ПОСЛАНИЕ АРМЯНСКОГО ПАТРИАРХА СИМЕОНА ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ II С ПРОСЬБОЙ ДАРОВАТЬ ГРАМОТУ О ПОДЧИНЕНИИ ЕМУ ВСЕХ ДУХОВНЫХ ЛИЦ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

ПОСЛАНИЕ АРМЯНСКОГО ПАТРИАРХА СИМЕОНА ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ II С ПРОСЬБОЙ ДАРОВАТЬ ГРАМОТУ О ПОДЧИНЕНИИ ЕМУ ВСЕХ ДУХОВНЫХ ЛИЦ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1767 г. января 29

Перевод.

Изъяснение фигур, в заглавии листа изображенных.

А. Образ Триипостасного Божества.

Б. Сошествие Христово с Сиянием.

В. Круг в сиянии возвышенном, в нем: ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ, благоверному государю и великому князю цесаревичу Павлу Петровичу

Г. Второй круг, изображающий печать патриаршества. Д. Главная церковь во имя сошествия Христова.

Е. Три меньшие церкви, сооруженные на месте страдания сорока мучениц.

Ж. Образ Св. Григория великой Армении с веровавшим во Христа царем Тиридатом армянским.

Иисуса Христа раб, Симеон, патриарх церкви Христовой всего армянского народа, преемник святых апостолов Тимофея и Варфоломея, наместник великомученика Христова святого равноапостольного отца Григория, просветителя нашего, первенствующий митрополит престола в храме сошествия Христова в царствующем граде Вагаршапате, от коего с истинным и смиренным миром и искреннейшим желанием при неизглаголамном благословении излиящим милость всесвятой Троицы, купно разными преисполненнаго чудесами и дарами сего святого явления Христова храма, помощью животворящего креста Господня на нем же в ребро прободен быть Христос, чудотворных и целебных мощей святого Григория Великой Армении, опочивающих во храме оном, униженно подносится сей моления и прошения лист источнице снисхождений, всемилостивейшей, благоверной, боголюбимой, христоутвержденной, его же крестом увенчанной, всепресветлейшей, августейшей, самодержавнейшей света обладательнице, богоизбраннейшей от отца его единосущным увенчанной сыном и всесвятым духом помазанной великой государыне царице, царей победоносной императрице (прочее изображено в изъяснении фигур под буквой «В»).

Просим всемогущего царя царей да за молитвы всех святых его оградить В.И.В., твердостью и славой распространяя владычествование высочайшей державы вашей до самых дальных селений света. Да пошлет жезл силы святой его, подклоняя под ноги ваши всех непокоряющихся. Да облечет вас крепостью на вся враги, ненавидящие же вас, да предаст гонению народов неизвестных, покоряя и сих скипетру вашему. Да силою его святой на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. И благословит Господь вас, государство ваше, рождение, народ, военачальники и войска ваши, князья, люди, наследия, растения и все стяжания ваши. Да даст вас Господь по сердцу вашему и совет ваш да исполнит. Да изольются благословения, рекомые его всепресвятейшими устами, купно же и глаголенные всеми его угодниками на рожденных от вас и на империю вашу. В заключение всех сих толь искренних и истиннейших желаний да благословит высший владыка неувядаемой, но наипроцветающей славой в роды и роды, и да увидите сыновей сынов ваших, и да будет мир царствия его на вы, Аминь.

При смиренноблагославящем и просительном сем листе известно вашему августейшему и. в., да будет реченное Павлом святым: «Несть бо власть, аще не от Бога. Сущие же власти от Бога учинены суть». И хотя Священного Писания образ царствия Божья и праведного его суда впечатлеют в нас, но слабейшие рода нашего понятия, обремененные мыслями светской жизни нашей, едва могли ли бы воображать себе толь неисследимое величество славы его, естли бы не он же всемогущий дал зреть нам себя в подобиях его, учрежденных им самим, предопредели нам владык земли. Ибо коим образом оные государи милосердно и правосудно управляют государствами, награждая послушных себе и возвышая, неревнительных же ненавидя, воздавая добродетельнейшим, казням же предавая недоброхотных. То же самое и Господь небесный невидимо творит в мире сем, так как и в будущем вечном царствии его сии подтвержденными быти чаем. Вашему священнейшему и. в. известно, что вседзржитель Господь, который на неприступном всем небесным силам присудствуя престоле, владычествует не только ими, но благости своей сподобляет всех, яко же глаголет Давид святой: «Милости Господней исполнена земля»... и паки «...и полагает в безднах сокровища свои». То есть к дальнейшим и последнемалейшим и презренным оказывает великость благости своей. А сие не для того творится, что его есть создание, но дабы всех возбудить к прославлению неоскудной благости, щедрот его и власти. Сей предел Бог не в особливости себе присваивает, но соблаговолил образом быть тому и его творениям яко же солнце. Оно освещает не токмо на близкие себе миры, но луч свой простирает на землю даже и до глубины бездны, оставаясь неоскверненным и от нечистот, им осияваемых.

И как всемилостивейшая государыня не нахожу более надобности продолжать примерами, то и, оставя доносить разнообразные приключения наши, приемлю смелость донести о ныне происшедшем с нами. Как дух по смерти тела не действует уже, так по лишении природного нашего государя нация сия приближилась к жалкому ее состоянию. Духовное ее правительство ослабело, и сия жалостная Армении участь почти превзошла свои пределы. Ибо у всего сего народа осталось токмо патриаршество. Оно получило свое начало со времени святого великомученика Григория, остается в вышедонесенном городе Вагаршапате, от коего зависимы находящиеся в разных других краях армянские церкви, духовенство и мирские, токмо по духовности. Но по пресечении самодержавия в Персии и по рассеянии нации нашей по разным местам со дня на день и те духовные наши порядки угасать кажутся. Яко то: в разных отдаленных государствах находятся непослушные и отпадшие от закона нашего епископы. Производятся иногда и другие недостойные люди в чины самые духовные, которых о поведении, вере и состоянии мы неизвестны. А такие, за неимением себе пределов и епархов скитающиеся по свету, входят в епархии прямых епископов, вступая во власть оных происками и без избрания, и посвящают иереев, что повсеместным христианским правилом запрещено под клятвой. Многие же по случаям и за взятки получают помощь себе и от правительств мест, ими обитаемых, и чрез то настоящих епископов свергают. Из таковых иные, показывая себя наружно национальным арменином, внутренне преисполнены развратом, ересью и непристойными поведениями, от каковых колико заблуждений, соблазна и вреда в неосторожном мире рассеяно и коликую трату восчувствовать имела случай церковь и священнодействие, о том вашему священнейшему величеству доносить излишне; но причины тому конечно небытие повелителя в Армении, помощью которого и самые необузданные подверженными были бы власти своего владыки. В сих обстоятельствах не оставляем увещевать страхом Божьим, а в противном случае представлениями от нас правительствам и потому наказанием и строгостями усмиряем, ибо имеем на то привилегии, а в надобных случаях получаем грамоты от государей в Туркии и Персии, чтоб нации нашей люди, в оных государствах находящиеся, в повиновении оставались всегда нам. Но в благословенной земле державствования в. в. находится немало наций армянской, кои с великой благодарностью пребывают в добропорядочном житии под покровительством величества вашего, а именно: из Джулфы, Нахчевана, Арарата, Тефлиса, Шемахи и других мест, которые, будучи под высочайшей властью и защищением, во всяких обстоятельствах повиноваться долженствуют гражданским в. в. законам. Следовательно же, по духовенству, как чада церкви исповедания святого Григория, зависимы быть от нас, яко же и пред сими временами были они нам ведомы как главнейшему нации их патриарху и наместнику престола оного святителя. И от нас определяемы были к ним архиепископы для исполнения святых церковных правил и надзирания. .Однако же тому более шестнадцати лет сего святого храма власть духовная и сведение пресеклось. Посылаемые архиепископы не имеют въезда в империю в. в. Из других же дальнейших епархий отрешенные и ослушные духовные, о вере которых и состоянии нам неизвестно, от своих пределов укрываясь, въезжают в оную империю и входят в духовное правление, о чем не уповаем, чтоб В.И.В. известно было.

Того ради все униженно просим от всемилостивейшего величества вашего, во славу истинному Богу и из любви к святому Григорию, его же память церковь ваша празднует, не презрите, всемилостивейшая государыня, моления нашего, повелите высокославным и христоу краше иным монаршим указом вашим повелеть, дабы в благополучной империи и под властью высочайшей вашей обитающие исповедания святого Григория Великой Армении как доныне были, и впредь остаться бы могли по духовным обстоятельствам в ведомстве и распоряжениях церковных во власти сего храма сошествия Христова и престола в нем оного святого Григория и его наместников. И чтобы определяемый над ними архиепископ был по избранию сего места, как то и пред сим было. Неизвестный же нам и самоизвольный из других краев въезд архиепископам запретить, дабы состоящим под монаршеским покровительством в. в. из нации нашей не было паче чаяния от неблагонравных духовенств соблазна, разврата и отягощения, и усердной любви и почтению к оному святому Григорию непогасимым быть, и со светилом его от церквей неизъемлемым.

В сем униженном прошении не едину находим для нас и нации нашей полезность токмо, но и благосостояние и добрый порядок обитающего в благословенной России народа нашего сие заслуживает. О чем повторяя с благоговением, прошу, не воззрите на недостоинство наше и, всемилостивейше снисходя, наградите нас по прошению нашему высочайшей грамотой, дабы оная могла остаться в святом сем храме в память вечного награждения и в напоминание благополучнейшего государствования вашего. Ибо егда на прошения наши от иноверных государей оные грамоты получаем, кои и хранятся с многим почитанием, кольми же паче по испрошению нашему с особливым вожделением, от богоизбранного монаршего величества вашего надеемся получить, которую принять удостоясь, истинно в несравненном особопочитании сохранять будем, яко дар небесный, в бесподобно великую похвалу и в утешение среди зверообразных народов обитающим нам даровану.

В засвидетельствование того, как не имеем мы воздать ничем, токмо должным учиним нас в святом сем храме всегда о многолетнем В.И.В. государствовании ко всевышнему приносить молитвы и в святой литургии при священнодействиях у престола сошествия Христова о благосостоянии и твердости империи вашей.

И В.И.В., яко же Господь Иисус Христос неустыдяся снити в скудное естество человечества, удостойте всемилостивейшею грамотой скудость нашу и тем присовокупите нас народам, прославляющим высочайшее государствование ваше. И при слышании и исполнении жалостной нашей просьбы да исполнит Господь желания ваши во благое. Власть и повеления в. в. провозгласящим и сильнейшим да учинит во всех краях вселенной.

Но как светских тленных изобилий не можем дароподносителем быть, в чем благостию Божьей В.И.В. не имеет оскудения, причем толикою просьбой и утруждать всевысочайшую и августейшую особу в. в. было бы непристойно, то с духовными и божественными сокровищами приступаю к следам богоукрашенного величества вашего. Посылаются jk вам мощи святого Предтечи и крестителя Господня, мощи святой Рипсимии, мученицы Христовой, мощи святого великомученика Георгия и часть от святого ковчега Ноева в сохранение вас, государства вашего и обитающих в нем, в защищение воев ваших к изобилию всяких благостей, в отвращение неблагополучий, в исцеление скорби и в утверждение истинной и нерушимой любви и в наследие живота вечного. И всепокорно прошу, да благоутробно и милосердно все сие всемилостивейше с верой принять и тем удостоить храм оный и всю нацию нашу под высочайшим вашим остаться покровительством в навсегдашнем защищении.

Оные святые мощи в ковчеге с надписаниями за печатью нашей посланы с архимандритом Давыдом.

Мир во славу вседержителя царя Христа да пребудет на вы. Аминь.

Написано лета от воплощения господня 1766 июля 22-го при святом богозданном престоле святого храма сошествия Христова.

Подлинный за подписанием патриарха и с приложением собственной его печати, какая положена, и на склейке листа в левом поле со следующим стихом: «Всесильный крест Иисусов в защиту и ограждение да будет».

Переводил с армянского диалекта на российский придворный ювелир Иван Лазарев

АВПР, ф. Сношения России с Арменией, оп. 100/4, 1767, д. 11-а, л. 1 (подлинник), л. 2—6 об. (перевод).


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ПОСЛАНИЕ АРМЯНСКОГО ПАТРИАРХА СИМЕОНА ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ II С ПРОСЬБОЙ ДАРОВАТЬ ГРАМОТУ О ПОДЧИНЕНИИ ЕМУ ВСЕХ ДУХОВНЫХ ЛИЦ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Под стягом России: Сборник архивных документов/ П44 Сост., примеч. А. А. Сазонова, Г. Н. Герасимовой, О. А. Глушковой, С. Н. Кистерева. — М.: Русская книга, 1992, 432 с., 16 л. ил.
Дата написания статьи: 1767 г. января 29
Статьи, использованные при написании этой статьи:  АВПР, ф. Сношения России с Арменией, оп. 100/4, 1767, д. 11-а, л. 1 (подлинник), л. 2—6 об. (перевод).
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru