность избрать достойнейшего на должность судьи. Совет, признавая такую меру вполне целесообразною, тем не менее полагает, что введение в положение о народном суде проектируемого правила не вызывается особенною надобностью, так как и без этого Военные Губернаторы и Начальники уездов всегда будут иметь полную возможность собрать улиц, из коих предполагается учредить комиссию, необходимые сведения о нравственных качествах кандидатов на должность народного судьи.

Ввиду того, что по новой редакции ст. 226 народным судьям предположено назначать из общественных сумм содержание, представляется необходимым в ограждение туземного населения от всякого рода сборов, не установленных пока законом, проектировать кст. 235 примечание такого содержания: Народные судьи обязаны свидетельствовать акты и договоры, означенные в этой статье, без всякого в их пользу за это вознаграждения.

Рассматривая ст. 239 в ее новой редакции, заключающую в себе постановление о том, чтобы на съездах народных судей председательствовали уездный Начальник или участковый пристав, Совет обсудил и особое мнение Сыр‑Дарьинского Областного Прокурора относительно большей целесообразности предоставления председательствования на означенных съездах особому мировому судье, специально для того назначенному. Вполне соглашаясь с Прокурором, что присутствование на означенном съезде лица, обладающего юридическим образованием и могущего скорее познакомиться и усвоить себе чуждые юридические воззрения, было бы весьма желательно, Совет, тем не менее, принимая в соображение особые свойства здешнего населения, требующего, как показал опыт, бдительного за его действиями надзора близко стоящей к нему власти, имеющего представления о праве и справедливости, в многом различные от людей культурных, констатированную уже неоднократно местной Администрацией необходимость поддержания и усиления в глазах этого населения авторитета и значения уездной Администрации признает, что, к сожалению, не настало еще время для назначения на съезде народных судей председателями мировых судей и полагает, что таковыми должны быть уездные Начальники и участковые приставы[1], как это проектировано упомянутой выше Комиссией.

Ознакомившись затем с содержанием статей 242 и 243 в их новых редакциях, Совет полагает для наибольшей точности изложить их так:

Ст. 242. Доставление на суд сторон и свидетелей лежит на обязанности сельских властей.

Ст. 243. Жалобы на неокончательные решения единоличных судей приносятся для отсылки в съезд уездному Начальнику или участковому приставу в двухнедельный срок со дня объявления решения этих судей. По открытии съезда жалобы сии, не пропуская означенного срока, могут быть приносимы самому съезду.

О вышеизложенном Совет полагал бы ныне же довести до сведения Военного Министра, с представлением проекта изменения и дополнения статей положения об управлении Туркестанского края о народном суде, составленного Комиссией, учрежденной приказом Главного Начальника края от 20 минувшего Октября за № 184, и просить ходатайства Его Высокопревосходительства о возможно скорейшем, для блага населения Туркестанского края, осуществлении, в порядке законодательном, мероприятий, проектированных местными властями в отношении народного суда.

Подписали:

Н. Корольков (при мнении по вопросу о подсудности за ростовщичество) (см.).

Н. Белявский (при особом мнении по ст. 141 и ст. 214) (см.).

Урениус.

С. Петровский, С. Сукачев

П. В. Апрелев (при особом мнении по вопросу об изложении ст. 225 положения об управлении Туркест. края).

М. Бродовский.

Ильин (при особом мнении, приложенном к представленному комиссией проекту).

М. Невесский.

   Секретарь Совета П. Рупасов.

   С подлинным верно: Исправляющий должность Делопроизводителя N.

Примечание:

[1] О безусловной необходимости увеличения числа участков приставов уже состоялось постановление Совета Генерал‑Губернатора от 5 Ноября 1898 г. за № 40 (Примеч. док.).

 


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ЖУРНАЛ Совета Туркестанского Генерал‑Губернатора 
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: «Туркестан в имперской политике России: Монография в документах / отв. ред. Т. В. Котюкова»: Кучково поле; Москва; 2016
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
Статьи, использованные при написании этой статьи:  ЦГА РУз. Ф. И‑1. Оп. 25. Д. 64. Л. 24‑26. Копия. Типографский экземпляр.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru