ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОСАДНОЙ И КРЕПОСТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОСАДНОЙ И КРЕПОСТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1) Осадный передок (по 1 на 10 орудий) служил для перевозки орудий не тяжелее 120 пд.; упряжка — 10 лош. (4 в корню и 2 уноса по тройке); при перевозке грузов до 215 пд. припрягался 3-й троечный унос.
Передок состоял из железной оси А (фиг. 1) с двумя колесами диам. 68 дм. и шириною шины 4 дм., при ширине хода — 57 дм., и из прикрепленной подвязями деревянной рамы, состоящей из 3 продольных брусьев С и В, при чем средний В вдвое шире боковых и был снабжен спереди вырезом для выставки дышла Е, прикрепленного двумя сквозными болтами d. На заднем конце среднего бруса укреплен шворень F для надевания хобота лафета при перевозке. Впереди шворня привинчен железный дуговой слизень G, на который и ложился хобот. В середине была прикреплена поперечная железная доска H с вырезами для помещения двух железных тормозных башмаков К, когда в них нет надобности. Спереди поперек брусьев приделана постоянная вага N с 2 вальками Т для постромок и к ней привязана другая накладная вага Р с другой, парой вальков.
На крюк же на конце дышла привешивалась уносная вага с 3 вальками. Концы ваги N с концами оси были скреплены закрутнями В.
Вес передка — 38 пд.
Для дальней перевозки в осадной артиллерии на передок надевались лафетные колеса диам. 58 дм., а передковые колеса в 64 дм. — на ось лафета; в сухопутных крепостях осадный передок всегда снабжался колесами диам. 58 дм.
2) Крепостной передок обр. 1835 г. и обр. 1883 г. (по 1 на 30 ор.) служил для перевозки грузов (орудий, лафетов, платформ и т. п.) до 400 пд.; оба образца отличались между собою несущественно.
Передок обр. 83 г. состоял из железной оси А (фиг. 2), врезанной в деревянную лопасть и скрепленной с нею обоймами, с двумя колесами диам. 86 дм. и шиною в 6 дм. шириною, при ширине хода 66 дм., и из прикрепленных подвязями к оси дышла С и 2 боковых сниц В, скрепленных между собою болтом и оковкою.
Снизу поперек дышла прикреплена вага К, связанная с концами оси закрутнями L. Сверху дышла привинчен горбыль Н, окованный железною полосой F с отогнутым кверху задним концом G.
Орудия для перевозки без лафетов подвешивались под дышло на веревках и цепях.
При надобности в перевозке грузов более 400 пд. 2 передка соединялись в 4-колесную повозку.
Вес передка — 60 пд.
3) Легкий крепостной передок полковника Дурлахера в 1906 г. введен в штат крепостного имущества по 1 на 2 орудия крепостного калибра и постепенно должен был вытеснить оба старых образца.
Состоял из железной оси (фиг. 3) с 3 колесами диам. 54 дм. и шириною шины 24 дм. и из шарнирно с нею связанных дышла и 4 железных тяг, идущих к дышлу и к концам железной же ваги, укрепленной на дышле.
В средине оси имелось утолщение с навинтованном отверстием, в которое входил винт; нижний конец винта снабжался крюком, а на верхний навинчивалась матка с рукоятками или маховиком. Вращая винт, можно было поднять прицепленный к его крюку хобот лафета, и тогда он с передком образовывал 4-колесную повозку для перевозки.
Для перевозки платформенного леса к крюку подвешивалась железная площадка.
Вес передка — 142 пд.; грузоподъемность — 215 пд.
4) Для перевозки орудий не тяжелее 80 пд. применялись старые 2-колесные полевые батарейные передки обр. 1845 — 74 гг. со шворнем и с коробом для боевых припасов.
Диам. колес 49 дм., ширина хода — 58 дм., ширина шины — 2 ? дм., вес передка — 93 ? пд.
5) Железный трикебаль обр. 1867 г. в некоторых крепостях еще сохранился, но из штатного имущества был уже выведен к началу XX века.
Это 4-колесная железная повозка для перевозки грузов не более 215 пд. подвешиванием их на цепях под осями и переводинами.
6) Двухколесный волок обр. 1867 г. (по 1 на каждые 30 ор. стоящих в казематах, но не менее 2 шт. в каждой крепости) служил для перевозки грузов до 215 пд. по потернам и другим узким проходам; был очень удобен для этих целей, благодаря своей поворотливости.
Волок (фиг. 4) состоял из 2 деревянных, окованных железом параллельных станин, скрепленных 2 болтами с деревянными распорными подушками, и из железной оси с парою чугунных колес.
Вес — 16 ? пд., ширина — З ? фт., высота — 1 ? фт., диам. колес — 18 дм.
7) Медведка служила для перевозки грузов до 1000 пд. и состояла (фиг. 5) из 2 ходов, соединенных прочной брусчатой деревянной рамой, окованной железом. Оба хода — одинакового устройства, состояли, каждый из железной оси с 2 чугунными катками и со шворнем посреди лопасти, на который надевался поперечный брус рамы; ось от вращения около своего шворня могла удерживаться 2 засовами.
На концах осей надето по крюку для зацепления вальковой ваги своими проушинами; повозка могла одинаково двигаться вперед и назад, стоило только перецепить вагу.
К концам рамы было прикреплено по паре откидных упоров с, которые, будучи опущены, препятствовали медведке скатываться назад при подъемах.
При перевозке груз (орудие, лафет и т. д ) клался на 2 подушки с вырезами, уложенные поперек рамы, и привязывался канатами к скобам и крюкам рамы.
Длина медведки — 76 дм., ширина — 42,5 дм., высота — 20 дм., ширина хода — 27 дм., диам. катков — 12 дм., ширина шины — 9 дм., полн. вес — 66 ? пд.
Повозка была очень неповоротливая и неуклюжая.
8) Двухколесная тележка обр. 1867 г. для перевозки тяжестей до 60 пд. положена по расчету 0,15 на каждое орудие крепости, при чем каждая отдельная батарея д. была иметь 1 тележку.
Тележка (фиг. 6) состояла из железной оси, врезанной в деревянную накладку, с которой скреплена подвязями рама, состоящая из 2 продолmys[ брусьев, переходящих в оглобли с поперечjq ручкой, и из 2 поперечных брусьев — переднего и заднего; продольные брусья связывались 2 железными болтами i, k и расперты 4 поперечными брусками Е. Поверх рамы имелся досчатый настил Д.
На концы оси надевалась пара колес диам. 49 дм.
Для перевозки мелких снарядов, зарядов и других некрупных предметов на раму ставился и закрепляется засовами ящик m, состоящий из 4 стенок, а для укладки снарядов более 6-дм. калибра, вместо ящика, клались особые прокладочные клетки — рамы (фиг. 7), между которыми и клались снаряды лежмя.
Ширина хода — 44 дм.; высота тележки — 58 дм., длина — 132 дм.; вес — 13 ? пд. Кроме того, в крепостной и осадной артиллерии разрешено было заводить рабочие телеги, не стесняясь конструкцией, лишь бы они удовлетворяли своему назначению и были удобны.
Из этого рода Повозочных средств только 3 повозки должны были иметь установленную форму.
9) Осадные дроги обр. 48 г. с изменениями 85 г., для грузов около 80 пд., состояли из двух 2-колесных ходов, связанных между собою деревянною рамою и тягою.
На железной оси каждого хода наложены были деревянные накладки.
В накладку заднего хода врезывались продольные брусья рамы А (фиг. 8), а на передний ход рама была наложена своим поперечным брусом на шворне.
Снизу обе оси были связаны продольною тягою на шворнях. Дышло врезывалось в накладку переднего хода, проходило корневым концом за ось и опиралось на слизень а, прикрепленный под передним концом рамы. Спереди рамы укреплялся ящик-сиденье с поручнями для ездового.
В переднюю же осевую накладку врезаны были по бокам дышла 2-й сницы, сходящиеся передними концами у дышла, где к нему поперек прикреплялись коренная и привязная ваги с вальками для впрягания 4 лошадей, — двух в дышло и двух на пристяжку; на конец дышла навешивалась уносная вага с 2 вальками.
Диаметр передних колес — 42,5 дм., задних — 49 дм., ширина хода — 58 дм.; ширина повозки по накладной ваге — 84 дм.; вес повозки — 42 пд.
10) Батарейная повозка обр. 66 г. в четверочной упряжке и для грузов до 55 пд. и
11) парная повозка обр. 84 г. для грузов до 40 пд. (см. Повозки военные).
Наконец, для нужд крепостной артиллерии в широкой степени применялись переносные и постоянные железные дороги.
Переносные железные дороги имелись 2 типов:
Дольберг-Яловецкого,
генерал-лейтенанта Тахтарева и
Дековиля, при чем последняя применялось, главным образом, в береговых крепостях.
Наибольшее распространение имела система генерал-лейтенанта Тахтарева; она предназначалась для перевозки грузов до 560 пд, имела ширину колеи 1 м и состояла из прямых (фиг. 9) и кривых (фиг. 10) рельсов, звеньев дл. 86 и 40 дм., стрелок, разъездов (фиг. 11), поворотных кругов (фиг. 12), вагончиков (фиг. 13) и платформ.
Шпалы В (фиг. 14) — железные с зигзагообразным сечением, удобно врезывались в землю и, благодаря своей форме, обладали при малом весе достаточно большим сопротивлением раздавливанию.
Соединение стыков производилось помощью скоб Е на одном из концов рельса и подвижных башмаков Д с крюками К на другом конце.
Платформы своими штырями на концах накладывались на 2 поставленные один за другим вагончика в имеющиеся в их центре отверстия V.