'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

ВОЕННЫЕ ПОВИННОСТИ

ВОЕННЫЕ ПОВИННОСТИ.

Средства для обеспечения армии всем необходимым как в мирное, так и в военное время могли были получаемы армиею двояко:

а) натурою от населения, бесплатно или за плату, и

б) получкою денег, на которые армия сама приобретала то, что ей нужно.

Бесплатные натуральные повинности, ложились только нате местности, в которых находились войска, являются весьма не уравнительными, а значить и несправедливыми для населения.

Но до конца Российской империи, недостаточного развития у нас государственных финансовых учреждений часто заставлял прибегать к бесплатным поставкам натурою.

Так, у нас до 1874 г. на населении лежала весьма тяжелая постойная повинность, заключавшаяся в обязанности отводить бесплатно квартиры для войск при расположении их не только на временных, но и на постоянных квартирах; при наличии малого числа казарм, большая часть войск расквартировывалась постоем у обывателей.

Постойная повинность была отменена с выходом положения о преобразовании Военно-квартирной повинности, да и то не повсеместно.

Кроме постойной повинности на населении до 1871 г. лежала также повинность удовлетворять войска печеным хлебом и приварком за отпускаемый им провиант по указной даче, который и передавался жителям; хотя этим население и вознаграждалось за продовольствие войск, но, конечно, далеко не в полной мере.

Потом,  почти все потребности нашей армии в мирного время стали удовлетворяются на денежные средства, отпускаемых государственным казначейством в распоряжение военного министерства; из этого же источника покрывались и расходы по уплатам населению за исполнение им натуральных Военных повинностей.

Но из этого общего правила существует исключение, а именно: казачьи войска некоторыми материальными средствами обеспечивали себя сами: каждый казак выходил на службу на собственной лошади и в собственном обмундировании и снаряжении и, кроме того, некоторые расходы по содержанию казачьих войск относились на войсковые капиталы.

У нас для мирного времени были установлены следующие главные натуральные Военные повинности:

1) Военная квартирная повинность, заключающаяся в обязательстве отводе квартир войскам в определенных законом случаях, при продолжительном квартировании, за плату по установленным правительство денежным окладам, а при кратковременном квартировании и (не долее 3 дн.) — бесплатно; при этом, на населении же лежала обязанность доставления войскам топлива для нагревания помещений, для варки пищи и хлебопечения и осветительных материалов, а в некоторых случаях и подстилочных принадлежностей.

Для тех же местностей, на которые положение 1874 г. о Военно-квартирной повинности не распространено, обязателен был бесплатный отвод квартир и при постоянном квартировании войск.

Сюда же следует причислить обязанность отвода мест под лагери, ученья и проч.

2) Военно-подводная повинность состоявшая в обязанности предоставлять войскам за плату, — в случаях, точно указанных законом, и, главным образом, при передвижениях войск и нештататных команд при подвижных сборах и при командировках отдельных воинских чинов не по почтовым дорогам, — обывательские подводы с проводниками.

За взятые подводы войска выплачивали контрамарками, а нештатные команды и отдельно следующие воинские чины наличными деньгами. Контрамарки изготавливались каждая в цену одноконной подводы с упряжью и проводником, за переход в 25 вер.

Контрамарки существовали двух цветов: красные, которыми оплачиваются подводы, выставляемые за время с 1 марта по 1 ноября, и белые, которые выдавались в остальное время года. Первые стоимостью в 1 р., вторые— 75 коп.; при оплате поставленных подвод наличными деньгами за каждого версту и одноконную подводу выдавалось: за время с 1 марта по 1 ноября по 4 коп., а в остальное время по 3 коп.

По этому же расчету оплачивались взятые под казенный обоз обывательские лошади с упряжью и проводниками, но без повозок.

Подводы взимались постанционно, т.-е. каждая подвода могла удерживаться войсками не более, как на одну станцию (один переход), т.-е. на расстояние, не превышающее 25 вер.; если же это расстояние — 35 вер. и более и оно, по малонаселенности местности, не могло было сокращено, то за такие переходы м. быть установлена плата — 2 контрамарки за подводу.

За взятые подводы войска рассчитывались не с владельцами подвод, а с сельскими властями, распоряжавшимися поставкой подвод.

3) Продовольственная повинность состояла в обязанности жителей продовольствовать нештатные команды при передвижениях по обыкновенным путям в тех случаях, когда они не могли получать хлеб и горячую пищу от войск или при управлениях уездных воинских начальников, а также не могли довольствоваться артельным порядком.

За полученные хлеб и горячую пищу команды уплачивали: если получили пищу 2 раза в сутки — полный кормовой оклад, если один раз, то часть кормового оклада— от ? до ? смотря по тому, что получили.

В Германии и Франции существовала более широкая, чем у нас, система Военных повинностей в мирное время. Там, кроме квартирной и подводной повинностей, население обязано было продовольственной повинностью в значительно более широких размерах, чем у нас: она состояла в обязанности предоставлять в известных случаях готовую горячую пищу или сырые продовольственные продукты и фураж всем войскам, а не только нештатным командам, как у нас.

Кроме того там железнодорожные общества и судовладельцы обязаны в мирное время военно-железнодорожной и военно-судовою повинностями.

Повинности эти состояли в обязанности предоставлять в распоряжение военного ведомства все имеющиеся у них железнодорожные и судовые средства с личным составом для употребления их с военной целью за плату по заранее определенному тарифу.

Хотя обойтись без Военной повинности в мирное время невозможно, но их можно сделать менее обременительными для населения, для чего следовало установить соответствующую плату за их исполнение. Этим и достигается уравнение тягости этих повинностей: хотя нести их будут только некоторые местности, но бремя их будет разложено на все государство, т. к. оплачиваться они будут казною по ценам, соответствующим их действительной стоимости. Такому требованию удовлетворяло, например, система германских Военных повинностей, которые там, несмотря на значит, объем, не обременительны.

Наоборот, наша система, при малом объеме, должны быть признана отяготительною для тех, кто ее несет. Особенно тяжела наша подводная повинность, плата за которую не соответствовала ни современным ценам, ни местным условиям; кроме того, она тяжела была для населения еще и потому, что за подводы казна не платила деньгами, а лишь засчитывала контрамарки в счет податей. Наша квартирная повинность тоже не легка, вследствие несоответствия квартирных окладов с действительными ценами на квартиры; от этого страдало или местное население, если войска отказывались сами нанимать помещения, или войска, если они нанимают их сами.

Особенно отзывается это на офицерах, получающих несоответственно малые квартирные оклады; допускался законом отказ целой части войск от квартирных денег, что влекло за собою обязательный отвод квартир офицерам, который хотя иногда и практиковался, но вел ко многим недоразумениям между городскими общественными управлениями и частями войск.

Система натуральных Военных повинностей, которые всеми государствами признавали необходимыми уже в мирное время, получало еще большее развитие при наступлении чрезвычайных обстоятельств военного времени.

Кроме тех Военных повинностей, которые обязательны у нас в мирное время, при мобилизации и в военное время у нас существовали еще следующие повинности:

1) Военная конская повинность, установленная во всей Европейской России и на Кавказе с следующими изъятиями:

а) действие правил военно-конской повинности не распространяется на губернии Архангельскую и уезды Яренский и Усть-Сысольский Вологодской губернии, а также Чердынский, Верхотурский, Екатеринбургский, Камышловский, Шадринский и Ирбитский Пермской губернии и

б) в Ставропольской губернии и на Кавказе правила по поставке лошадей, а в казацких областях и у кочевников Астраханской и Оренбургской губернии правила о поставке лошадей, повозок и упряжи применялись лишь в той степени, в какой это окажется возможным по соглашению министерств военного и внутренних дел (и иногда также главноуправляющего землеустройством и земледелием).

На ряду с лошадьми обязательной поставке в войска от местного населения подлежали также в пределах Ставропольской губернии мулы (катера) и в пределах Кавказского края — мулы (катера), волы и буйволы.

К поставке мулов, волов и буйволов применялись правила, установленный для комплектования войск лошадьми. Поставке в войска подлежали все годные к военной службе лошади, повозки и упряжь за немногочисленными исключениями.

Условия годности лошадей, повозок и упряжи для службы в войсках и разделение лошадей на сорта, а повозок на виды, определялось особыми наставлениями, утвержденными военным министерством, по соглашение с министерством внутренних дел, а в подлежащих случаях также с главноуправляющим землеустройством и земледелием и государственным коннозаводством.

За каждого принятую на сдаточном пункте лошадь (или другое рабочее животное) производился владельцу за счет государственного казначейства вознаграждение, размер которого устанавливался по сортам лошадей (и других рабочих животных) для каждого уезда отдельно, применяясь к существующей в нем торговой цене в обыкновенное время с надбавкою 10%.

Для поставки лошадей, повозок и упряжи в войска каждый уезд разделялся на военно-конские участки, образование которых производилось непосредственно присутствиями по воинской повинности.

В каждом участке для сбора лошадей повозок и упряжи назначался сборный пункт, называемый "сгонным»; в течение дня на нем должны было осмотрено, рассортировано и подвергнуто жеребьевке до 300 повозок с упряжью или до 600 лошадей рабочего возраста, ростом от 1 арш. 14 верш, до 2 арш.

На сгонный пункт военно-конского участка должны были представлены все лошади рабочего возраста (от 4 до 15 л.).

Для приема и сдачи лошадей назначалось в каждом уезде один или несколько сдаточных пунктов.

Главное заведение поставкою лошадей, повозок и упряжи в войска принадлежало министерству внутренних дел, а в областях войска Донского, Терской и Кубанской — военному министерству.

Местное заведение поставкою лошадей относилось к обязанности губернаторов и по воинской повинности присутствий, а в военно-конских участках лиц, заведующих этими участками; заведующие военно-конскими участками избирались на 3-лет. срок, в уездах—земским собранием, а в городах — городскою думою.

Для самого приема на каждом сдаточном пункте образовывались особые приемные комиссии (из члена земской управы, должностные лица по назначению губернатора, офицера по назначению окружного штаба и ветеринарных врачей).

Для приведения в известность числа годных к поставке по Военной повинности лошадей, обывательским лошадям производилась военно-конская перепись. Лошади каждой местности подлежали переписи через каждые 6 л., в промежуток этого времени, через каждого 2 г., производилась поверка наличного состояния лошадей высших сортов.

Полученные сведения представлялись в центральный статистический комитет министерства внутренних дел и в Главный штаб.

2) военно-повозочная повинность, распространялась на все местности Европейской России и Кавказа (за исключением некоторых уездов северо-восточных губерний— Архангельской, Вологодской и Пермской).

В губерниях Царства Польского эта повинность применялась с некоторыми особенностями.

Сущность военно-повозочной повинности заключалась в том, что при приведении армии на военное положение и во время войны население обязано поставкою повозок и упряжи на тех же почти основаниях, как поставлялись лошади по военно-конской повинности.

Во время военно-конской переписи составлялись также перепись повозкам и упряжи, годным для поставки в армию.

С объявлением мобилизации владельцы повозок и упряжи, занесенных в списки при переписи, доставляли их на сборные пункты, здесь заведующий военно-конским участком осматривал доставленные повозки и упряжь, выбирал из них наиболее годные в потребном числе и отправлял их на сдаточный пункт, где они и принимались приемной комиссиею.

Владельцы получали от казны плату по ценам, определенным особыми расписаниями, которые составлялись по уездно, применительно к торговым ценам с надбавкою 10%.

3) Некоторые повинности, предусматриваемый специальными законами, а именно:

а) обязательство населения принимать за особое вознаграждение от казны на свое попечение больных и раненых и

б) военно-железнодорожная повинность, состоящая в обязательстве представлять железнодорожные средства для целей войны.

4)Реквизиции, производство которых допускалось в губерниях и областях, объявленных на военном положении.

Кроме перечисленных повинностей, в РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ на рассмотрении Государственной Думы находился законопроект о военно-морской судовой ПОВИННОСТИ, установление каковой было вполне своевременно.

Хотя Высочайшим указом 2 февраля 1904 г. предоставлено было право главнокомандующему торговым мореплаванием и портами обращать всякие принадлежащие компаниям и частным лицам суда с принадлежностями на военные потребности, с вознаграждением в 5—6% за время пользования и с уплатою балансовой стоимости в случае гибели судна, но закон этот являлся почти мертвою буквою, ибо, во-первых, он предоставлял в распоряжение правительства лишь суда без командного состава, а во-вторых, в нем совершенно не говорилось о праве правительства производить на судах нужные переделки. А между тем, для России, при малом числе железных дорог и громадности расстояний, водные пути имели гораздо большее значение, чем в соседних странах.

Отсутствие указанного закона, при необходимости в экстренных перевозках по случаю войны, заставляло военного министерство заключать условия на перевозку на весьма тяжелых условиях; затем, неуверенность в том, что данная перевозка в момент предъявления на нее требования немедленно, в силу требования закона, будет исполнена, лишала возможности включать такие перевозки в мобилизационные планы. И действительно, опыт русско-японской войны учил, что в Порт-Артуре были затруднения с покупкой судов, которые были нужны для заграждения фарватера затоплением этих судов, точно также как встречались существенные затруднения и во время мобилизации 1905 г. при перевозке войск через Байкал, по Каме и Волге.

Сущность проектируемой повинности заключалось в следующем:

1) военно-судовой повинности подлежали:

а) приводимые в движение механическими двигателями суда, парусные суда, баржи, пристани и всякие иные плавучие перевозочные средства и приспособления для погрузки и выгрузки и

б) личный судовой и береговой состав этих плавучих средств и приспособлений;

2) означенная повинность состояла:

а) в обязанности хозяев упомянутых плавучих средств и приспособлений предоставлять таковые вместе с запасами и инвентарем на удовлетворение потребностей военного и морского ведомств;

в) в обязанности судовых и береговых служащих плавучих средств и приспособлений, занимающих определенные должности, нести свою службу и после перехода этих плавучих средств и приспособлений в распоряжение военного или морского ведомств (за некоторыми исключениями).

Законопроект обязывал судовладельцев доставлять о принадлежащих им судах начальникам портов и подлежащим чинам министерства путей сообщения соответствующие сведения для включения их в особые ведомости, которые затем отсылались местным заведующим передвижением войск.

Регистрация велась лишь тем судам, которые имеют действительное значение для расчетов государственной обороны.

В иностранных государствах была установлена весьма широкая система земских повинностей в военное время. Она обнимала все, в чем армия могла нуждаться в военное время и что можно найти в населённых пунктах. Это обеспечивало своевременность снабжения армии в тех случаях, когда посредством заготовления предметов снабжения попечением военного управления и подвоза эта своевременность не могла быть достигнута.

По германским законам все Военные повинности в военное время разделялись на 3 группы:

1) повинности, отбываемые отдельно каждым собственником,

2) общинные повинности и

3) земские поставки.

К 1-ой группе относились: а) военно-конская,

б) военно-железнодорожная и

в) военно-судовая.

Общинные повинности были следующие:

а) квартирная;

б) продовольственная;

в) подводная;

г) обязанность предоставлять разного рода рабочих для исполнения дорожных фортификационных и других работ, производимых с военной целью, с обязательством предоставлять для такого рода работ материалы и отводить необходимые участки земли и помещения;

д) обязательство доставлять топливо и солому на подстилку для лагерей и бивака и

е) обязательство оказывать другие личные услуги и доставлять разного рода материальные средства, которые необходимы для военных целей, особенно же предметы вооружения, снаряжения, медицинские средства.

Земские поставки состояли из поставки в военные магазины скота, хлеба в зерне и муке, овса, сена и соломы.

Поставки эти, за исключением поставки скота, оплачивались по средней торговой цене, выведенной из торговых цен последнего 10-летия, плата же за поставленный скот производилась по оценке его особыми комиссиями из одного представителя гражданского управления, 2 представителей военного ведомства и не менее двух оценщиков.

Система Военных повинностей по французским законам чрезвычайно обширна: в случае надобности военное ведомство могло требовать от населения собственной страны почти все, что только можно найти на месте, кроме денег.

Независимо поставки разного рода предметов, лошадей, подвод, отвода квартир с продовольствием, предоставления рабочей силы, военное ведомство могло брать в свое распоряжение и некоторые промышленные заведения.

Во Франции предусматривались в военное время следующие натуральные Военные повинности:

1) военно-конская;

2) военно-повозочная;

3) военно-квартирная; 4) квартирно-продовольственная;

5) обязательство представлять продовольственные припасы, топливо, фураж и солому;

6) подводная повинность;

7) военно-судовая;

8) военно-железнодорожная;

9) обязательство предоставлять в распоряжение военных управления:

а) мельницы и печи;

б) материалы, инструменты и машины для починки и постройки дорог и для производства всяких других работ с военной целью;

в) проводников, посыльных, погонщиков и всякого рода рабочих для производства работ, имеющих военное значение;

г) предметы одежды, снаряжение, лагерные принадлежности, сбрую, вооружение, медикаменты и перевязочные средства и

д) всякие другие предметы, необходимые для армии;

10) обязательство содержать больных и раненых, переданных на попечение жителей, и вообще оказывать все услуги армии, в которых она нуждается.

Сравнивая систему Военных повинностей в военное время у нас и в иностранных армиях, необходимо придти к заключению, что наши законы не давали цельной системы: они узаконивали и подробно регламентировали лишь группу тех повинностей, которые распространялись на все государство.

Те же повинности, которые придется, кроме того, наложить на население местностей, объявленных на военном положении, в законах Российской империи лишь намечались указанием, что предметы, подлежащие реквизиции, способ и время уплаты подлежали определению командующего армиею, и только в применении к предметам продовольствия это перенесено было на командиров корпусов и комендантов крепостей.

Следовательно, у нас, в России, полевому управлению предстояло еще вырабатывать каждый раз этот порядок, а в иностранных армиях он выработан уже в мирное время и опубликован во всеобщее сведение.

Кроме того, наш закон не указывал определенно, какого рода предметы могли подлежать реквизиции, в иностранных же законах выработаны точные по этому предмету указания.

 

См. также: Автомобильная служба в войсках.

 

Источники:

Ф. Макшеев, Записки военной администрации для интендантского курса; Представление в Государственную Думу Министров военного, морского, путей сообщения и торговли и промышленности. 1910 г., № 10.475; Устав о земской повинности, 1899 г. и Прод. 1906 г.; Kriegs-Verpflegungs-Vorschrift, Naturalleistungsgesetz 1898 nebst Verordnung zur Ausfuhrung aieses Gesetzes; Loi sur les requisitions milita res, изд. 1877; Приказы по военному ведомству 1909 г. №№ 6, 274, 576 и 583, 1908 г. №№ 65 и 111; Указ правительственного сената 9 декабря 1908 г. № 16.132.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "ВОЕННЫЕ ПОВИННОСТИ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ВОЕННО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОВИННОСТЬ
  • - ВОЕННО-КОНСКАЯ ПОВИННОСТЬ
  • - ВОЕННО-СУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ
  • - Подводная повинность
  • - Охотники
  • - Бессрочный отпуск
  • - ВОЕННЫЕ КАСТЫ
  • - Центр боевого расположения войск


  • Название статьи: ВОЕННЫЕ ПОВИННОСТИ


    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru