ВОЕННЫЕ КАСТЫ
ВОЕННЫЕ КАСТЫ.
Так называются некоторые из многочисленных социальных подразделений, на которые в глубокой древности распадалось туземное население некоторых государств Востока.
Победители обыкновенно устанавливали принцип своей полной обособленности, часто приписывая себе божественное происхождение, и воздерживались от смешения с покоренной расой, в большинстве случаев стоявшей на низшей ступени культурного развития. Таким путем получилась совершенно обособленная привилегированная каста воинов.
Так, в древнем Египте, каста воинов пользовалась большим уважением. Военное сословие зависело исключительно от фараона и тем самым давало ему силу, без которой он сделался бы послушным орудием в руках влиятельного сословия жрецов. Закон, пытаясь приспособить государственную организацию к условиям натурального хозяйства, перенес на одну часть населения воинскую повинность, как привилегию, и соединил с нею надел землею, который, как и военное звание, переходил по наследству.
Благодаря земельным наделам, каста воинов приобретала в стране положение феодального дворянства. Владея наделами и обрабатывая их руками слуг и рабов или отдавая в аренду, воины кормились от земледелия, скотоводства, охоты и рыбной ловли и, естественно, более тяготели к земле, чем к крепости или лагерю, куда их призывали с соблюдением известной очереди.
В мирное время лишь небольшая часть сословия призывалась на службу, частью в гвардию фараона, а главным образом в пограничные местности Фиваиды и Дельты, где лежали отведенные им земли, но в случае войны они выступали все, кроме глубоких стариков и больных.
Призыв на службу производился всегда очень быстро, потому что исправность и быстрота в этом деле была обусловлены материальными интересами: всякий кто не явился бы по первому призыву, был бы лишен поместья.
Во владении военного сословия находились пожалованный ему ленные поместья, приблизительно в 3 ? гектара каждое, которые были освобождены от всякого рода налогов и передавались по наследству.
Индия в ряду своих каст тоже имеет касту воинов (кшатрии), хотя и утратившую уже свое значение при современном устройстве туземного общества, но сохранившую еще свои внешние формы.
Кшатрии имели своим назначением защиту страны, но в позднейшее время войска стали набираться и из других сословий. Кроме того, с давних пор существовал обычай выбирать из этой касты местных властителей—набобов. До сих пор некоторые этнографические группы индийского населения (например, раджпуты и мараты) считают себя наследственными воинами.
Источники:
Schlaginweit, Ostindische Kasten in der Gegenwart, 1879; Ochs, Die Kaste in Ostindien, 1860; В. И. Максутов, История древнего Востока с отдаленнейших времен до эпохи македонского завоевания, Спб., 1905.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.