'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Медаль, награда

Слово «медаль» произошло от латинского «metallum», что означает металлический знак для награды. А термин «фалеристика» (вспомогательная дисциплина, изучающая наградные знаки) происходит от латинского слова «phalara»  — большая медаль или бляха с каким-либо изображением на ней. Нечто подобное носили на груди как символ личного достоинства и отваги римские легионеры.

Все медали условно можно разделить на две части: на медали настольные, выполненные в память знаменательных событий в жизни страны, отдельного человека, и медали наградные, которые носились на груди с лентой определённого цвета.

Первоначально наградные медали носились на ленте, продетой в петлицу, позже на груди, левее орденов и наградных крестов, и не по значимости, как ордена, а в порядке пожалования (кроме Георгиевских). Наградные медали бывали и шейными.

Наградная медаль «В память Русско-Турецкой войны 1877 - 1878 гг.» на колодке. Российская империя, 1878 - 1879 гг. Недрагоценный металл, чеканка, d: 28 мм. ГИМВ XVIII веке и в начале XIX они носились только на орденских лентах — на голубой Андреевской, на красной Александровской, на оранжево-чёрной Георгиевской, на красно-чёрной Владимирской и на красной с золотистой каймой Анненской. Позже появились ленты для медалей, составленные из двух орденских. Скажем, на Георгиевско-Александровской ленте носилась медаль «За покорение Западного Кавказа», а медаль «В память русско-японской войны 1904–1905 гг.» — на Александровско-Георгиевской. Первой русской наградной медалью на комбинированной ленте стала медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Ей была присвоена Андреевско-Георгиевская лента.

В некоторых случаях одна и та же медаль могла иметь разные ленты. Например, серебряная медаль «В память отечественной войны 1812 года» участникам сражений давалась на Андреевской ленте; дворянам, внесшим свой вклад в победу крупными пожертвованиями, — на Владимировской ленте, а купцам за то же — на Анненской. В других случаях лента была одна, а медали чеканили из разных металлов. Так, медаль «В память русско-турецкой войны 1877–1878 гг.» носилась на Андреевско-Георгиевской ленте, но непосредственным участникам боёв, скажем, за Шипку, давались в награду серебряные медали, строевым участникам войны — светло-бронзовые, а нестроевым — тёмно-бронзовые.

Персональные шейные золотые и серебряные медали жаловались, как и ордена, от имени государя, например по такому рескрипту: «Декабрь 17. Его Императорское Величество по всеподданнейшему представлению г. Министра Финансов, 5-й день Декабря, Всемилостливейше пожаловать изволили Тифлисскому Гражданину Эривандову золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Владимирской ленте, за труды, оказанные им при исполнении возложенного на него особого торгового поручения».[1]

В конце XIX века для таких медалей устанавливался твёрдый порядок пожалования. «Награждение медалями испрашивается в следующей постепенности: наградные серебряные на Станиславской ленте, на Анненской ленте, на Владимирской ленте, на Александровской ленте; шейные золотые на Станиславской ленте, на Анненской ленте, на Владимирской ленте, на Александровской ленте и на Андреевской ленте».[2]

С пожалованных любыми медалями, как и с награждённых орденами, в конце прошлого века брали взнос в пользу увечных воинов. Самый большой взнос полагалось внести награждённому медалью, украшенной бриллиантами (были и такие), — 150 рублей. Плата за низшие медали исчислялась несколькими рублями. Не вносили единовременного взноса только награждённые медалями на Георгиевских лентах, например медалью «За храбрость», и получавшие награды за беспорочную службу в полиции и в тюремной страже.

Медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Россия, 1813 г. Серебро  чеканка, d: 28 мм. Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской областиБольшинство русских наградных медалей учреждались для награждения участников той или иной военной кампании, похода или сражения. По давней традиции медалями награждались как офицеры, так и нижние чины — унтер-офицеры, солдаты и матросы. Медаль «В память отечественной войны 1812 года» носил на груди и генерал-фельдмаршал и солдат. И тут надо отметить, что впервые массовые награждения рядовых воинов стали проводиться именно в России, и лишь без малого через сто лет — в других странах Европы.

Однако при всём при этом в Своде учреждения государственных наград было записано: «Крестьяне и другие лица бывшего податного сословия, собственно по делам, относящимся до крестьян, представляются к пожалованию медалями только в случае особенных заслуг».[3]

Наградная система Российской империи носила ярко выраженный классовый характер. В Законе о Российских орденах — «Учреждение орденов и других знаков отличия» — говорилось, что орденские награды могут быть пожалованы только: 

«1. Всем духовным, военным, гражданским и придворным чинам.

2. Чужестранным государям и владетельных князей фамилиям.

3. Служащим по выборам дворянам, имеющим и не имеющим чинов, равно и не служащим бесчиновным, если они окажут отличные заслуги.

4. Частным лицам из иностранных, когда, оказав на деле усердие и доброхотство к Государству Российскому, тем самым обратят они на себя внимание и признательность Главы онаго.

5. Купцам и лицам других званий, которые особенными заслугами соделаются достойными сей награды… Мещанам и лицам сельского состояния ордена не испрашиваются».[4] 

Таким образом, крестьяне, как и любые другие люди из простонародья, в царской России орденами не награждались. Это была привилегия дворянства, чиновничества, офицерства. Нижние чины армии и флота отмечались только медалями и солдатскими знаками отличия. Эти приобретённые потом и кровью, мужеством и отвагой награды не назовёшь иначе, как знаками личной доблести и отечественной славы. О них и наш рассказ.

Свидетельство о пожаловании Михайловскому Владимиру Александровичу светло-бронзовой медали в память 100-летия Отечественной войны 1812 года. Россия, 27 октября 1912 г. Печать, рукопись, чернила, 35,0х22,0 см. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина Российские ордена прекрасно иллюстрируют отечественную историю, это отмечал в своих трудах М. В. Ломоносов познавательное значение «медалистической истории» нашей Родины. Коллекция наградных медалей, выложенная в хронологическом порядке, воссоздаёт важнейшие эпизоды военной истории нашего Отечества за два столетия: Полтава и Гангут, Кагул и Очаков, турецкие войны и войны со Швецией, Отечественная война 1812 года, героическая оборона Севастополя и освобождение болгар от турецкого ига…

В музее Бородинского поля хранится шашка казачьего рода Маркевичей. Она принадлежала потомственным военным во многих поколениях этого рода. На её ножнах укреплены наградные медали за те кампании, в которых участвовали её владельцы. Медалей насчитывается двадцать пять. Первая из них — «В память отечественной войны 1812 года», а последняя — «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Знаки российских орденов не имели номеров, а стало быть, датировать их, привязывать к определённым историческим событиям под силу лишь специалистам. Иное дело наградные медали. Одни из них имели номера, например Георгиевские, по которым можно восстановить имена награждённых, другие учреждались для участников определённых кампаний или сражений. 

Шашка казачьего рода Маркевичей Шашка казачьего рода Маркевичей Шашка казачьего рода Маркевичей Шашка казачьего рода Маркевичей Шашка казачьего рода Маркевичей Шашка казачьего рода Маркевичей Шашка казачьего рода Маркевичей 

Шашка казачьего рода Маркевичей

Несколько слов о технике изготовления медалей, ибо «медальер должен знать, как делается всё необходимое для производства отбиваемых из металла медалей». Эти слова принадлежат выдающемуся русскому художнику-медальеру XIX века Ф. П. Толстому.

Сначала, естественно, определяется содержание изображения (в зависимости от предназначения медали), продумывается его композиция и делается рисунок. Лицевая сторона медали — аверс — содержит главное изображение, оборотная же сторона — реверс — менее важна. Часто на ней давалась только надпись или проставлялся номер. Иногда реверс просто оставался чистым. По рисунку художник-медальер лепит из воска модель. Прежде чем сделать штемпель медали, изготовляется так называемый маточник, точно соответствующий модели. И уже с него изготовляют штемпели (раньше вручную, а теперь машинным способом), которыми и чеканят медали. Металлический кружок — заготовку — закладывают между двумя штемпелями и сжимают под большим давлением. Когда-то, при ручной чеканке, вместо этого по штемпелю ударяли молотом.

В различные времена в России было довольно много монетных дворов, но чеканили они, главным образом, деньги и только в редких исключениях — медали. В XIV–XV веках свои монетные дворы существовали в Новгороде, Пскове, Рязани, Твери, Кашине, Можайске, Переяславле-Рязанском, Суздале, Городце. Многие из них дожили до XVII века, когда царь Алексей Михайлович уничтожил большинство из перечисленных монетных дворов, в том числе в Новгороде и Пскове, сделав Москву единственным местом чеканки монет.

При Петре и после наградные медали чеканились в основном на Петербургском и Московском монетных дворах. То же было с наградными крестами и другими знаками отличия.

Указом 1700 года Пётр I вводит новую денежную систему.[5]

В 1701 году, когда на новом Московском военно-морском монетном дворе в Кадашевской слободе начала чеканиться первая петровская полтина,[6] соответствовавшая международному курсу, серебряные золочёные копейки, как награды, уступили своё место этим прототипам русских солдатских медалей. Вес полтины равнялся весу пятидесяти вышеуказанных копеек и западноевропейскому полуталеровику.

Вот этими полтинами молодой царь Пётр и награждал за военные действия своих солдат до 1704 года — до появления петровского рубля.[7] (Существовал в 1654 году недолгое время первый российский рубль царя Алексея Михайловича.) И уже при взятии Дерпта в 1704 году, как сообщает И. И. Голиков, солдаты получили «по серебряному рублю»,[8] штемпели для чеканки которого резал Фёдор Алексеев.[9] 

Наградные полтины и рубли Петра ничем не отличаются от обычных его ходовых монет этого же достоинства. Пробитая в них дырочка или напай, оставшийся после ушка, не могут служить достоверным доказательством их предназначения как наград. Дырочка и паяные ушки на них могли предназначаться и для подвешивания их в качестве украшения народами Поволжья и Приуралья, у чувашей и марийцев, как правило, в монетах пробивались дырочки, а у татары и башкиры напаивали ушко. Позолота на таких монетах тоже ничего не говорит о награде, так как нередко для «мониста» наводилась позолота частными деревенскими кустарями. 

Для предупреждения пустить такую награду солдатами в обращение и чтобы как-то можно было отличить её от обычных полтин и рублевиков, Пётр лично указывает на монетный двор: «…и велите у всех (медалей) сделать на одной стороне баталию…».[10] Но традиция оставалась прежней до самых екатерининских времён. Новые «патреты» чеканились как обычные монеты: без ушка для подвески на одежду. Награждённым нужно было самим пробивать отверстие или припаивать ушко из проволоки.

Впоследствии на медали, посвящённые морским баталиям — «За победу при Гангуте», «За взятие четырёх шведских кораблей», «За Гренгамское сражение», ушки напаивались на монетном дворе, «закрывая отдельные буквы надписи».[11]

Медальон с изображением морского боя при Гренгаме. Россия, Санкт-Петербург, 1720-е гг. Дерево (пальма, токарная обработка), D-13,2 см; толщина: 1 см. Государственный ЭрмитажТак появились первые настоящие медали для солдат, сражавшихся под Лесной и Полтавой. Но награждение петровскими рублями продолжалось даже после Полтавской битвы. Они выдавались по-прежнему, но за те успехи, которые не были отмечены чеканкой специальных наград.

Традиция награждения рублями сохранилась до конца XVIII века. Сам А. В. Суворов часто награждал своих «чудо-богатырей» екатерининскими рублевиками и полтинами, которые затем передавались из поколения в поколение (от отца к сыну, от деда к внуку) и хранились в почётном месте — под иконами.

Примечания:


[1] Петербургские ведомости, 1841, 28 января.

[2] Собр. указ., 730, доп., прав., ст. 31, июль, 9, 1892.

[3] Свод учрежд. гос., т.1, ч. II, ст. 756, СПб, 1882.

[4] Учреждение орденов и других знаков отличия. СПб, 1892, с. 17.

[5] Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970, с. 144.

[6] Там же, с. 114.

[7] Труды Гос. Эрмитажа. Л., 1961, т. IV, с. 130–132.

[8] Там же.

[9] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 14.

[10] Двиняников С. Подробное описание редких монет. Казань, 1913, с. 58–59.

[11] Труды Гос. Эрмитажа. Л., 1961, т. IV, с. 132.

[12] Прочко И.С. История развития артиллерии. М., 1945, т. 1, с. 80.

[13] Оськин Г.И., Марачев Н.Н. Изучение боевого прошлого нашей Родины. М., 1971, с. 71.

[14] Пушкин А.С. Собр. соч., М., 1981, т. IV, с. 72.

[15] Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М., 1981, с. 23.

[16] Епифанов П.П. Россия в Северной войне // Вопросы истории, 1971, № 6, с. 127.

[17] Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970, с. 146.

[18] Русская старопечатная литература. XVI — первая четверть XVIII вв. М., 1979, с. 90.

[19] Пушкин А.С. Собр. соч., М., 1981, т. IV, с. 77.

[20] Там же.

[21] Военное прошлое русского народа. XVII — начало XIX вв. Л., 1939, с. 32

[22] ПСЗ, т. IV, № 193.

[23] Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М., 1985, с. 26.

[24] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 14–16, 41.

[25] Павленко Н.И. Пётр Первый. М., 1976, с. 104–105.

[26] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 18.

[27] Пушкин А.С. Собр. соч., М., 1981, т. IV, с. 88.

[28] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 16–18.

[29] Пушкин А.С. Собр. соч., М., 1981, т. IV, с. 97.

[30] Там же, с. 98.

[31] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 38.

[32] Гинсбург С.М. Русские награды. Алма-Ата, 1964, с. 2, п. 6—10.

[33] Медали и монеты Петровского времени. Л., 1974, с. 31–32, поз. 27–30.

[34] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 24.

[35] Там же, с. 38

[36] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 38.

[37] Спасский И.Г. Медали и монеты Петровского времени. Л., 1974, с. 31.

[38] Рихтер В.Г. Собрание трудов по русской военной медалистике и истории. Париж, 1972, с. 109.

[39] Оськин Г.И., Марачев Н.Н. Изучение боевого прошлого нашей Родины. М., 1971, с. 80.

[40] Военное прошлое русского народа. XVII — начало XIX вв. Л., 1939, с. 34.

[41] Хрестоматия по истории СССР. М., 1949, т. II, с. 38.

[42] Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М., 1981, с. 57, 104.

[43] Тельпуховский Б.С. Северная война 1700–1721 гг. М., 1946, с. 131–132.

[44] Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. М., 1949, с. 51.

[45] Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947, с. 139–142.

[46] Пушкин А.С. Собр. соч. М., 1981, т. VIII, с. 151.

[47] Иверсен Ю.Б. Медали на деяния императора Петра Великого. СПб., 1872, с. 22.

[48] П и Б, т. 9, вып. 1, с. 2959.

[49] Труды Гос. Эрмитажа. Л., 1961, т. IV, с. 132.

[50] Труды Рязанской учёной архивной комиссии. Рязань, 1894, т. IX, вып. 1, с. 69.

[51] Юст Юль. Записки. М., 1900, с. 91–92.

[52] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 38.

[53] Рихтер В.Г. Собрание трудов… Париж, 1972, с. 78.

[54] Там же, с. 49–50.

[55] Труды Гос. Эрмитажа. Л., 1961, т. IV, с. 135–137.

[56] Там же.

[57] Там же.

[58] Там же.

[59] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 32.

[60] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 39.

[61] ПСЗ, т. V, № 3394.

[62] Питерский Н.А., Чернов Ю.И. Страницы морской славы. М., 1971, с. 28

[63] Записки Василия Александровича Нащёкина. СПб., 1842, с. 7.

[64] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 34, 36.

[65] Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. М., 1949, с. 96.

[66] Павленко Н.И. Пётр Первый. М., 1975, с. 292.

[67] Щукина Е.С. Медальерное искусство России в XVIII веке. Л., 1962, с. 39, 40.

[68] Максимов М.М. Очерк о серебре. М., 1981, с. 111

Ссылка на статью "Медаль, награда"

Название статьи:Медаль, награда
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Статья по книге: «Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917)»: "Патриот"; Москва; 1992
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
Источник изображений:Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области; Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина; Государственный Эрмитаж, ГИМ
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru