Барклай-де-Толли, Михаил Богданович, князь
Герб Барклай де Толли |
Герб князей Барклай де Толли. Щит четырехчастный, разделенный диагоналями. В верхней части, в золотом поле, российский двуглавый орел, имеющий на груди щиток с вензелем Императора Александра I. B правой части, в красном поле, шпага золотая с алмазами и лаврами, и на клинке надпись: "За 20 Генваря 1814 года». В левой части, в красном поле, фельдмаршальский жезл. В нижней части, в серебряном поле, справа несколько пушек и знамен, а слева крепость, во вратах коей стоит лев со шпагою в правой лапе. Посредине герба щиток с дворянским гербом фамилии Барклай де Толли; на гербе графская корона и на ней три дворянских шлема; на правом шлеме корона графская, и на ней согбенная рука в латах, держащая поднятую шпагу; на среднем шлеме российско-княжеская шапка, и над нею российский двуглавый орел, имеющий на груди вензель Императора Александра I, и в лапах ветви: лавровую и масличную. На левом шлеме корона графская, и над нею согбенная рука в латах держит фельдмаршальский жезл. Щито-держатели два льва. Девиз: "Верность и терпение». Щит покрыт княжескою мантией и увенчан российско-княжескою шапкою. Герб князя Барклая-де-Толли внесен в "Общий Гербовник», часть X, под № 1. |
С портрета Г. Доу. Фельдмаршальский зал Эрмитажа. |
Рядом с Рождественнским собором, в Риге, памятник рижанину князю и полководцу Барклаю де Толли. Первый памятник был построен в 1913 году, в 1915 году (в информации на памятнике, видимо, ошибка, там написано, что в 1815 году), во время Первой мировой войны, он был вывезен вглубь страны и затерялся. Затем он был восстановлен. Это один из десяти памятников Барклаю де Толли, установленных в Европе. Источник: http://talusha.3bb.ru/ |
Барклай де Толли — княжеский и дворянский род старошотландского происхождения, впервые упоминаемый в 1069 г., имеет два родовых прозвания: Barclay of Gartley и Barclay of Towie. Из последней ветви братья Питер и Джон Барклай в 1621 г. переселились из Шотландии в Росток, потом в Лифляндию. Сын Питера Иоханн был адвокатом и бюргером в Риге, а его потомки занимали видные должности в городском магистрате – были ратсхеррами (городскими советниками) и бургомистрами. Готхард (Богдан) (1726—1781) Барклай де Толли поступил на русскую военную службу при Екатерине II, выслужил офицерский чин поручика и таким образом получил русское дворянство, был женат на девице Вермелен. У него было три сына: Эрих-Иоганн – инженер-генерал-майор, Михаил-Андреас (Михаил Богданович) — русский генерал-фельдмаршал, возведенный в княжеское Российской Империи достоинство, и Генрих (Андрей) — майор артиллерии.
В 1859 г. фамилия и титул князей Барклай де Толли были переданы их родственникам – дворянам Веймарн.
Михаил-Андреас (Михаил Богданович, при рождении Михаэль Андреас Барклай де Толли) (Барклай; Barclay de Tolli, Michael Andreas Barclay de Tolly) (13.12.1757, имение Памушис близ Шавли, Речь Посполита — 14.5.1818, мыза Штилитцен, близ Инстербурга, Восточная Пруссия), граф (1813), князь с 1815 г., (1814). генерал-фельдмаршал, военный министр.
Сын отставного поручика В.Г. Барклая де Толли (1734–1781).
Воспитывался в семье своего дяди — бригадира Е.В. фон Вермелена.
Семи лет, 1 мая 1767 г. записан гефрейт-капралом Новостроицкий кирасирский полк, которым командовал его дядя.
Службу начал в 1776 г. в Псковском карабинерном полку, 21 апреля 1778 г. произведен в корнеты.
Способности молодого офицера были замечены генерал-майором Р.Л. Паткулем, который, 08 июля 1783 г., взял его в адъютанты.
1 января 1786 г. переведен в 1-й батальон Финляндского егерского корпуса с производством в поручики.
13 января 1788 г. назначен адъютантом к генерал-поручику принцу В.А. Ангальт-Беренбургскому, с производством в капитаны и принял участие в штурме Очакова (за штурм Очакова награжден орд. Св. Владимира 4 ст. с бантом).
6 декабря 1788 г. переведен в Изюмский легкоконный полк с оставлением в звании дежурного майора при принце Ангальт-Бернбургском.
В 1789 г. отличился при разгроме турок под Каушанами, при взятии Аккермана и Бендер.
Вместе с принцем Ангальтом Барклай де Толли отправился в 1790 г. в Финляндию, в армию, действовавшую против шведов и находился в войсках Игельстрома.
1 мая 1790 г. произведен в премьер-майоры и переведен в Тобольский пехотный полк с оставлением в звании дежурного майора при ген. И.А. Игельстроме.
В мае 1791 назначен командиром батальона вновь сформированного Петербургского гренадерского полка.
Командуя батальоном, участвовал в военных действиях в Польше и особенно отличился во взятии штурмом укреплений г. Вильно в 1794 г. и при истреблении близ Гродны отряда бандита Грабовского. В 1794 г. за взятие Вильно отмечен орд. Св. Георгия 4-го кл. и произведен в подполковники. Произведенный в подполковники, он 14 декабря 1794 г. был назначен командиром 1-го батальона в Эстляндском егерском корпусе.
С воцарением Павла I батальон был переименован в 4-й Егерский полк, и Михаил Богданович, 17 мая 1797 г. назначен командиром 4-го егерского полка, и командовал полком 9 лет. 7 марта 1798 произведен в полковники и назначен с 17 января 1799 г. Шефом 4-го (с 1800 — 3-го) егерского полка, за отличное состояние которого в 1799 г. марта 2 произведен в генерал-майоры.
В кампанию 1806-07 гг. (Русско-прусско-французская война 1806–07 гг.) он особенно отличился командуя арьергардными отрядами, в сражении под Пултуском 14 декабря 1806 г., выдержав атаку войск маршала Ланна, но вместе с подоспевшими войсками генерала Сакена перешел в наступление и опрокинул дивизию генерала Гюдена, за которую награжден орденом св. Георгия 3-й степени.
Барклай де Толли оказал еще большие отличия в кампанию 1807 г., когда, командуя одним из авангардов, он прикрыл марш нашей армии к Янкову (23 января), выдержал бой с вчетверо сильнейшим противником, а на следующий день, 24 января 1807 г., командуя уже арьергардом при отступлении русской армии к Ландсбергу и Прейсиш-Эйлау, он своими искусными действиями у Гофа, против всей армии Наполеона, дал возможность нашему генералу Беннингсену сосредоточиться на позиции у этого города, выдерживая напор почти всей армии Наполеона.
В сражении 26 и 27 января под Прейсиш-Эйлау был "пулею в правую руку выше локтя с раздроблением кости» (орд. Св. Владимира 2-й ст. и прусский орден Красного Орла 1-й ст.), и вынужден был уехать на лечение в Мемель, где, во внимание к его выдающимся боевым заслугам и мужеству, его посетил Император Александр II и имел с Барклай де Толли продолжительный разговор о тогдашних военных событиях и о состоянии армии, получив 9 апреля 1807 г. кроме других наград чин генерал-лейтенанта за геройское поведение. Барклай де Толли был назначен начальником 6-й пехотной дивизии, с которою в 1808 — 09 гг. и принял участие в войне с Швецией.
Во время русско-шведской войны в 1808-09 гг. он командовал сначала отдельным отрядом, получив приказание идти к Куопио и очистить от неприятеля Саволакскую область, Барклай де Толли в начале июня занял этот город и, оставив здесь часть своих сил, сам, согласно приказания главнокомандующего, направился к Вазе на соединение с отрядом ген. Раевского, занял Саволакскую обл. в Финляндии (1808) и удержал ее гл. город — Куопио. Между тем, шведский партизан Сандельс атаковал Куопио, и Барклай де Толли, получив известие о критическом положении нашего малочисленного отряда в этом городе, опасаясь за свою коммуникационную линию, вернулся назад и прогнал Сандельса. Самовольное возвращение Барклай де Толли в Куопио, вызвало сильное неудовольствие главнокомандующего армией гр. Буксгевдена, находившего, что этим разрушен весь его план и Барклай де Толли покинул армию, уехав в Спб.
Портрет генерал-фельдмаршала князя Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Карделли, Сальватор. 1810-е гг. Эрмитаж |
С заменою же Буксгевдена ген. Кноррингом, Барклай де Толли, по желанию Императора Александра, снова был вызван в Финляндию, и на него было возложено командование войсками. В 1809 г. был вновь направлен в армию и за переход по льду пролива Кваркен (100 верст) в Швецию и овладевание шведским городом Умео 20 арта 1809 г. награжден чином генерала-от-инфантерии и 29 мая назначен главнокомандующими войсками в Финляндии и финляндским генерал-губернатором, последствием гор. Умео было заключение мира со Швецией.
1 января 1810 г. назначен членом Государственного Совета.
Административные способности, проявленные Барклай де Толли на этом посту, и тот такт, с которым он вел себя по отношению населения, возбужденного войною и делившегося на приверженцев Швеции, России и самостоятельной Финляндии, побудили Императора Александра в январе 1810 г. призвать Барклай де Толли на пост Военного министра, освободившийся за назначением Аракчеева председателем Департамента Военных дел вновь образованного Государственного Совета.С 20 января 1810 по 24 августа 1812 г. занимал пост военного министра, Барклай де Толли было завершено устройство Военного министерства изданием "Учреждения» его и при его участии было составлено, первое в России положение о полевом управлении войск — "Учреждение для управления большой действующей армией», разработал и провел военные реформы 1810-12 гг., осуществил ряд мероприятий по подготовке к войне (строительство крепостей (построены новые крепости: Бобруйск и Динабург) и др. инженерных сооружений на западном театре военных действий, создание тыловых баз, организация разведки, усовершенствование дивизионной и введение корпусной системы, упорядочение штабной службы, преобразование полевого и высшего воен. управления), образованы пехотные дивизии, создан корпус Внутренней стражи и пр.; сделаны значительные улучшения: по довольствию войск, приему и обучению рекрут и, в предвидении новой войны с Наполеоном, численность вооруженных сил увеличена до небывалых размеров – 1.275.000 чел. При нем стали вводиться в практику новые принципы подготовки войск — обучение меткой стрельбе и действиям на пересеченной местности, введен новый Устав о пехотной службе (1811).В 1810-12 Барклая-де-Толли составил несколько планов ведения боевых действий на случай вторжения войск имп. Наполеона I в Россию (как наступательных, так и оборонительных). Вместе с имп. Александром I разработал стратегическую концепцию будущей войны, рассчитанную на 3 года: ввиду явного численного превосходства неприятеля в основу плана кампании 1812 лег тезис о необходимости отступления гл. сил Российской армии вглубь страны, изматывания армии противника с одновременными активными действиями на флангах.Идеи этого плана высказаны были Барклай де Толли впервые еще в 1807 г., в Мемеле, где он лечился от раны, известному историку Нибуру: "Если бы мне пришлось действовать против Наполеона, — говорил он тогда, я вел бы отступательную борьбу, увлек бы грозную французскую армию в сердце России, даже на Москву, истощил бы и расстроил ее и, наконец, воспользовавшись суровым климатом, заставил бы Наполеона на берегах Волги найти вторую Полтаву». Те же мысли там же и тогда же высказал он и Императору Александру, посетившему его, а вступив затем в управление Военным министерством, в марте 1810 г. представил ему же особый доклад ("О защите западных пределов России»), в котором, развивая ту же идею, указывал, что первое упорное сопротивление противнику должно было быть оказано на оборонительной линиях Двины и Днепра, при чем главною базою являлась Москва, — "главное хранилище, из которого истекают действительные к войне способы и силы». Император Александр вначале вполне разделял эти взгляды Барклай де Толли, но впоследствии осложнил их осуществление принятием плана полковника Фуля, основанного на занятии укрепленного Дрисского лагеря. И вот Барклай де Толли с первых же шагов войны пришлось бороться с влиянием этого педанта-теоретика.Перед началом Отечественной войны 1812 г. был назначен 19 марта 1812 г. Главнокомандующим 1-й Западной армией. Правильно оценив стратегическую обстановку организовал отход войск, избегая генерального сражения и сохраняя армию. Вынужденный, несмотря на все свои возражения, к поспешному отводу войск в Дрисский лагерь, Барклай де Толли настоял в конце-концов на его очищении и соединении со 2-ю армиею (кн. Багратиона). Памятуя слова Императора Александра, сказанные ему при отъезде Государя из армии: "Поручаю вам мою армию. Не забывайте, что у меня нет другой, и пусть эта мысль никогда вас не покидает», — Барклай де Толли проникнут был во всех действиях крайнею осторожностью.По его инициативе 21 июля (2 августа) сформирован армейский партизанский (летучий) отряд под командованием генерала Ф.Ф. Винцингероде, действия которого положили начало партизанской войне на Смоленском направлении.Соединившись под Смоленском 22 июля (3 августа)1812 г. с 2-й Западной армией Багратиона и сорвав план имп. Наполеона I разбить российские армии поодиночке, он продолжал, осуществляя общее руководство войсками, отступление, что вызывало недовольство в рядах генералитета, офицерского корпуса и общества (вплоть до обвинений в измене), до Царева Займища, где приступил к укреплению позиции и намеревался дать сражение, вследствие чего он был заменен Кутузовым и поступил под его
Портрет Генерала от кавалерии Леонтия Леонтьевича Беннигсена / Неизвестный гравер. - [После 1807]. - 1 л.: Гравюра пунктиром; 18,8х15,6; 27х17,2 см. |
командование.Последний прибыл к армии 17 (29) августа в Цареве Займище, назначенный главнокомандующий Соединенных армий, и, приняв ее от Барклай де Толли, мрачными красками изобразил состояние ее в донесении Государю. Барклай де Толли был приведен этим в отчаяние, и 24 августа, накануне Бородинской битвы, обратился к Императору Александру с письмом, в котором умолял освободить его "из этого несчастного положения и совершенно уволить от службы, если в предстоящем сражении не исполнится его желание — быть убитым.Отступление это, однако было продолжено, и возбудило неудовольствие в войсках, желавших сражаться с неприятелем, и восстановило против генерала общественное мнение, В Бородинском сражении он, одетый в вышитый золотом генеральский мундир, при всех орденах и звездах, в шляпе с громадным черным плюмажем, — так, чтобы представлять собою яркую, хорошо заметную мишень для неприятельского огня, командовал войсками, оборонявшими центр и правый фланг, лично водил в атаку кавалерию (под ним убиты 4 лошади, погибли 2 его адъютанта). В ходе битвы появлялся на самых опасных участках; это дало современникам повод утверждать, что в тот день он искал смерти в бою. Умелые действия Барклая-де-Толли получили высокую оценку Кутузова, считавшего, что во многом благодаря его твердости было „удержано стремление превосходящего неприятеля“ на центр рус. позиции, а „храбрость его превосходила всякие похвалы“. Своими действиями 1-й армии под Бородином, энергией и жаром, ища в то же время с светлым, спокойным лицом, смерти, — что вернул себе доверие армии и примирил с собою главного своего противника — Багратиона.Искусные распоряжения и личное мужество в бою доставили ему орден св. Георгия 2-й степени.На знаменитом Военном совете в Филях, решившем участь Москвы и кампании, подверг критике позицию выбранную генералом Л.Л. Беннигсеном у Мамонова, предварительно осмотрев ее и, признав совершенно негодною, доложив о том Кутузову, для генерального сражения под Москвой, он доказал невыгодность позиции перед Москвой и первым предложил отступить без боя, с целью сохранения армии. 2 (14) сентября лично руководил прохождением отступавших войск через Москву. Нужно было обладать глубокою, искреннею убежденностью в правоте своих взглядов и громадным гражданским мужеством, чтобы, зная о тяготевших на себе обвинениях и подозрениях, высказаться за оставление Москвы. Но Барклай де Толли и в этом случае не покривил душою. После Бородинского сражения, когда армия перешла на старую Калужскую дорогу, подал свое мнение за открытие наступательных действий, и, по его предложению, отряд генерал-майора И.С. Дорохова был направлен к Вязьме. Этим актом и закончилось участие Барклай де Толли в Отечественной войне. 15 сентября он заболел сильною лихорадкою, давно уже его мучившею; к болезни присоединилось новое тяжелое нравственное испытание: состоялось увольнение его от должности Военного министра, хотя и по его собственной просьбе, но без единого слова благодарности за все сделанное им на этом посту. 21 сентября по личной просьбе уволен от должности „по болезни“ и 22 сентября выехал в Калугу, где подвергся со стороны черни ряду оскорблений. Просьба его о разрешении прибыть в Дерпт осталась без ответа со стороны Государя. Тогда, тяжко больной, он удалился на лечение в свое имение Бекгоф Феллинского уезда Лифляндской губернии, где написал т. н. оправдательные записки о кампании 1812 г. и где, наконец, и получил первое милостивое письмо от Императора Александра.31 января (по другим данным 4 февраля) 1813 г., по желанию Государя, вступил в командование 3-й армией.Участвовал в осаде и взятии 4 апреля Торна. Занятие этой крепости облегчило наши дальнейшие действия и доставило Барклай де Толли алмазные знаки ордена св. Александра Невского; кроме того ему Высочайше был пожаловано единовременно 50.000 рублей. 17 апреля последовала кончина Кутузова, и главнокомандующим нашими и прусскими войсками был назначен гр. Витгенштейн. Хотя он и был моложе Барклай де Толли в чине, но последний беспрекословно подчинил себя ему. После Люценского сражения 3-я армия присоединилась к главной. В ночь на 7 мая войска Барклай де Толли был посланы против корпусов, направленных Наполеоном на Кенигсварт в обход нашего правого крыла и для действий на наши тыловые сообщения. 7 мая Барклай де Толли разбил и рассеял при Кенигсварте итальянскую дивизию ген. Перри. За бой у Кенигсварты награжден орд. Св. Андрея Первозванного, а король прусский — орденом Черного Орла.Во время сражения под Бауценом (8 и 9 мая) командовал правым флангом нашей армии, куда была направлена главный удар Наполеона, а после сражения вступил в командование над всей русско-прусской армией и 18 августа под Кульмом довершил поражение Вандомма, за что награжден орденом св. Георгия 1-й степени.17 (по другим данным 19) мая 1813 г. назначен главнокомандующим российско-прусскими войсками, действовавшими против Наполеона. С присоединением Австрии к Коалиции, в августе 1813 г., – общим главнокомандующим был назначен австрийский фельдмаршал кн. Шварценберг, командовал российско-прусскими войсками в составе Богемской армии.Вступив со своею армиею в Богемию, он двинулся к Дрездену и после сражения под этим городом отступил к Кульму, где 18 августа союзные войска одержали решительную победу. За Кульм Барклай де Толли был награжден орденом св. Георгия 1-го кл., а Император австрийский пожаловал ему командорский крест Марии-Терезии.В Лейпцигской битве 4, 5 и 6 октября командовал центром, Барклай де Толли с обычным мужеством и неустрашимостью появлялся всюду, где необходимо был его присутствие, и был одним из главных виновников одержанной победы. За отличие 29 декабря 1813 г. был возведен в графское Российской Империи.В 1814 г. командовал русскими войсками в сражениях при Бриенне-ле-Шато (за действия при Бриенн награжден золотой шпагой с алмазами и лаврами), Арсис-сюр-Об, Фер-Шампенуаз и при взятии Парижа (18 марта 1814 г.), что доставило 19 марта 1814 г. ему фельдмаршальский жезл. По заключении мира и по возвращении в Россию был назначен Главнокомандующим 200-тысячной 1-й армией, с которой в 1815 г., во время 2-го похода во Францию, вступил в пределы Франции;, но сражение под Ватерлоо остановило дальнейшее продвижение русских войск.30 августа 1814 г. после смотра под Вертю Михаил Богданович был возведен в княжеское Российской Империи достоинство.
После возвращения в Россию находился с главной квартирой своей 1-й армии, включавшей
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.