Спиридов, Матвей Григорьевичу, русский генеалог, сенатор
Спиридов, Матвей Григорьевичу известный русский генеалог, сенатор, сын знаменитого адмирала Григория Андреевича СПИРИДОВА, родился 20 ноября 1751 г., умер 10 февраля 1829 г., похоронен в Солбинской (Сольбинской) Николаевской женской пустыни Переславского уезда Влоадимирской губернии (сейчас Чрославская область)
Службу начал 1767 г., в гвардии.
Биографические сведения о внешних событиях в его жизни довольно скудны; известно, что по достижении совершеннолетия он поступил на военную службу; в 1772 г. был уже поручиком; в 1779 г. получил придворное звание — камергера, 2 сентября 1791 г. произведен в тайные советники; в начале 1780 г. состоял членом военной коллегии, a 2 сентября 1793 г. повелено присутствовать в Правительствующем сенате.
11 декабря 1809 г. вышел в отставку.
Женившись на дочери известного историка М. М. Щербатова, Ирине Михайловне Щербатовой (28 января 1757 - 17 июля 1827), он, по-видимому, оставил службу, поселился в Москве и под влиянием и руководством своего тестя начал заниматься историей, особенно же генеалогией русского дворянства, в области которой он явился одним из первых пионеров.
Дети: Григорий, род. 1777 г., Алексей, род. 1782 г., Иван (1787 г. - 1819), полковник Александр, род. 20 апреля 1788 г., Андрей (?-?), майора Пензенского пехотного полка Спиридова Михаила Матвеевича (1796 (1797 ?) - 20.12.1854), декабриста.
Первым историческим трудом Спиридова был "Родословный российский словарь, содержащий в себе историческое описание родов князей и дворян российских и выезжих»... На основании сведений из летописей, разрядных и степенных книг, статей и их списков и других печатных и рукописных источников в "Словаре» приведены подробные данные о происхождении русских и служивших в России иностранных родов, указаны заслуги, службы и чины их представителей и пр. Этот труд, начатый составлением при участии Щербатова, a после смерти последнего продолженный одним Спиридовым и посвященный "благородному российскому дворянству», замечателен, между прочим, тем, что в нем автор его возвысился до современных научных требований в смысле указания источников: каждый отдельный факт сопровождается точнейшими указанием рукописи или книги, откуда он почерпнут.
Всего было издано две части: в первую (М., 1793 г., стр. СX IV+376+XIX) пошли дворянские фамилии на букву А, во вторую (М., 1794 г., стр. 628)— большая часть на букву Б.
Выпуская первый том, Спиридов в предисловии к нему высказывает надежду на скорое появление в свет и остальных, по-видимому, уже бывших почти готовыми к печати; издание, однако, далее второй части не пошло.
И. Остроглазов полагает, что далее уже выпущенные два тома были уничтожены самим СПИРИДОВЫМ, который был недоволен этим своим трудом вследствие его неполноты и погрешностей. Возможно, что именно этим обстоятельством следует объяснить и величайшую редкость этих книг: 1-й том сохранился всего в трех экземплярах (в Румянцевской и Чертковкой библиотеке в Москве и у И. Остроглазова), второй же имеется только у последнего.
Следующий труд СПИРИДОВА, под заглавием "Краткий опыт исторического известия о российском дворянстве, извлечен и сочинен из степенных, статейных, чиновных и др. разных российско-исторических книг, с показанием некоторых, в родословной, Бархатной называемой, книге показанных родов» — вышел в Москве в 1804 г. Имени автора не указано, a вместо него посвящение (также дворянству) подписано буквами "Дметперв»; основываясь на них, известный библиограф Соников приписывал это сочинение Дмитревскому, но несомненно, что оно принадлежать СПИРИДОВУ, так как один из своих позднейших трудов ("Сокращенное описание служеб») он прямо называет продолжением "Краткого опыта», изданного в 1804: г.; загадочные же буквы, по предположению Л. А. Васильчикова, означают: "Дал Матвей Спиридов труд первый» (Не неверно, что первый, ибо ещё десятью годами раньше появился упомянутый ужо его "Словарь»; но это обстоятельств может служить лишним доказательством, что "Словарь» СПИРИДОВА действительно был уничтожен, и автор, стараясь о нем забыть, но признавал его даже в качестве своего первенца, хотя бы и неудачного.
В 1810 г. в Москве вышел новый труд СПИРИДОВА, полное заглавие которого таково: "Сокращенное описание служеб благородных российских дворян, расположенное по родам их, с показанием, от кого те роды начало получили, или откуда какие родоначальники выехали, или которых ни происхождение, ни выезды издателю неизвестны; со вмещением такого же описания служивших в древности России, также и иностранных, в российской службе бывших, служащее продолжением краткому опыту исторического известия о российском дворянстве, в 1804 г. напечатанному». Вышло 2 части (1-я—IV+343 стр.; 2-я—335-II+1 стр.); Соников и митроп. Евгений указывают и 3-ю, что неверно; сам Спиридов в начале рукописи, находящейся в Императорской Публичной библиотеке(см. ниже), говорить: "В 1810 г. начал я издавать собранный мною службы благородных русских родов под названием: "Сокращенное описание »... etc., и две части напечатал, а семь еще, цензурою удостоенные, уже приготовлены были к печати, но всё они сгорели в Москве, вместе с домом моим, французами сожженном». Напечатавшее томы представляют также величайшую библиографическую редкость.
В Императорской Публичной библиотеке хранится (F, IV, № 61, ч. I) рукопись СПИРИДОВА: "Записки старинным службам русских благородных родов»: этот громадный к в своем роде знаменитый труд, заключающий в себе 15 частей in folio, состоит из компиляций фактов, часто мало достоверных, извлеченных из разрядных, степенных, летописных, статейных, чиновных, родословных и пр. списков, книг и рукописей; однако, он имеет ту громадную и незаменимую ничем ценность, что в нем сохранены показания многих документов и рукописей, или просто уже утраченных или же сгоревших в 1812 г. при московском пожаре. Наконец, Н. И. Лихачев в своем исследовании: "Разрядные дьяки XVI в.» приписывает Cвиридову еще один труд, именно — "Историческое известие о старинных чинах в России» (напечатан в "Древней Российской Вивлиофике», ч. XX, изд. 2-ое, М. 1791 г., стр. 131 — 277); автором этой обширной статьи обыкновенно считался М. М. Щербатов, что менее чем вероятно, так как в тексте Щербатов величается "знаменитейшим историком нашим», чего сам он, конечно, написать не мог. Характерной чертой этого труда СПИРИДОВА, как впрочем и других, является широкое пользование сведениями, почерпнутыми из так наз. вымышленных разрядных книг.
Чего либо крупного и самостоятельного СПИРИДОВ, как историк, не представляет; он прежде всего замечательный труженик и компилятор, чрезвычайно добросовестный и скромный; благодаря его огромному трудолюбию, современная наука имеет в своем распоряжении много ценных исторических данных, которые в противном случае погибли бы для потомства.
Свои взгляды СПИРИДОВ редко высказывает, но несомненно, что они у него общи с взглядами Щербатова, который, как известно, был убежденным сторонником и защитником главенствующего и владычествующего положен ее в государстве крупного
дворянства. Что СПИРИДОВ действительно исповедовал те же взгляды, ясно хотя бы из того, что все его исторические труды трактуют именно о дворянстве и посвящены ему же.
СПИРИДОВ в свое время, еще до начала занятий историей, был известен и как переводчик; ему принадлежать переводы следующих произведений с французского языка: "Об украшении города Кашемира» Вольтера ("Трудолюбивый Муравей». № 23); "О древних и новых титулах европейских» ("Старина и Новизна», 1772 г., ч. II; "Краткие и нравоучительные повести: 1) "Смелый Гасконец». 2) "Автор». 3) "Вуатур». 4) "Вольтер». 5) "Цырано де-Бержеран». 6) "Торопливый вор». 7) "Повешенный в сапогах». 8) "Сов». 9) "Гораций, храбрый защитник своего отечества». 10) "Два человека чрезвычайной силы». 11) Поцеуй». 12) "Избавленная невинность». 13) "Слепая любовь». 14) "Благополучие государей». 15) "Плоды наук». 16) "Счастливое превращение». 17) "Хорошая покупка». 18) "Осмеянный капуцин». 10) "Спасенный матрос». 20) "Неустрашимость двух жен». 21) "Вымышленные сны». 22) "Человек на медведе». 23) "Супружеская любовь» и 24) "Разумное решение» (ibid., 1773 г., ч. II).