Петр, митрополит Киевский
Петр, митрополит Киевский
День памяти: 31 декабря (13 января)
Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции – Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств.
В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти.
Его отец Симеон Могила был в 1600–1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году – господарем Молдавии.
В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.
Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах – в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.
Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан.
Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.
С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.
В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры.
При попечении архимандрита Петра Могила была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.
Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого).
Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения – по мнению некоторых историков, враждебные. Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище.
Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре – первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.
К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий.
Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.
Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегий с пространным курсом богословия и философии.
Смещение митрополита Исаии было узаконено церковной властью тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был «деградован»
Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками – от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.
По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной (ему) римско-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южнорусской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.
Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей – последний отдал Братскому монастырю.
В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви, под развалинами которой обрели мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.
Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римско-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом, при владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская, он прилагал усилия и к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.
Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника «Λίθος, или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата – т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее).
В 1640 году митрополит Петр собрал Поместный Собор в Киеве, на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.
Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим языками. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.
Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям, и церквам, воздвигнутым им из развалин.
Митрополит Петр † 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год.
Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.
Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны.
По сообщению сайта https://azbyka.ru/, в ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.
В 1996 г., в сборнике служб и акафистов. Харьков: «Прапор», 1996. Стр. 329-337, размещена служба Святителю Петру (Могиле), митрополиту Киевскому, от Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима.
Источник: https://elitsy.ru/
Служба святителю Петру (Могиле), митрополиту Киевскому
Священная дань великому Иерарху, Просветителю и Защитнику Святого Православия, богомудрому песнословцу в день его 400-летия со дня рождения от Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, 1996 год.
На малой вечерни
На Господи, возвах: стихиры на 4, глас 4.
Подобен: Званый свыше:
Священнейший храм Святаго Духа был еси, / достохвальне святителю Петре, / рабе верный и прилежный Господа Твоего, / от Негоже преизобильно благодать приял и силу, / Божественными Писаньми верныя утвердил еси, / Силою Духа Святаго, духи лукавыя неизлагаеши, / не терпящия твоего запрещения, Всеблаженне.
Яко грозд зрел, в точилех богословия достойно сокровиществовал еси, достоблаженне Петре отче наш / сице днесветлую звезду Святая Церковь тя стяжа, / неведущим неудобопостижная премудро уяснил еси, / мечем веры еретичествующих отражая зломыслие, / оживотворяя стадо свое у источницех Духа Святаго.
Умножив талант, его же от всех Творца приял еси, / богатство сего расточил премудро, / сего ради, в радость Господа твоего вшел еси преславно. / Ныне же моли Всемилостивого, от тли и бед избавитися, / верою совершающим всечестную память твою.
Слава, глас той же:
Просияша добрая дела твоя, яко солнце, / в Церкве земной и Небесной, / угодниче Христов Петре, трудолюбиво, / православно бо проповедал еси истину и непорочную веру, / юже, подвигом пастыря вернаго насаждал, / и росою молитв слезных орошал изрядно, / да прославляется Имя Божие в народе нашем во веки.
И ныне: глас той же:
Тя, Богомати, предстательство имуще, / не убоимся врагов ополчения, / сопротивляющихся славящим из Тебе Рожденнаго, / Христа Бога и Спаса нашего. / Его же моли, Всеблагая, мир вселенней даровати / и спастися душам нашим.
На стиховне стихиры, глас 2:
Подобен: Доме Евфрафов:
Дом и селение Пресвятыя Троицы был еси, / богодухновенне святителю Петре, / яко солнце вселенную обходя, / благодатию просвещая люди, / в вере Православной утверждатися.
Стих: Уста моя возглаголют премудрость, / и поучение сердца моего разум.
Дом премудрости Божия, / еяже присно наслаждаемся, / и веры истинный учитель, / возвыси рог православных, / чтущих память Твою преславно.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа, / в заповедях Его восхощет зело.
Святителей преизрядная похвало, / священником славо, / монашествующим правило. / Церкви кормчий Богом даный, / явился еси, достоблаженне Петре.
Слава, глас, подобен той же:
Лести лукавых / демонов посрамив / Креста силою, / уяснил еси славу Христову, / Святителю Петре.
И ныне, Богородичен, глас той же:
Приими ныне пение / людей Твоих, Преблагословенная Мати, / и молящимся Тебе, пречистая, / у Христа испроси от врагов избавления, / еси бо Заступница народа нашего.
Тропарь, глас 5 (зри на велицей вечерни).
На велицей вечерни
Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, возвах, стихиры на 8.
Праздника 4, глас 8. Стихиры Святаго на 6.
Стихиры Святаго, глас 5:
Троица Безначальная и Единосущная / избра тя от мятеж суетных воевод Молдавских, / быти кормчем избранному стаду Христову, / Андреем Первозванным провозвещенного / и благоверным Крестителем Владимиром облагодатственнаго, / Священноначальниче, Петре Богомудре, во еже просветити и спасти достояние Его, / наследию вечнаго торжества: / Ангелов и святых, Божиих избранных, / в них же церковь земная, веселящеся, ликовствует.
Веселися Киевская, Богом избранная Митрополие, / Божия Матери вертограде предивный, / псаломски взыграйте, вернии Матери градов Святой Руси, / воспойте песнь хвалебную подвижницы Печерстии / и все вверившиеся всеблагому Промыслу Божию, / яко незабвена сотвори Господь пред Лицем Своим, / пастыря и просветителя мудраго, спасшего народы наша православныя, / от пленения и порабощения духовнаго, / Святителя Петра, благодати Духа Святаго преисполненнаго.
Сошедшеся днесь вернии людие, / глубину четыресталетия, аки день вчерашний, воспоминающе, / восхвалим стража стада православнаго недремлюща, / мужа песнословца Богомудрого, / светильника веры и ритора богословия неумолкающаго, / Дамаскину и Роману песнопевцем подобна, / Петра, - могилу сокровища некрадимаго.
Богомудре Святителю Христов Петре, / сияньми Божественными делы твоими, / светильник явился еси лучезарнейший, / в нихже восхождения, яко лествицу, утвердил еси, / худшее покоряя лучшему, / аки пчела, сот сладости Божественной верным собирая, / медоварницы богословия неистощимаго созидал еси, / просветителю неутомимый, Отче наш! / Темже, по успению Незаходимый Свет тя прият, / имже просвети братолюбием стези наша, пред Лицем Господним.
Слава, глас той же:
Река, дарований духовных преисполненная, / душ жаждущих - Божественное и пресладостное питие, / излияся из уст твоих, Святителю Боголюбиве Петре, / имже верныя, аки земля безводная, изрядно напаяются, / Троицу Нераздельную, Едино Божество, благохвалити научаются; / пламенем огненным святых молитв твоих, / демонские силы от создания Божия отступают, / храмы словесныя, в жилище Духа Святаго очищаются. Ты же, небоявленному Василию Великому по Бозе ревнуя, / к селениям Небесным, в день кончины Его, призван был еси, / отонюду же, яко страж Церкви Христовой верный, / огради и спаси нас от жаждущих поглотити души наши.
И ныне, Праздника: или Богородичен, глас 5.
Огнь Божества Христова, во утробе носила еси, / Его же ныне моли Пречистая, / распри в народе нашем угасити, / на стези мира и Боголюбия направити, / и, яко Божие предначертание, / огня неугасимаго нас избавити, / и светлости дня незаходимаго сподобити, / егда приидет судити всяческая.
Вход, Свете тихий. Прокимен дня и чтение Святительская 3.
На стиховне
стихиры, глас 5:
Подобен: Радуйся:
Радуйся, священная главо, / Петре Преблаженнейший, / Киевския Руси Богом избранный печальниче, / в дни страшныя и ужасныя народа ея, / судеб Церкви Православныя крестоносителем избравшего тя. / Юже, Христу тезоименитую, зрел еси: / мечем нечестивых посекаемую, / иноверными всячески духовно истребляемую, / помощи же ни единыя, нигдеже. / Ты же на помощь Божию уповающе, / кротостию голубиной и мудростию змииной / Церковь Православную победоносно, утверждаеши, / в нейже имя твое препрославлено во веки.
Стих: Священницы Твоя облекутся в правду, / и преподобнии Твои возрадуются.
Радуйся, священная главо, / светлость мудрости Господь в сердце твое вложи, / безвестная и тайная Своя тебе яви, / еще на поле брани сущу, / от меча агарянского тя спасе. / Оружием архиерейской благодати облече тя, / воина Церкве Своей Святей изрядно утверди, / да посрамятся пред лицем всех людей, / готовивший сети уловления стаду твоему, / сечением премудростию уст твоих, / поборниче Христов Петре.
Стих: Моисей и Аарон во иереех Его / и Самуил в призывающих Имя Его.
Радуйся, священная главо, / на острии меча хитромудренно шествовав, / Церковь Православную, возлюбленную свою, / целомудренно пред нею хождше, / не дремлюще, от лжеобольстителей прилежно ограждал, / сокровище благодатного Апостольского и Святоотеческого учения, / посрамити и осквернити не попустил еси, / мечем веры, бессмертной славой Сию увенчал, / во иерарсех похвало непостыдная, / твердый адаманте Христов, святителю Петре.
Слава, глас 8:
Богом предопределен / и мудрому Павлу ревнуя, Церковь Христову всемудрыми твоими Богонаставлении украсил еси, / светильниче веры, Петре, отче наш. / Писаньми твоими вся просветил еси, / и яко плод зрел трудов твоих, ко Христу привел еси. / Его же моли прегрешений дати оставление, / любовию празднующим святую память твою.
И ныне, Праздника, или Богородичен: Безневестная Дево:
Тропарь, глас 5:
Богословия Божественных глубин / и учителей Церкви Православны ревнитель богодухновенный явился еси, / просветителю народов наших, Петре Богомудре: / сподвижника в ограждении Святаго Православия преподобнаго Иова имея, / торжество Церкви земныя Небесней уподобил еси. / Сице бо, силою благодати Христовой укреплен, / противу козни диавола вооружился еси безбоязненно, / Ныне же, не премолчи ко Господу: / благостоянию Церкви Православной не поколебатися / и спастися Боголюбиву народу нашему.
И ныне, Праздника, или Богородичен: глас той же:
На утрени
На Бог Господь: Тропарь Праздника дважды, Слава Святому:
и ныне: Праздника, или Богородичен, глас той же:
По 1-м стихословии, седален, глас 2:
Ко Господу пламенной любовию распаляяся, / многия труды во утверждение Церкви Православныя подъял еси, / якоже горлица гнездо птенцам своим устилает, / Храмы Божия и алтари святыя воздвизал еси, / в нихже жертву Безкровную, в молитве слезной, приносил еси, / мира и безмятежия пастве своей у Владыки мира ходатайствовал, / яко верный делатель винограда Христова, Петре, отче наш.
Слава, и ныне, Праздника, или Богородичен, глас той же:
Скорый Твой Покров и всеблагую помощь покажи на рабех Твоих, / и обуреваемые волны воздвигшийся на ны, укроти, Пречистая, / и подаждь мир Боголюбивому народу нашему, / да ублажим Тя, спасающую от бед, род христианский.
По 2-м стихословии, седален, глас 4:
Якоже жезл Ааронов, процветши, священство утверди, / тако бо, богатством благодати Духа Святаго, / просияша добрая дела твоя, всеблаженне Петре, / имиже древо Киевския и Галицкия Руси, неувядаемо, / четыресталетний плод жизни приносит. / Ты же, назабвенно вознеси молитвы ко Господу, / во еже избавити нас озлобления лютаго, / да не падше, посрамимся в день грознаго испытания.
Слава, и ныне, Праздника, или Богородичен:
Глаголом Твоим Богодухновенным, Отроковице, последующе, / Тя блажим вси роди, Дево, / яко Бога Блаженнаго Блаженную бывшую Родительницу, / песнословно величаем.
Полиелей. Величание святительское:
По полиелеи, седален, глас 1:
Подобен: Гроб Твой:
Веселися граде Киеве, / торжествуйте все православные люди, / днесь бо, яко светлоблистательная звезда, / память святителя Петра - ратоборца Христова, / на тверди Церкви Христовой просия, / юже мы всерадостно совершающе, вопием: / утверди, Святе, Святую Православную веру, / и прощения грехов наших испроси, / да воцарится мир и благоденствие в державе нашей.
Слава, и ныне, Праздника, или Богородичен:
Безневестная Чистая Богородице Дево, / Едина верным Предстательнице и Божественный Покрове, / бед, и скорбей, и лютых обстояний свободи, / иже на Тя надежду, Отроковице, имущих, / всячески согрей и Матерне укрепи, / и спаси души наша Божественными Твоими молитвами.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4:
Священницы Твоя облекутся в правду, / и преподобнии Твои возрадуются.
Стих: Услышите сия вси язьщы, внушите вси, живущий по вселенней.
Всякое дыхание: Евангелие Святительское.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Духа Святаго благодать / в твоих устнах излияся, отче, / и был еси пастырь Христовы Церкве, / уча словесныя овцы, люди твоя, / веровати в Троицу, во Едино Божество.
Канон Праздника, или Богородицы на 6, и Святителя на 6.
Канон
Святителя, глас 7.
Песнь 1
Поспешествовавшему Богу во Египте Моисееви, / извести Израиля, / Тому Единому поим, яко прославися.
Егда, яко воин полков христианских, в граде Хотине, / веру Православную от орд бусурманских защищал еси, / Господь, видя твою ревность воином Церкви Своея Святыя тя избра, / Егоже моли, Всеблаженне, / сохранити Ю адовыми враты непреодолиму.
Иго благое и бремя легкое подъял еси, Петре Богомудре, / егда славу бояр Молдавских отринув, / образ Ангельского жития, в вертограде обители Печерския восприял, / да облечешися во образ мужа Христова.
Пламенем неугасимым Духа Святаго, / яко порфирою златотканою, ума красотою Божественною просиял еси, / воине Церкви Христовой, Петре, / тьму лжеверия в Киевской и Галицкой Руси, / паче луч солнечных, опалив премудро.
К чаши Премудрости Божественныя уста твоя приложив, / источник пития спасительнаго в душе твоей отверзл еси, Святителю Петре, / от негоже напой струями любви Христовой сердца наша, / молим тя.
Богородичен: Подаждь, Владычице, свыше победу на борющия нас, / ищущих опустошения Церкви Православныя, / Тебе бо едину Заступницу имамы, / яко да, спасаемы Тобою, прославим Тя, / Христа Бога нашего, Пречистую Матерь.
Песнь 3
Утвердися сердце мое в Господе, / вознесеся рог мой в Бозе Спасе моем, / расширишася на враги моя уста моя, / возвеселихся о спасении Твоим.
От лозы доброплодныя, воевод молдавских, гроздь сладок произшел еси, Петре Богомудре, / иже из корене их, святитель Георгий доброе семя в сердце твое вложи, / преславно процветшее в вертограде гор Киево-Печерских.
Искусен в житии земному воинству, / на супостаты победы многия совершив, / и во иноцех суше, смирением и молитвою полки бесовския победил еси, Петре прехвальне, / в обоих бранех непобедим явился еси, преславно.
Всесветлую звезду показа тя, Церкви Зиждитель, / неугасимый светильниче Петре. / Светлостию добродетелей и златозарных учений твоих, просветишася народы словенским, / славно преумноживший делания твоя, чтущим память твою достохвально.
Благодать Святаго Духа, / миро благоухания Божественнаго излия на тя, / егда возложением рук святителей Церкви на главу твою, архипастырем престольнаго златоглаваго Киева проручествовавше тя.
Богородичен: Неневестная Богородице, Госпоже и Владычице, молим Тя прилежно, / Твоими и Святителя Петра молитвами, / стадо православное умиротворите, / да славится Имя Божие непрестанно в земле нашей.
Седален, глас 3.
Подобен: Божественныя веры:
Делы твоими просиял еси, яко денница, / благочестие веры Православныя, знамением Андрея Первозваннаго утвердив, / кладязи словесных знаний, познавати величие дел Божиих, / яко пастырь недремлющий, юным отроком учредил, / сице бо, прославляти Бога во святых Своих, всяческая научил, / Темже, днесь память творяще, вопием ти: / Моли Всещедраго Бога, спастися душам нашим.
Слава, и ныне, Праздника, или Богородичен:
глас той же:
Ты крепость наша, Похвала и Радование, / Заступление, и Прибежище, / и Предстательница непобедимая, / и Хранительница от лютых наветов диавола, Пресвятая Богородице, / помози нам в вере не поколебатися, Ангелам и Святым на утешение.
Песнь 4
Небеса прорекла есть / добродетель Твоя, Господи, / и Твоего хваления вся исполнил еси. / Слава силе Твоей, Человеколюбче.
Святителю преславный Петре, / ты оружие обрел истинное, суще благочестия первоначальник, / серпом учений твоих, плевелы злочестия, из корене посекл еси, / любоболезненно ограждая от бед возлюбленную паству свою.
Поборниче веры явлься, / Христову Церковь, непленену борением лжеучителей сохранил еси, / стрелами словесными, учение нечестивых Богомудренно низложив. / Помози и нам, немощным, в вере непоколебатися.
Умом очищенным предстоя пред Лицем Божиим, / пламенем молитв твоих, противу губителей душ человеческих ополчился еси, / и, якоже молния под небесем, демонския силы поражал еси неустрашимо. / От нихже защити души наша в день Судный.
Не умом льстивым, но чистотою сердца и телесным воздержанием, приобрел еси благодать премудрости и силу противу козней диавольских стати, / якоже великий Архистратиг иногда, / да сокрушится сатана и клевреты его, под ногами на помощь тя призывающих.
Богородичен: Световиден столп, огненный и облак светел, / предводящ к Небесному наследию, Богородице Чистая, / буди народу нашему православному, Мати Божия, / в пустыни жития заблужденному.
Песнь 5
Утренюет дух мой к Тебе, Боже, / зане Свет еси, / и Твоя повеления быша исцеления рабом Твоим, Человеколюбие.
Яко воин на страже, утреневал еси святителю Христов, Петре, / и яко елень, стадо свое к источнику вод предводящий, / дремания веждома твоима не давал еси, / пекшися о спасении паствы своея, / в поте чела пития и пиши духовныя иский.
Христова розга Богонасажденная, / на кафедре святителей Киевских плод мног оплодоносил еси, Петре, отче наш, / имже и ныне чада Божий питаются изобильно. / Сокровищу сему не попусти осквернитися, богомерзкими лжеученьми.
Просвещение спасительнаго проповедания, / якоже струя из камене Моисеева, излияся из медоточных уст твоих, / Учителем Словенским подобяся, / како просветити народы наша, / имже, воистину, свет немеркнущий явился еси, Всеблаженне.
Всецело, яко жертва живая, Христу сораспялся еси, / святителю Божий Петре, / со страждущими страждущь, с плачущими - плачущий был еси воистину. / Сего ради, яко жертва Илиина, быша прошения твоя ко Господу, за всех и за вся.
Богородичен: Услыши, Богородице, нас, вопиющих Ти и славящих Твое величие, / и избави нас от бед, грядущих на ны, / и настави нас творити волю Сына Твоего и Бога нашего, / и чаемых мук свободи нас, молим Тя.
Песнь 6
Иона из чрева адова вопияще: / возведи от тли живот мой. / Мы же Тебе вопием: / Всесильне Спасе, помилуй нас.
Препояса тя, Владыка Христос, мечем духовным / и научи тя подвизатися к одолению раздоров в Его Святей Церкви, / верный друже Христов и огненное слово вложи во уста твоя, / во еже посрамити пагубную лесть, сеятелей плевелов на ниве Христовой.
Обрел еси неудобь обретаемое древле и ныне богатство, / в немже Христа, Божию Силу, и Божию Премудрость преобрел еси, Всеблаженне. / Богатством сим некрадомым, и нашу нищету обогати, / во еже не уподобитися нам смоковнице бесплодной.
Святительства правило святителем показался, Воплощшагося Слова верный благовестниче, Петре Богоглаголиве, / многия люди и отроцы же безсловесия избавил еси, / богословия сладость вложил еси в сердца их, тя чтущих, / Имя Божие прославляюще.
Светильника мысленно пресветла получивше тя, / веселимся, Божественною бо верою тобою просвещаемы, / сынови Света и истины наследницы, / твоими молитвами, отче преблаженнейше, тщимся удостоитися.
Богородичен: Лютыми грехми обуреваемые и напастей бедами потопляеми, / под Божественный покров Твой прибегаем, Мати Христа Бога нашего. / Молися, Благосердная, во еже спастися рабом Твоим.
Кондак, глас 3.
Яко вертоградарь трудолюбием уязвлен, / цветник святой Руси ученьми твоими облагоухал еси, / молитвами подвижников Печерских изрядно укрепляем, / алчущих и жаждущих правды, / от Источника воды живыя, обильно напаяяй; / Корабль Церкви Православныя, волнами житейского моря обуреваемый, / от порабощения и духовного потопления, спасл еси, сосуде Духа Святаго, священнотаинниче Петре. / Внемли ныне мольбам паствы твоея, / во еже не разоритеся ей ученьми еретическаго зловерия и неистовством расколов злочестивых, / молитвами твоими за ны ко Господу.
Икос.
Святительскою одеждою одеян / и благодатию Духа Святаго укрепляем, / жребий кормчего Церкви Христовой восприял еси, Всеблаженне, / весь Христу любовию сраспинаяся. / Крест, многострадальнаго народа нашего, на рамена своя возложив, святителю Христов Петре. / Сице, ревностию пастыря добраго утренююще, светом Боговедения верныя озаряя, / верою бдяще, ложная учения и хитросплетения, яко плевелы на ниве Христовой, евангельски попалил еси, / слово спасительныя Истины всему миру возвещая, / Просветителям Словенским последовал прилежно. / Ныне, о Всеблаженне, внемли горестем нашим, / в них же сам искушаемый был, молитвами Твоими за ны ко Господу.
Песнь 7.
В пещи суще халдейстей, / Авраамстии отроцы, / ликоваху со Ангелом, глаголюще: Отец наших Боже, благословен еси.
Якоже Соломону иногда, излияся благодать во устне твои свыше, / и расшири сердце твое, о священне Петре, / во еже возлюбити благолепия славы дому Божия, / в нем же песнословити Имя Господне возлюби душа Твоя.
Воспламени, всеблаженне Петре, / сердца наша горением любви ко Господу, / и к подвигу благоразумия стопы наша направи. / Не имамы бо покаяния, ни жития непорочнаго, ниже молитвы чистыя, / сего ради помози нам.
Призри человеколюбиво, Петре, / на люди твоя, прегрешеньми обуреваемых и злобою снедаемых, и потщися спасти, да непокаявшиися, опалит нас огонь содомский.
Трудолюбный Богосажденнаго вертограда делателю, Петре преблаженне, / ороси теплыми слезами молитв твоих виноград, егоже всеусердно насаждал еси, / да тля греховная не растлит достояние, егоже Богу уготовлял еси, прилежно.
Богородичен: Ублажают Тя, Богородице, всяк возраст и всяка душа верных: / Божие бо Слово паче ума и слова родила еси, / во спасение душ наших, Пренепорочная.
Песнь 8.
Единаго Безначальнаго Царя Славы, / Егоже благословлят Небесныя силы и трепещут чины Ангельстии, / пойте священницы, людие, превозносите Его во веки.
Веры Православныя поборника, / благочестия учителя, святителей украшение, / христиан наставника, нищих помощника и питателя, / недугующих сострадальца, храмов Божиих строителя премудра, / восхвалим днесь, верные, Петра достохвальнаго.
Жертву Безкровную за люди принося, / весь любовию Христу сраспинался еси, / не в крове тельчей и козлей, якоже Аарон в Скинии иногда, но Кровию Христовою освящал еси люди, / святителю Петре препрославленный.
Венценосец явился еси, святителю Петре, / яко уготовася тебе небесное жилище, идеже Скиния Бога с человеки, / да ходатайствуеши за нас, чад твоих, / приносяще владыке мира фимиам, молитвы благоухания.
Славившу ти во всем животе твоем Троицу Трисвятую, / Несозданную, песнословля Триедино Божество. / Ныне со Ангелы и всеми святыми, поеши Той: / Слава Тебе, Боже, отверзшему земнородным Райския селения.
Богородичен: Скиние Богопрославленная, радуйся Богоневесто, радосте Ангелов и святителей красото, / радуйся, Вратарнице Небесная, радуйся верных спасение, радуйся, Пречистая, отчаянных от рова погибели похищающая.
Песнь 9.
Паче естества Матерь / и по естеству Деву, / едину в женах Благословенную, / песньми, вернии, Богородицу величаем.
Возрастив талант благодати, имже украси тя Владыка живых и мертвых, / к Нему же радостно преставился еси, / яко воевода победоносный, глаголя, Возлюбившему тя: / се принесох Ти дарование преумножено. / Темже, яко благий и верный раб, вшел еси в радость Господа своего.
Зриши ныне сладкого Иисуса лицем к лицу, / Егоже прежде в зерцале гаданий зрел. / Наслаждайся убо, святе, взыграй и ликуй, / приобщаяся ныне Возлюбленнаго тобою, / и нас, почитающих тя, поминай.
Радуйся ныне радостию, воистинну бесконечною и неизреченною, Петре преблаженне, / идеже селение Божественной радости; / победив бо зде временное, утешайся и веселися вечно радостным и блаженным веселием на Небесе.
Рукою моею недостойною приносимое тебе, / в нищете духа, хваление, святителю Петре, / не презри, но приими и моли Творца и Владыку избавити мя вечнаго мучения, тебе верою почитающа.
Богородичен: Пощади, Боже, наследие Твое, / грехи наша вольная и невольная презрев, прости, / на сие имея молящую Тя, на земли безсеменно Тебе рождшую, Безневестную Твою Матерь.
Светилен:
Видев Господь чистоту твоего сердца, / юже имел еси от юности твоея, / сего ради от отечества твоего, путь в стольный град Киев указует ти, Петре Богомудре, / во еже просветити и утвердити в вере православной народы наша, / во славу Его Божественных величий. / Егоже моли непрестанно о всех нас, верных чад твоих.
Слава, и ныне, Праздника, или Богородичен:
Свет рождшая, Чистая, / просвети очи душ наших, / да не постигнет нас глубочайшая тьма греховная, ниже глубина отчаяния покрыет нас, / но спаси нас и окорми, Богородице, / светозарному Божественному пристанищу.
На хвалите
стихиры на 4, глас 6.
Днесь красуется град Киев, / горы и холмы Днепровския взыграша о святых своих, / псаломски ликовствуют иноцы Печерскии, / страна Молдавская молитвы своя возносит, / и вся Православная Церковь верою торжествует, / совершающе святую память твою, святителю Петре, / блистанием подвига твоего людие в братолюбии утверждаются, / православно славяще Троицу Единосущную и Нераздельную.
Приидите ныне, благоименитии соборы, / псаломски воскликнем Господу, Богу нашему, / призри с небесе, Боже и виждь, / и утверди Святую Православную Церковь, / о ней же святитель благоверный Петр, молит Тя: / "Незыблемо основание Церкви Твоей положивый, Христе Царю, и еже адовыми враты не одолетися Ей, неложно обещавый, / от нынешних еретических бед избави Ю, / со слезами многими молим Тя, / Юже искупил еси честною Твоею Кровию".
Якоже маслину изрядно плодовитую, / Светодавец Христос яви тя учителя народу нашему, / и чашу премудрости в уста твоя вложи, / просветителю и Святаго Православия поборниче, Петре, / от неяже питие разума духовного источающего; / имже, бояре и вельмози, иноцы и Боголюбивые люди напояхуся, / и все народы златоглавый Киев посещающия, / чудодейственно, миром глав мироточащих исцеляющеся, / едиными усты и единым сердцем Бога прославяху, / союзом любви Христовой связуемы, / порфирою братолюбия украшахуся.
Слава, глас 8.
Троицы поборниче преславный, / защитниче Святаго Православия непобедимый, / державы же бесовския низложителю, / помози нам мечем веры вооружитися, / и надеждою несумненною, / отчаяния губительнаго избавитися; / молитвами твоими и Креста силою, / развергшиися хлябе адова - козни блудоверов победити, / верою чистою, яко светильником путеводным, / совершенства любви достигнута, / тебе бо дадеся благодать / спасати от бед души наша, / святителю Петре, отче наш!
И ныне, праздника, или Богородичен, глас той же:
Владычице, прими молитвы раб Твоих / и избави нас / от всякия нужды и печали.
Славословие великое, и отпуст.
На Литургии
Блаженны от канона песни 3-я Праздника и святаго 6-я.
Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его.
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздате ми?
Апостол ко Евреем, зачало 335.
Аллилуия, глас 4: Воззваша правднии, и Господь услыша их.
Стих: Многи скорби праведным:
Причастен: В память вечную будет праведник:
Молитва святителю Петру.
О великий и преславный угодниче Божий, Святителю Петре, отче наш! К тебе, яко чада ко отцу Боголюбивому, с верою и любовию припадающе, молимся прилежно: яви нам, смиренным и грешным, твое святое заступление, в дни страшнаго обуревания Святой Единой, Соборной и Апостольской Церкви Православныя, и умилостиви Всемилосерднаго Господа, да укрепит нас, Своею Божественной Десницею, в единомыслии веры и непоколебимом стоянии, даже до смерти, во всеусердном послушании Его Святой Церкви. Юже многостраждущую, да соблюдет незыблемо от неверия, суеверия, ересей и расколов, обуреваемую ныне всеми силами ада, во еже истребити Ю.
Еще испроси, святый угодниче Божий, властем предержащим в страсе Божиим творити суд и правду в державе нашей, народу же нашему даровати мир и безмятежие, благоразумие и целомудрие, и от пагубнаго пленения избавление.
Пастырям нашим, да подаст Господь пламенную ревность о спасении пасомых, мужество и одоление отчаяния и нерадения, в подвиге своего пастырского крестоношения. Наипаче же, отеческое попечение о воспитании юных сердец в целомудрию в любви ко Господу, и послушание родителям своим, в сем бо грядущее Божие благоволение к роду нашему.
И во еже помиловати нас, предстоящих зде и за благословенного вино отшедших отец и братии наших, и весь мир в братолюбии утвердити, междоусобия и братского кровопролития избавити, да присно славим, поем и величаем пречестное и великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.