Амвросий, архиепископ Московский
Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Московский
В миру, до пострижения Андрей Степанович Зертис-Каменский.
Андрей Степанович Зертис-Каменский родился в гор. Нежине 17 октября 1708 г., † 16 сентября 1771 г. в Москве.
Отец его, по происхождению валах, в 1691 г. переселился в Малороссию, служил у Мазепы переводчиком и был награжден поместьем в Нежинском полку за противодействие изменническим замыслам гетмана.
14 лет Зертис, после смерти отца, остался на попечении своего дяди по матери, соборного старца Киево-Печерской лавры Владимира Каменского, фамилию которого присоединил к своей, когда в 1720 г. поступил в школу Киевского Богоявленского монастыря. Здесь Каменский оставался до 1728 г., когда переехал для продолжения образования в Польшу, в Львовскую духовную академию, в которой пробыл до 1733 г.; за все это время он обучался до риторики и философии.
С 1733 г. Каменский начал слушать богословие в московской Славяно-греко-латинской академии у известного сперва префекта, а потом ректора академии Стефана Калиновского, который, несомненно, и убедил своего ученика идти в монахи, потому что с переходом Стефана из Москвы в Петербург в архимандриты Александро-Невского монастыря переезжает туда в 1736 г. и Андрей Каменский, причем поселяется «для восприятия монашеского пострижения» в Невском монастыре. Пострижение это, впрочем, несколько замедлилось, так как Каменский получил разрешение Св. синода принять монашество только в конце 1738 г. Вместе с тем он состоял преподавателем Александро-Невской духовной семинарии, а с 1742 г. – и ее префектом.
В 1743 г. Амвросий назначается как опытный строитель и знаток церковной архитектуры архимандритом Воскресенского, «Новый Иерусалим» именуемого, монастыря с целью восстановления запущенных зданий этого исторического памятника. 17 ноября 1753 г. состоялось назначение Амвросия епископом Переяславским и Дмитровским, причем Воскресенский монастырь оставлен до окончания построек в его же ведении.
В 1761 г. Амвросий переведен в Сарскую и Подонскую епархию, в 1764 г. возведен в сан архиепископа Крутицкого, а 18 января 1768 г. назначен архиепископом Московским, причем императрица Екатерина поручила ему возобновление кремлевских соборов.
Во время московской чумы взбунтовавшаяся чернь варварски умертвила его в Донском монастыре.
6 октября 1771 г. императрица Екатерина II в письме к Вольтеру так рассказывала о смерти архиепископа Амвросия: «...Фельдмаршал Салтыков писал мне о следующей катастрофе, происшедшей в Москве с 15 на 16 сентября старого стиля. Тамошний архиепископ по имени Амвросий, человек умный и заслуженный, узнав, что в течение нескольких дней чернь толпами стекается к образу, которому приписывали силу исцеления больных (они приходили умирать у ног Богородицы) и что туда приносится множество денег, приказал запечатать печатью эту кассу, чтобы употребить ее потом на богоугодные дела: экономическое распоряжение, которое каждый епископ в полном праве сделать по своей епархии. Можно полагать, что он имел намерение снять этот образ, как делалось не раз, и что это было только предварительной мерой.
В самом деле такое скопление народа во время эпидемии могло только усилить заразу. Но вот что случилось. Часть этой толпы стала кричать: «Архиерей хочет грабить казну Богоматери, надо его убить». Другая часть вступилась за архиепископа; от слов дошло до драки; полиция хотела разнять их; но обыкновенной полиции было недостаточно. Москва – особый мир, а не город. Самые ярые побежали в Кремль, выломали ворота у монастыря, где живет архиепископ, разграбили монастырь, перепились в погребах, в которых многие торговцы хранят свои вина, и не найдя того, кого они искали, одна половина отправилась к монастырю, называемому Донским, откуда они вывели этого почтенного старца и бесчеловечно умертвили. Другая часть продолжала драку при разделе добычи».
Как знаток языков латинского, греческого и еврейского, архиепископ Амвросий занимался, главным образом, переводами, и среди переводных его трудов на первом месте стоит «Псалтирь», изданная в первый раз Решетниковым в 1809 г.
С греческого переведены им: 12 посланий Игнатия Богоносца, изд. М. 1772 г.; Кирилла Иерусалимского – «Огласительные и тайноводственные поучения», М. 1772 г.; Иоанна Дамаскина – «Богословие или изложение православной веры», М. 1765–1781 гг.
С латинского: Гуго Гроция – «Рассуждение против атеистов и неутралистов», М. 1765 г.
Кроме того, одно письмо его помещено у Бантыша-Каменского в «Словаре достопамятных людей» I, 36–37, а другое (о церковных имуществах) в «Дне» 1865 г. № 39.
Из оригинальных сочинений архиепископа Амвросия известна составленная им «Служба св. митрополиту Димитрию Ростовскому».
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.