Передвижная выставка «Эхо шаманского бубна»
Передвижная выставка «Эхо шаманского бубна» из фондов одного их старейших в России и первого в Сибири музея — Иркутского областного краеведческого — открылась в Алтайском краеведческом музее.
Выставка стала частью праздничных экспозиций к 200-летию алтайского музея. Основой экспозиции — подлинные атрибуты шаманского культа, которые впервые увидит барнаульская публика. В краевую столицу привезли более 60 предметов из золотого фонда сибирского музея, который сформировался ещё в конце XIX века.
Первые предметы шаманизма поступили в музейное собрание от известных учёных, среди которых бурятский этнограф Матвей Хангалов, востоковед Доржи Ринчино, русский этнограф, археолог и географ Дмитрий Клеменц, этнограф и лингвист Владимир Богораз и другие.
Сотрудники Иркутского краеведческого музея отобрали для выставочного проекта уникальные предметы, связанные с традиционной религией народов Сибири: якутов, бурят, эвенков, тувинцев, тофаларов, сойотов, а также народов Нижнего Амура.
В основе религии шаманизма лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса (камлания). Шаманизм был развит в Сибири, на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной и Средней Азии, в Африке, у индейцев Южной и Северной Америки, а также в Австралии и Океании. В разных формах шаманизм исповедовали многие народы, особенно в палеолите и неолите, ведь это мировоззрение строится на коммуникации с миром духов и одушевлении всего окружающего мира.
Сегодня шаманизм в России существует в строгих географических границах. Больше всего он распространён среди малых народов Сибири и северных регионов (Тува, Бурятия, Алтай, Хакасия, Якутия, Кольский полуостров).
Основными экспонатами выставки стали комплекты шаманской одежды: кафтаны, металлические подвески, нагрудники, короны. Кроме того, барнаульцам представят атрибуты шаманской практики — колотушки, трости, изображения духов (онгоны, сэвэны, бурханы) и бубны.
Последние нередко представлялись картой вселенной, местом сбора духов-помощников или волшебным транспортом, способным перемещать в другие миры. Эти артефакты хранят немало тайн и загадок. Есть на выставке и предметы шаманского быта и культа из коллекции Алтайского краеведческого музея.
По словам врио министра культуры Алтайского края Елены Безруковой, которая открывала выставку, некоторые перед посещением беспокоились, можно ли вообще приходить. Ведь предметы такого мистического религиозного культа, как шаманизм, могут оказывать зловещее магическое влияние.
Впрочем, сотрудники Иркутского музея заверили, что опасения беспочвенны. Шаманские атрибуты в стеклянных витринах не более чем экспонаты. К тому же передвижная выставка без каких-либо мистических происшествий уже побывала в Забайкалье, Бурятии и Амурской области.
Кстати, в Алтайском крае проживает 132 национальности, и некоторые из них исповедуют шаманизм. Среди них — кумандинцы, которых, по данным последней переписи, осталось 1089 человек.
И там, где проживает этот народ, до сих пор звучит эхо шаманского бубна, отметила консультант департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти Татьяна Лисенкова.
Сегодня, как никогда, вопросы толерантного отношения к культуре и обрядам разных этносов приобретают особую актуальность, считают в Алтайском краеведческом музее. И поэтому так важно проводить подобные выставки — развеивать мифы, стереотипы и просвещать людей о традициях других народов.
По словам сотрудников Иркутского музея, сохранение и популяризация культурного наследия малых народов — одна из актуальных проблем современности. И решить такую проблему помогает организация выставок музейных коллекций.
— Мы надеемся, знакомство с духовным миром коренных народов Севера, живших в гармонии с природой и хранивших свои родовые символы и традиции, придётся по душе жителям Алтайского края, — отмечают иркутские музейщики.
Кстати, в Барнаул они привезли прекрасно изданные и иллюстрированные книги об Иркутском музее и музейных коллекциях. Книги были подарены музею и его сотрудникам, которые принимали активное участие в организации выставки.
Чтобы сделать экспозицию более содержательной, её дополнили фотографиями шаманов и ритуальных обрядов.
Финалом церемонии открытия выставки стала кураторская экскурсия от старшего научного сотрудника научно-фондового отдела Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского Елены Гуровой. Она рассказала посетителям много интересного и об экспонатах, и о современном шаманизме, а также ответила на вопросы.
При цитировании ссылка на сайт портала «Вечерний Барнаул» обязательна https://barnaul.press/
По словам экскурсовода, стать шаманом означало обречь себя на тяжёлую долю. При инициации шаман испытывал муки и помешательство. Во снах к нему приходили духи, чтобы отрезать голову, посадить её на кол, а потом искромсать тело на мелкие куски, рассыпав их по земле. Предания гласят, что таким образом духи либо считали кости кандидата (если их не хватало, то его отвергали), либо пережёвывали тело, чтобы проявить свою благосклонность. Разумеется, «кромсание» проходило только в бреду, не наяву. Но если претендент переживал это испытание, никакие болезни не приближались к нему до конца жизни.
На Алтае, в Туве, Бурятии, Якутии и в других сибирских регионах шаманы выполняют и общественные функции. Например, в Туве они освящают открытие фестивалей, раскрывают убийства, занимаются сохранением культурного наследия. Именно по их настоянию из Новосибирска вернули мумию алтайской принцессы Укока. Шаманизм там — такая же официальная религия, как буддизм и христианство, и шаман — это профессия, которую регистрируют в трудовой книжке!
Выставка продлится до 26 ноября по адресу Ползунова, 39, в выставочном зале АГКМ.
Посетителям предложат экскурсии, которые будут проходить в 13:00 и 18:00.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.