Донская флотилия
Донская флотилия, суда, выстроенные на р. Дон для действий против турок в Азовском море и у Крымского побережья.
Начало Донской флотилии относится к 1-му Азовскому походу Петра Великого (1695).
Прутский поход 1711 г. заставил Петра отойти от устья Дона и прекратить здесь судостроение. Однако, еще в то же царствование оно было возобновлено: приобретения Петра в Каспийском море возбудили опасения Турции, которая стала угрожать России войной. Тогда, весной 1723 г., в Таврове, под надзором вице-адмирала Змаевича, б. приступлено к постройке 60-ти галер и бригантин; с улучшением отношений с Турцией эти работы прекратились и б. возобновлены только осенью 1733 г.
Летом 1736 г., при осаде Азова, большую помощь оказали IX — 44-пушеч. и VI—8-пушечных прамов и 64 галеры, под началом контр-адмирала Бредаля; с судов флотилии было выпущено за 8 дней бомбардировки 8.714 снарядов, причинивших крепости значительные разрушения; наши потери достигали 22 убитых и 77 раненых.
Зимой 1736 г. на Дону спешно построили до 500 плоскодонных казачьих лодок и 6 ботов; каждая лодка с двумя 3-фн. пуш. могла вместить до 40 ч.; флотилия эта предназначалась для действий в Азовском море, т. к. вышеупомянутые прамы и галеры сидели слишком глубоко.
Весной 1737 г. флотилия адмирала Бредаля перевезла 14 полков от Азова к р. Кальмиусу (где ныне г. Мариуполь) и затем, следуя вдоль берега, поддерживала постоянное сообщение с корпусом фельдмаршала Ласси, двигавшимся к югу; поход этот м. служить хорошим примером совместных действий армии и флота: последний подвозил провиант, отвозил больных в Азов, устраивал переправы через реки и Генический пролив. В то же время Бредалю пришлось отражать атаки сильного турецкого флота, состоявшего, кроме мелких судов, из линейных кораблей и больших галер. Первая встреча произошла 29 июня: Бредаль встал со своими судами на якорь под берегом и ожидал нападения. Поднявшаяся буря разбила до 170 русских лодок, с остальных были сняты орудия и установлены на берегу; на другой день турки приблизились на пушечный выстрел и были встречены огнем; после 4-час. боя турки отступили, не нанеся флотилии никаких потерь; накануне ими, однако, были взяты после сильного сопротивления 4 отставшие лодки.
Следующие столкновения произошли 29 и 30 июля, при возвращении Бредаля от Геничи и Федотовой косы. Бредаль прибег к тому же маневру, т.-е. опять свез пушки на берег и усилил ими батареи. 30 июля турки были отброшены и ушли из Азовского моря, наши же лодки вернулись в Азов; во время сражения у нас пробито 13 лодок, убито 2 и ранено 6 чел.
За поход 1737 г. выдающимся делом был знаменитый подвиг капитана Дефремери (см.).
Кампания следующего 1738 г. была менее удачна: Бредалю не удалось соединиться с армией Ласси.
Выступившие из Бердянска 146 лодок Бредаля были встречены 7 июня у Федотовской косы турецким флотом; но адмирал не потерялся и применил способ Петра при Гангуте: найдя узкость в 60 сж., велел рыть канал, чтобы по нему пройти в Геническ, 14 июня удалось перевести через ров все лодки, и Бредаль стал готовиться к дальнейшему походу; но в это время б. получено известие, что у Геническа ждет турецкий флот, и приказание Ласси идти обратно в Азов.
В этот же день было отбито нападение 9 галер.
Обратный перевод лодок был неудачен, едва б. перетащены 25 лодок, как вода во рву спала, и в то же время турецкие галеры преградили путь к Азову. Поэтому все 25 лодок б. разрублены и сожжены, Бредаль же решил с оставшимися 119-ю идти к Геническ, но и это не удалось, т. к. со стороны Геничи подошел турецкий флот Капудана-пашн; тогда русские сгрузили пушки с лодок и устроили батареи, при помощи которых успешно отразили 4 нападения; турки действовали нерешительно, ядра их «за величеством пушек переносило» через лодки, так что потери были ничтожны.
19 июня Капудан-паша после 1 1/2-час. боя отступил, и сражение больше не возобновлялось. Бредаль отправился один в Азов, поручив команду бригадиру Лукину и флота капитана Полбухину; через месяц лодки б. сожжены, якоря зарыты в землю, а пушки доставлены в Азов.
Действия армии Ласси, лишенной пособия флотилии, были тоже не очень удачны: взяв Перекоп, Ласси, по недостатку в воде и фураже, д. б. отступить на соединение с Днепровской армией.
В 1739 г. был заключен мир с Турцией; хотя Азов и остался в наших руках, но укрепления его положено б. срыть и на море не иметь ни военных, ни коммерческих судов. Так печально закончилась 2-я попытка овладения Азовским морем.
Carte platte de la Mer d’Azoph:
plan de la campagne de 1771 par la flottille sortie du Don, sous les ordres
du vice-admiral & chevalier Alexi Naomitz Sinavin ( Карта Азовского моря
или план кампании Донской флотилии под командованием вице-адмирала
А.Н. Сенявина в 1771 г.
Жак Дюше (?) 1772 г.). Сборный атлас рукописных карт XVIII в., 1770-е гг. Бумага, акварель, тушь, чернила,
44х64 см., ФГБУК "Государственный исторический музей"
Третья попытка относится ко времени Великой Екатерины: Императрица, начиная в 1769 г. войну с Турцией и решив строить на Дону флотилию, поручила дело контр-адмиралу А. Н. Сенявину, сыну петровского адмирала Н. А Сенявина.
Судостроительство началось на прежних верфях: в Таврове, Павловске, на Икорце и Хопре; но для успеха особенно важно было выбрать тип судов, т. к. опыты прежних лет показали, что глубокосидящие суда не м. выйти из устья Дона, мелкие же суда (боты и казачьи лодки) приносили мало пользы в бою; поэтому, адмиралтейств-коллегия решила строить парусно-гребные суда, получившие название «новоизобретенных кораблей», с осадкой 9 фт. и с вооружением 12-16 пуш. 12-ти или 6-фн. кб. Кроме того, для Донской флотилии строились 32-пушеч. фрегаты и казачьи лодки.
На этот раз усилия Донской флотилии увенчались успехом: в 1771 г. б. решена овладеть берегами Керченского залива, «ключом прохода из Черного моря в Азовское»; здесь действовал сухопутный отряд князя Щербатова.
Выйдя к нему на подмогу в мае месяце с 8-ю «новоизобретенными» кораблями, 2 бомбардирскими и 37-ю казачьими лодками, Сенявин не допустил турецкие суда высадить в Крыму десант.
Захватом крепостей Керчи и Еникале Щербатов навсегда закрыл для турок Азовское море.
По занятии Крыма Донской флотилии предстояло охранять Черноморский берег полуо-ва от вторжении, что было очень трудно для не мореходных «новоизобретенных судов»; поэтому на Хопре приступили к постройке двух 58-пуш. фрегатов по чертежу англичанина Ноульса.
Весной 1773 г. два отряда Донской флотилии (всего 9 кораблей, 2 бомбардиров, 6 фрегатов и 16 ботов, галиотов и транспортов), под командою капитанов Сухотина и Кингсбергена, крейсировали около берегов Крыма, а 3-й, под командою Сенявина, охранял Керченский пролив и конвоировал транспорты к Крымской армии.
Действия первых отрядов были особенно решительны: капитан 1 р. Сухотин сжег 29 мая у Суджук-Кале 6 турецких судов, 30 мая захватил еще 2; 8 июня близ устья р. Кубани им же были сожжены 2 транспорта.
Капитан 2 р. Кингсберген имел 23 июня сражение при Балаклаве; после 7-часового боя турки отступили на юг, наши потери б. незначительны.
Кингсберген писал про этот бой: «Легче б. бы поймать луну, нежели догнать парусные суда с моими 2 плоскодонными машинами. Если бы у меня был фрегат, то у Её Величества было бы 2 кораблями более».
23 августа тот же отряд имел 2-час. бой с турецкой эскадрой из 18 судов, после которого эскадра укрылась под пушками крепости Суджук-Кале.
В том же году адмирал Сенявин, встретив турецкую эскадру у Суджук-Кале, гнался за ней, но «за тяжестью в ходу новоизобретенных кораблей» достичь не мог.
В 1774 г. турки пробовали прорваться в Азовское море, но встретили 9 и 10 июня сопротивление отряда контр-адмирала В. Я. Чичагова. 28 июня нападение турецкого флота б. снова отбито русской эскадрой, стоявшей в проливе под командою вице-адмирала А. Н. Сенявина.
Наконец, 10 июля 1774 г. б. заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому Азовское море и Керченский пролив остались за Россией, коммерческим же судам разрешен был проход через Дарданеллы.
Служба Донской флотилии этим, однако, не закончилась: на долю её пришлись охрана Керченского пролива и ограждение линией крейсерства всего пространства Черного моря от Суджук-Кале (ныне Новороссийск) до меридиана турецкой крепости Очакова; кроме того, на обязанности флотилии лежало занятие несколько брандвахтенных постов и перевозка провианта для сухопутных войск в Крыму. Флотилия эта, получившая название Азовской, пополнилась с окончанием войны еще несколькими судами, построенными на Дону. Только указанные меры охраны побережья не позволили туркам высадить десант в 1778 г.; решительный тон командующего эскадрой капитана Крузе и начальствующего войсками в Крыму генерал-поручика Суворова, что «русские не дозволят ни одному турку высадиться на берег», заставил их уйти и в начале 1779 г. подтвердить условия мира 1774 г.
Вышеописанной войной кончаются действия Донской флотилии: выход в море был приобретен, она больше не была нужна. Вскоре после окончания войны в Днепровском лимане был заложен в 1778 г. г. Херсон, в котором и продолжалось судостроительство для Черного моря; с присоединением же в 1783 г. к России Крыма б. основан и Севастополь.
Небольшое строительство шло в Таганроге во 2-ю турецкую войну, когда в этом порту, Херсоне и Кременчуге построено и снаряжено б. казною и частными лицами около 20 крейсеров или корсарских судов для содействия севастопольскому флоту; большинство их было переделано из захваченных у турок призов.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.