Днепр, река

Днепр, одна из величайших рек Европейской России, известная у древних греков под названием Борисфен, у римлян — Danapris, по-турецки — Узу, у татар — Экси.

Днепр, помимо того, что входит в состав трех водных систем (Березинской, Огинской и Днепровско-Бугской) и намечаемого Черноморско-Балтийского водного пути, имеет весьма важное значение самостоятельного водного пути, который, начинаясь в 300-400 вер. от Москвы, выводит в Черное море.

Днепр берет начало в Бельском уезде, Смоленской губ., на Валдайской плоской возвышенности, невдалеке от верховьев Волги и 3ападной Двины (см. карту к ст. Российская Империя).

Общее протяжение от истока до устья 2.117 вер.; в Черное море вливается через лиман тремя гирлами: Белогрудовским (Бакан), Збурьевскпм (Кокка) и Касперовским (Рвач).

Бассейн обнимает почти 500 тыс. кв. вер., омывает 16 русских губерний и обслуживает интересы свыше (в начале XX в.) 22 мил. жит.

Существенной особенностыо Днепра являются его пороги, которые тянутся на 68 вер. от Екатеринослава до Кичкасской переправы (в 9 вер. выше г. Александровска), не допускающие вовсе судоходства.

Судоходство производится: в половодье от Дорогобужа, а в остальное время от г. Орши и в- обоих случаях до Екатеринослава, на протяжении 1.531 и 1.208 вер., и ниже порогов до устья; на тех же участках производится и пароходное сообщение ниже г. Орши.

Ширина реки: от Дорогобужа до Орши колеблется до 25 сж. при глубине свыше 5 фт.; до Шклова 25-30 сж.; до Рогачева 40-70 сж.; до Киева 200-250 сж.; до устья реки Тясьмина 150-550 сж.; до Екатеринослава 120-650 сж.; до Кичкасской переправы – пороги; до устья 150-250 сж.; глуб. на всех этих участках определяется судоходством, но весьма различна и колеблется от 5 до 40 фт.

Пристаней на судоходной части Днепр – 73, из них важнейшие: Приднепровская (железнодорожный мост); Смоленск (железнодорожный мост); Орша и Могилев (железнодорожная станция); Жлобин (железнодорожный мост); Речица (железнодорожный мост); Киев (железнодорожный мост); Черкассы (станция, проектируется мост); Кременчуг (железнодорожный мост); Екатеринослав (железнодорожный мост) и у Кичкасского перевоза (железнодорожный мост).

Береговой телеграф проложен на участках: Орша-Жлобин, Кременчуг-Екатеринослав и Никополь-Херсон.

Навигационный период 8 1/2 мес., с марта до половины ноября Важнейшие притоки: левые – Сож с пароходным сообщением от Пропойска на 244 вер.; Десна с пароходным сообщением до Новгород-Северска на 500 вер.; правые – Березина и Припять, обе входят в соотвествующие водные системы.

Днепр имеет особое значение среди наших европейских рек; с одной стороны, он вместе с 3ападной Двиной ограничивает с востока обширную территорию – запада пограничную полосу, которая вмещает наши важнейшие пограничные театры (Передовой, Северо- и Юго-Западные, разделенные Полесьем), а с другой, будучи большим водным потоком и примыкая правым берегом от Рогачева до Киева к труднодоступному для войсковых масс Полесью, представляет серьезный барьер для вторжения в центральные и южные области России и тем ставит как бы предел, за которым развитие военных действий мало вероятно.

Допуская от Орши судоходство с выходом в Черное море (при устранении порогов) и будучи связан судоходным каналом с 3ападной Двиной, дает возможность образовать обширный водный паровой путь, связующий два разобщенных моря. Этот путь с неограниченной пропускной способностью, при навигации почти в 8 мес., представит обширную базу для армий, сосредоточенных в западной пограничной полосе.

Эта база по р. Припяти, Днепровеко- Бугскому каналу (см. это слово) и Огинской водной системе, при соответствующих их переустройстве, свяжется с передовым театром и Средне-Неманским районом.

Днепр, обслуживая области, которые по почве, климату и производительности считаются житницей России, имеет громадное экономическое значение, что в связи с благоприятной распланировкой транзитных путей, направляющихся из его бассейна к западной границе, обусловливает его важное значение и в военном отношении.

Днепровская сеть водных путей, приняв на себя большую часть воинских грузов, облегчила бы железным дорогам выполнение прямых оперативных задач. В этом отношении будущность Днепра зависит от двух коренных работ: шлюзования порогов и устройства хороших соединительных путей с 3ападной Двиной, Вислой и Неманом.

Венно-исторический обзор региона.

Днепр с первых дней исторической жизни России имел всегда важнейшее значение; по его бассейну стала распространяться жизнь и государственность русского народа. По Днепру спускались первые русские князья в походах на Византию; потом низовые приднепровские земли перешли во владение татар и турок и лишь постепенно стали вновь присоединяться к России, то войной, то договорами.

Из наиболее важнейших военно-исторических событий надлежит отметить.

В 1708 г. (в Великую Северную войну), после неудачного боя у Головчина (см. это слово), русская армия Шереметева отступила и перешла на левому берегу Днепра у Шилова и Mогилева.

В 1709 г. разбитый под Полтавой Карл XII бежал и с Мазепой и конвоем переправился 30 июня через Днепр при Переволочне.

В 1737 г. (русско-австро-турецкая война),11 февраля, крымский хан Бегли-Гирей со 100 т. татар перешел Днепру. по льду выше Переволочны и, уничтожив небольшой отряд генерала Лесли, двинулся к Полтаве, но, встревоженный известием о движении наших войск ему навстречу, переправился обратно за Днепр.

В начале апреля того же года армия генерала Миниха (90 т.) собралась у Переволочны и в конце месяца переправилась через Днепр у Кременчуга и Орлика и двинулась к Очакову. Но недостаток продовольствия и фуража, а также эпидемии заставили ее в конце октября отойти за реку, переправившись у Переволочны.

В 1738 г. армия Миниха (ок. 50 т.), собравшись между 15 апреля и 5 мая в 6 вер. выше Переволочны, переправилась через Днепр и двинулась к Бендерам. Между 13 и 23 сентября она вернулась и, переправившись через Днепр в Киеве и Каневе, расположилась на зимние квартиры.

В 1739 г. армия Миниха (63 т.), сосредоточившись у Киева в конце апреля, около месяца затратила на переправу через Днепр, вследствие сильного разлива его, и двинулась к Бугу.

Действия в Польше 1767 г.: 4 марта корпус генерал-майор Кречетникова, переправившись частями через Днепр, вступил в пределы Польши. Война с Турцией и польскими конфедератами.

В 1769 г. 2-я армия гр. Румянцева (оборонительная или Украинская, 40 т.) переправилась 5 мая на левый берег Днепра у Кременчуга и Переволочны, с целью движения к южным границам, для охраны их против татар и вторжения в Крым. 8 июня Запорожцы, засев в камышах на Днепре, у Костирской Плавни, разбили Очаковскую флотилию турок из 20 морских судов (наши трофеи – 4 знамени, 15 пушек; потери – 15 убитыми.).

В 1812 г. Днепр часто видел на своих берегах то русские, то французские войска. 13 июля через Днепр у Н. Быхова переправилась 2-я армия Багратиона и двинулась к Смоленску. Отряды Платова и Дорохова (последний с Изюмским полком) вплавь 12 июня переправились через Днепр у Дашковки и Ворколабова.

С 2 августа у Расасны и Романова переправилась через Днепр. армия Наполеона.

6 августа Дохтуров оставил Смоленск и переправился на правый берег Днепра. Французы перешли его в брод и начали теснить русских егерей, но Коновницын атаковал их и отбросил за Днепр.

8 августа русская армия переправилась через Днепр и направилась к Дорогобужу.

26 октября у Соловьевой переправы состоялась переправа Наполеона через Днепр. 29 октября из войск Милорадовича был выслан полковник Карпенков для преследования французов к Соловьевой переправе и далее к Смоленску. Стрелки его сбили французов с левого берега Днепра, а когда они разрушили мост, стрелки по льду перешли Днепр и захватили брошенные французами 12 орудий и обоз.

4 ноября в Смоленске на левый берег Днепра переправился Даву, а 5-го – Ней (арьергард армии Наполеона); оба пошли отсюда к Красному. 5-8 ноября в Орше состоялась переправа остальных французских корпусов. 7 ноября ночью Ней, после поражения при Лосмине, преследуемый казаками, бросил 8 орудий, переправился через Днепр у Сыроковенья и двинулся к Орше.

9 ноября Платов захватил Оршу и переправился на правый берег. 14 ноября Кутузов перешел через Днепр в Копысе и прибыл в Староселье.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Днепр, река
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru