Арсений Коневский, преподобный
Арсений Коневский (ум. 12 июня 1447 г.), преподобный, основатель Коневского Рождество-Богородичного монастыря на Ладожском озере, принадлежит к числу наиболее почитаемых святых Северо-Западной Руси.
Родившись в Новгороде в семье ремесленников, он в юности обучался медному делу, но, отказавшись от мирской жизни, в 1373 году принял постриг в Лисьегорской (Лисичьей) обители близ Хутынского монастыря, где провел 11 лет (Филарет (Гумилевский). Русские святые. Т. II. СПб., 1882. С. 65).
Стремясь к духовному совершенству, в 1384 году отправился на Афон, где три года подвизался в монастыре Пантократор, занимаясь медным ремеслом и снискав уважение святогорцев. При возвращении на родину игумен обители вручил ему икону Божией Матери с Нерукотворным Спасом на обороте, ставшую главной святыней будущей Коневской обители (Голубинский Е.Е. История канонизации святых. М., 1903. С. 213).
В 1393 году, получив благословение новгородского архиепископа Иоанна II (1389–1415), Арсений отправился на Коневский остров, где водрузил крест и основал скит. Местное предание связывает это место с языческим капищем: огромный валун, именуемый «Конь-камень», служил объектом поклонения карельских племён, приносивших в жертву коней. Арсений, окропив камень святой водой, изгнал, по легенде, «нечистых духов», что способствовало христианизации региона (Сказание о Коневской обители // Памятники древнерусской литературы. Вып. IV. М., 1981. С. 89). К 1398 году на острове сложилась монашеская община, построившая деревянный храм Рождества Богородицы. Посещение обители архиепископом Евфимием II (1429–1458), подарившим Арсению белый клобук, подтвердило статус монастыря как духовного центра. Залив, где причалил владыка, получил название «Владычней Лахты», сохранившееся до наших дней.
В 1421 году Ладожское озеро пережило катастрофическое наводнение, вынудившее перенести монастырь на возвышенность. Здесь Арсений возвёл каменный собор Рождества Богородицы – один из ранних примеров каменного зодчества на Русском Севере (Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 76). Скончался преподобный в 1447 году (дата 1444 г., указанная в части источников, оспаривается: см. Назаренко А.В. Монастыри и власть в Новгородской земле. СПб., 2000. С. 134). Мощи его, обретенные в 1570-х годах, покоятся под спудом в Сретенской церкви монастыря. Память совершается 12 июня по старому стилю, а с 2001 года возрождено местное празднование в честь перенесения мощей (25 сентября).
Дискуссионные вопросы:
-
Дата кончины. Упоминание 1547 года в труде Филарета (Гумилевского) – ошибка, возникшая из-за путаницы с возобновлением обители после шведского разорения в XVI веке.
-
«Чертова Лахта». Легенда о изгнании духов, сохранившаяся в устной традиции, интерпретируется исследователями как аллегория борьбы с язычеством, однако археологических подтверждений жертвоприношений у Конь-камня не обнаружено (Рябинин Е.А. Язычество древней Карелии. Петрозаводск, 1997. С. 45).
Источники:
-
Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Т. II. СПб., 1882.
-
Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.
-
Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984.
-
Назаренко А.В. Монастыри и власть в Новгородской земле. СПб., 2000.
-
Рябинин Е.А. Язычество древней Карелии. Петрозаводск, 1997.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.