Тевтонский орден и его борьба с Литвой и Польшей
Тевтонский орден и его борьба с Литвой и Польшей
Вольфганг Акунов
Rex Lupus Deus
1226 год ознаменовал собой начало одного из важнейших периодов в истории Тевтонского ордена. Правивший на севере Польши (фактически утратившей государственное единство и распавшейся, к описываемому времени, на ряд отдельных владений) князь (именовавшийся немцами "герцогом») Конрад I Мазовецкий, правитель польских областей Мазовии (Мазовше) и Куявии и подданный Императора "Священной Римской Империи (германской нации)» Фридриха II Гогенштауфена (о чем историки нередко забывают), буквально изнемогавший в борьбе с язычниками-прус(с)ами, потерпев неудачу в нескольких организованных им против них Крестовых походах, обратился за помощью против прусов к Тевтонскому ордену.
Прусы - воинственное прибалтийское племя, родственное литовцам - на протяжении cтолетий вели успешные войны против славянских земель Польши, Поморья и Мазовии, каждый год разрушая там церкви и монастыри, сжигая села, города и угоняя в плен множество мирных жителей. В 1217 году, после неудачи очередного Крестового похода, организованного поляками по призыву назначенного епископом Пруссии Христиана, монаха ордена цистерцианцев (под чьим патронажем в свое время был учрежден орден храмовников-тамплиеров), прусские язычники в очередной раз огнем и мечом прошли все Поморье и всю Северную Польшу.
Только в Мазовии прусы, в ходе набегов, сожгли 250 церквей и 1000 деревень, убили около 20 000 и угнали в полон 5 000 жителей. Раздробленное и слабое польское государство в целом, а уж тем более Конрад Мазовецкий, были совершенно не способны сопротивляться прусам. князь Конрад обещал вознаградить Тевтонский орден за военную помощь Кульмской (Хелминской) землей и всей территорией Пруссии (которую, правда, еще предстояло завоевать).
Папа римский санкционировал эту миссию, а римско-германский Император Фридрих II Гогенштауфен специальной буллой (так называемой "Золотой буллой Римини») даровал Верховному магистру тевтонов в Пруссии все права суверенного государя. Таким образом, Тевтонский орден на своих прусских землях не являлся ленником римско-германского Императора, получив полную автономию и избавившись от верховного владычества над собой "Священной Римской Империи германской нации».
В результате многолетней войны собравшимся со всей Европы крестоносцам под предводительством Тевтонского ордена удалось, наконец, покорить Пруссию. При этом вовсе не произошло никакого поголовного истребления прусского населения и замены его немецкими колонистами, как ошибочно полагают (а может быть - не столько полагают, сколько утверждают!) многие у нас и за рубежом.
Тевтонский орден вовсе не стремился к физическому уничтожению балтских племен (и тем более - славян). В его задачу входило обращение язычников в Христианскую веру, и это являлось как бы единственным оправданием всех его завоеваний. Большинство прусов, приняв (пусть и не всегда и не совсем добровольно) Святое Крещение и продолжало жить на старом месте, хотя и под новыми, христианскими, именами, в качестве арендаторов орденских земель или горожан, составляя вспомогательные дружины ордена Девы Марии в военное время - подобно "чуди» (эстонцам) в орденской Ливонии. Эти прусские слуги Тевтонского ордена (проживавшие частично в орденских замках, частично - в предоставленных им орденом на правах лена имениях, расположенных в сельской местности, именовались "витингами», "вейтингами» или "вайтингами».
Очень многие вожди туземцев принимали Христианство совершенно добровольно и активно участвовали в военных походах Тевтонского ордена. Орден Девы Марии весьма ценил их за верную службу и старался по достоинству вознаградить. Как правило, в качестве награды отличившимся неофитам предоставлялись земельные наделы, освобождение от податей и т.д. Поэтому с течением времени даже те из прусов, куршей, ливов, леттов, латгалов, земгалов (семигалов) и эстов, кто поначалу оказывал ордену активное сопротивление, постепенно смирялись с положением вещей и начинали ему служить. Поэтому немалую часть орденского войска составляли воины-балты, принявшие Христианство или склоняющиеся к его принятию.
В орденских хрониках историков Петра из Дусбурга, Иоанна (Иоганнеса, Иоганна) из Посильге, Николая (Николауса) из Ерошина и др. зафиксированы имена многих крещеных прусов, верно служивших делу ордена Девы Марии и своей кровью, пролитой на поле брани, засвидетельствовавших свою верность Христу и Верховному магистру - Глаппо, Стовмел, Конрад по прозванию Диавол, Мартин из Голина, Скуманд и многие другие прусские "витинги». В походах орденского войска "витинги» выступали под собственной хоругвью (баннером, или знаменем).
Аналогичные процессы происходили и в Ливонии, где "Воинству Христову» - рыцарям ордена меченосцев - оказывали активную поддержку, например, крестившийся вождь (король) угрофинского племени ливов (по которому завоеванная западными крестоносцами земля, собственно, и была названа Ливонией, хотя ливы отнюдь не являлись ее единственным туземным населением) Каупо и его сын, погибшие в бою с язычниками-эстами.
На военную службу крещеные союзники тевтонов из числа ливов и эстов (именовавшиеся в русских летописях "ливью» и "чудью») являлись в своем исконном вооружении. Конные прусские воины - "великие (большие) свободные» ("вейтинги» или "витинги») - в сфероконических шлемах с кольчужной бармицей, кольчугах или пластинчатых (ламеллярных) панцирях (по-немецки: "платтенгарниш»; поэтому военная служба прусской знати Тевтонскому ордену именовалась "платтендинст»), с большими круглыми или каплевидными щитами, копьями, мечами или длинными боевыми тесаками (дюссаками). Пешие ("малые свободные») - тоже в шлемах с бармицами, кольчужных рубахах, с круглыми щитами, копьями, сулицами (дротиками) и боевыми ножами (мечи стоили дорого и были не всякому по карману). Необходимо заметить, что вспомогательные контингенты орденских войск оказали немалое влияние на тактику боевых действий и даже на состав вооружения тевтонов в Прибалтике.
Многие элементы прибалтийского вооружения - например, дротики-сулицы, или легкие круглые прусские щиты, равно как и литовские щиты с вертикальным рельефным выступом посредине, со временем заняли полноправное место в комплексе военного оснащения воинов Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии в Пруссии и Прибалтике, придав ему неповторимый облик.
Так, в сражении при Танненберге (Грюнвальде) 15 июля 1410 года, если не решившем окончательно, то во многом предопределившем исход противоборства рыцарей Пресвятой Девы Марии с поляками и Литвой и судьбу Тевтонского ордена в Пруссии, даже многие рыцари отборного отряда орденского войска, атаковавшего польского короля Владислава, были, в отличие от противостоявших им поляков, вооружены не длинными (до 5 м) тяжелыми копьями, а именно облегченными короткими (до 2,5 м) сулицами (вследствие чего поляки из состава атакованной тевтонами Большой Королевской хоругви поначалу даже приняли их за литовцев).
На завоеванной многонациональными армиями крестоносцев во главе с тевтонами территории и сложилось самостоятельное орденское государство, просуществовавшее до начала XVI столетия.
При этом еще раз следует подчеркнуть, что братья-рыцари Тевтонского ордена составляли только отборные части и гарнизоны возводившихся на покоренных землях замков. Все крупные сражения с прусскими язычниками были выиграны крестоносцами, съезжавшимися на помощь тевтонам сначала из Польши и Северной Германии, а впоследствии - со всей германской метрополии, из нынешних Бельгии и Голландии, Франции и Англии.
В последующие десятилетия в среде европейского дворянства вошло в обычай получать посвящение в рыцари в Пруссии. В 1253 году литовский князь Миндовг (Миндаугас) при посредстве Тевтонского ордена крестился, получил от папы римского королевскую корону и назначил орденского священника Христиана католическим епископом всей Литвы. Миндовг позволил ордену Пресвятой Девы Марии основать комменду (орденский замок-монастырь) в своей резиденции, предоставил тевтонам полную свободу христианизации Жмуди (Самогитии или Жемайте, то есть Нижней Литвы), а в 1260 году завещал "Божьим дворянам» на случай, если останется бездетным, и Верхнюю Литву.
В папском Риме в описываемое время связывали с Тевтонским орденом большие надежды и далеко идущие планы - ему было поручено ни много ни мало - отвоевать Русь у татаро-монголов (вопреки инкриминируемой ордену Пресвятой Девы Марии некоторыми современными глубокомысленными виртуозами пера "нерушимой братской дружбе» с этими самыми татаро- монголами!). Впрочем, эти обширные планы были сорваны опустошительным вторжением татаро-монголов в Пруссию в 1259 году, поражением орденского войска в Жемайтии в 1260 году и вспыхнувшим вслед за тем "Великим восстанием» прусов (длившимся почти тридцать лет - до 1283 г.), осложненным изменой ренегата Миндовга Тевтонскому ордену (за вероломство Бог покарал Миндовга, вскоре павшего от рук мятежного князя Довмонта, бежавшего после убийства короля Литвы на Русь, крестившегося там и ставшего псковским князем под именем Тимофея).
Параллельно с постепенным упадком рыцарства в XV веке стал неудержимо нарастать и кризис в римско-католической церковной среде, приведший к Реформации и расколу Западной Европы по религиозному признаку. Тевтонский орден в Пруссии превратился в самостоятельное государство и одновременно укрепил свои позиции почти во всех европейских государствах, хотя размеры отдельных орденских провинций постоянно менялись.
Орденское государство играло важную роль в жизни не только Прибалтики, но и всей Восточной и Северной Европы, превратившись с течением времени (и не в последнюю очередь - благодаря прочному альянсу с Союзом Ганзейских торговых городов) в крупную военно-морскую державу на Балтике.
Так, при Верховном магистре Конраде фон Юнгингене флот Тевтонского ордена в союзе с Ганзой разгромил пиратов-витальеров (ликеделеров), долгие годы разбойничавших в Балтийском и Северном море и захватил их главную базу - г. Висби на острове Готланд. При брате и преемнике Конрада - Гохмейстере Ульрихе фон Юнгингене - флот тевтонских рыцарей совершил так называемый Северный морской поход - полярную морскую экспедицию в поисках таинственной земли Гипербореи (Туле, Фулы), расположенной, по старинным легендам на крайнем Севере (возможно, даже за Полярным кругом). Согласно характерным для Средневековья магическим воззрениям, за крайним арктическим барьером лежат неведомые страны, в которых жизненные процессы развиваются гораздо энергичней, нежели в нашей "земной глуши». Этот северный поход тевтонских рыцарей впоследствии нашел свое отражение в драме немецкого романтика Цахариаса (Захариаса) Вернера "Гиперборея». В драме Вернера Верховный магистр Ульрих фон Юнгинген произносит слова, позднее ставшие крылатыми:
"Наш путь во льдах! Полночное светило
Нам озарит цветущий материк».
О том, чем завершилась Северная экспедиция тевтонов, достоверных сведеннй не сохранилось. Скорее всего, рыцарственные мореплаватели погибли в арктических льдах. Хотя - кто знает? Но это так, к слову...
Важность положения, занимавшегося Верховным магистром, была связана не только с его должностью главы всего ордена Девы Марии, но и с значительными размерами находившихся в его непосредственном подчинении территорий. Все государства, в том числе и европейские, постоянно воевали друг с другом. Было бы странно, если бы войны обошли стороной государство Тевтонского ордена.
Между тем, литовские князья не раз становились союзниками тевтонских рыцарей в борьбе как со своими внутренними врагами (часто - собственными братьями и другими близкими родственниками), так и с врагами внешними. Так, например, в войске Великого князя Литовского Витовта (Витольда, а в крещении - Александра), сразившегося с войсками золотоордынского хана Едигея на реке Ворскле в 1399 г., сражался против ордынцев, наряду с дружинами западнорусских князей, польскими отрядами и татарами свергнутого с престола Едигеем золоттордынского хана Тохтамыша (того самого, что в 1382 г. сжег Москву), военный контингент Тевтонского ордена. Битва на Ворскле закончилась сокрушительным разгромом разноплеменной армии Витовта. В ней пали почти все его воеводы (в том числе знаменитый Дмитрий Боброк Волынец - "организатор победы» Великого князя Московского Дмитрия Донского над ордынским войском темника Мамая на Куликовом поле в 1380 г.)и большинство приведенных им на Ворсклу воинов, которым не помогло даже благословение самого папы римского, приравнявшего всех воинов Витовта (в том числе литовских язычников, западнорусских православных "схизматиков» и мусульман-татар! - к крестоносцам и даровавшего им отпущение грехов, как "мученикам, павшим в борьбе за Веру»). А сын Тохтамыша - хан Джелал-эд-дин ("Саладин») - оставшись со своими татарами на литовской службе, сыграл весьма активную роль в Великой войне Литвы и Польши с Тевтонским орденом 1410-1411 гг. и, в частности, в их победе над тевтонскими рыцарями под Танненбергом (за это Витовт в 1411 г. посадил Джелал-эд-Дина на престол Золотой Орды - правда, ненадолго)... Но это так, к слову.
Окрепшие и объединившие свои силы Польша и Литва (после крещения последней у ордена Пресвятой Девы Марии исчез повод призывать крестоносцев со всей Европы воевать с язычниками) после ряда ведшихся с переменным успехом войн разгромили десятитысячное войско Тевтонского ордена под Танненбергом в 1410 году. С легкой руки польских летописцев это сражение у нас почему-то называют "битвой при Грюнвальде». Однако никакого "Грюнвальда» там не было и нет. Битва происходила между селениями Грюнфельде и Танненберг. Очередная загадка истории! Об этой битве написано уже так много, что мы ограничимся только самым главным.
Ливонский "ландмейстер» Конрад фон Фитингоф(ен), ссылаясь на сепаратный мирный договор, заключенный им с Великим князем Литовским Витовтом - союзником польского короля Владислава (в недавнем прошлом, до крещения - литвина Ягайло), не пришел на помощь своему Верховному магистру Ульриху фон Юнгингену. Формально Фитингофен был даже прав - Юнгинген вел войну с польско-литовским государством в своем качестве провинциального магистра Пруссии (эта должность исполнялась тевтонскими гохмейстерами с момента переноса орденской резиденции из Венеции в крепость Мариенбург на реке Ногате в 1309 году) - но сама возможность подобного дерзкого отказа свидетельствует о весьма далеко зашедшем процессе ослабления орденской дисциплины.
В роковой для тевтонов битве при Танненберге пали Гохмейстер брат Ульрих фон Юнгинген (почти ослепший к тому времени), орденский маршал Фридрих фон Валленрод (Валленроде, Валлероде, Вальроде), великий комтур Куно (Конрад) фон Лихтенштейн и почти все высшие должностные лица Тевтонского ордена, комтуры Торна (Иоганн фон Зайн), Меве (граф Иоганн фон Венде), Шлохау (Арнольд фон Баден), а также 203 из 250 участвовавших в сражении орденских "братьев-рыцарей» (всего в Пруссии по состоянию на 1410 год насчитывалось около 700 "белых плащей» - рыцарей Тевтонского ордена). Правда, многие историки утверждают, что речь в данном случае следует вести об общем числе "братьев» Тевтонского ордена, т.е. не только "братьях-рыцарях», но и о "братьях-сариантах» ("услужающих братьях»), также являвшихся полноправными членами ордена и монахами, принесшими три обета (нестяжания, безбрачия и послушания), хотя и не дворянского происхождения. В-общем, "темна вода во облацех»...
Первоклассную орденскую крепость Мариенбург-на-Ногате, оборону которой взял на себя доблестным комтур Швеца граф Генрих фон Плауэн (избранный вскоре Верховным магистром), польско-литовской рати взять не удалось. Подоспевшее из ливонских владений ордена Девы Марии и из города Данцига подкрепление и болезни, вспыхнувшие в лагере осаждавших, заставили их снять осаду Мариенбурга.
Тем не менее, на Тевтонский орден, лишившийся части своих владений, была наложена победителями огромная контрибуция. Денег взять было негде - в частности, вследствие запрета иудеям проживать на орденских землях, в то время, как главный противник ордена Пресвятой Девы Марии - чрезвычайно гостеприимное к иудеям польско-литовское государство - "asylium judaeorum» - пользовалось у иудейских ростовщиков широчайшим кредитом. Между прочим, по старинному сказанию, первым польским королем был избран иудей Аврам Парховник (Порховник), вскоре, впрочем, уступивший корону Пясту. основателю древнейшей польской королевской династии! Но это так, к слову.
В результате всех перечисленных выше военно-политических и финансовых проблем, орден Девы Марии оказался настолько ослаблен, что против него взбунтовались его же собственные подданные- немецкого происхождения! - горожане и - самое главное! - рыцари-вассалы ордена (основавшие еще до танненбергского разгрома тайный "Союз ящериц», стремившийся к свержению орденской власти), объединившиеся с другими сословиями орденского государства, в т.ч. с мятежным бюргерским "Союзом городов», в так называемый "Прусский союз», взявшие изменой большинство орденских замков и призвавшие на помощь польского короля.
Неверные вассалы Тевтонского ордена, во главе которых встали рыцарь Ганс фон Байзен и его младший брат Штибор (Стибор), стремились заменить для себя твердую орденскую власть польско-литовский "шляхетной вольностью». Горожане восстали, поскольку были недовольны возросшими поборами, необходимыми для выплаты польско-литовскому государству контрибуции, и недопущением их к управлению государственными делами (когда же Гохмейстер Генрих фон Плауэн, спаситель Мариенбурга в 1410 г., попытался удовлетворить их требования и привлечь бюргеров к управлению государством, он столкнулся с "непримиримой оппозицией» в лице орденских рыцарей, отстранивших его от власти и заточивших в узилище).
Через много лет после смерти фон Плауэна бренные останки мариенбургского героя были перенесены в Мариенбург и похоронены в часовне святой Анны рядом с останками героя Танненберга Ульриха фон Юнгингена.
Однако обрести в Мариенбурге вечный покой его защитнику все-таки не пришлось. В 2007 г., судя по сообщениям в польской и немецкой прессе, польские археологи обнаружили в крипте собора г. Квидзина (древнего Мариенвердера) прах нескольких сановников Тевтонского ордена (судя по сохранившимся на скелетах остаткам дорогих шелковых тканей и аксессуарам (застежкам и т.д) из драгоценных металлов. В результате антропологических анализов и анализа ДНК археологи пришли к мнению, что три скелета из числа найденных в крипте принадлежали Верховным магистрам ордена Девы Марии - Вернеру фон Орзельну (1324-1330), Лудольфу Кёнигу (1342-1345) и...Генриху фон Плауэну (1410-1413)...
Для борьбы с восставшими, составлявшими до сих пор основную военную силу Тевтонского ордена, Верховный магистр уже не мог призвать на помощь иноземных крестоносцев, готовых обнажить меч только против язычников, но уж никак не против своих собратьев по Вере, да еще и вчерашних орденских вассалов! Пришлось прибегнуть к помощи наемников, которые стоили немалых денег (особенно с учетом бушевавших в Европе Гуситских войн и Столетней войны, пожиравших все имевшиеся в наличии людские ресурсы). Из-за постоянной нехватки наемных воинв цены на их услуги непрерывно росли. В результате орденская казна была окончательно опустошена. Тогда наемники, главным образом моравяне, силезцы и чехи, оборонявшие орденскую столицу Мариенбург-на-Ногате, в связи с задержкой выплаты им жалования, за деньги открыли ворота полякам. Войны со взбунтовавшимися подданными и польско-литовским государством осложнялись вторжениями на орденские земли войск еретиков-гуситов - "страха и ужаса» всей тогдашней Центральной и Западной Европы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БОЕВАЯ ПЕСНЯ БРАТЬЕВ ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ | ||
Оригинальный немецкий текст этой тевтонской орденской песни-псалма, сочиненной в XIII веке, мы даем в том виде, в каком она вошла в так называемый "Глогауский песенник (нем.: Глогауэр Лидербух)», датируемый 1480 годом: | ||
Перевод на русский язык: | ||
Christ ist erstanden Von der Marter alle. Des solln wir alle froh sein, Christ will unser Trost sein. Kyrieleis. Waer er nicht erstanden, So waer die Welt vergangen, Seit dass er erstanden ist, So lobn wir den Vater Jesu Christ. Kyriеleis. Halleluja, Halleluja, Halleluja. Des solln wir alle froh sein, Christ will unser Trost sein - Кyrieleis. |
Христос Воскресе После всех мучений. Мы все должны возрадоваться этому, Христос станет нашим утешением. Кирие элейсон (греч.: Господи, помилуй)! Если бы он не воскрес, То мир бы перестал существовать. С тех пор, как Он воскрес, Мы хвалим Отца Иисуса Христа. Кирие элейсон! Аллилуия (Хвалите Бога), Аллилуия, Аллилуия! Мы все должны возрадоваться этому, Христос станет нашим утешением! Кирие элейсон! |
Здесь конец и Господу нашему слава!
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!