Вагенбург
Вагенбург
Вагенбург (обозный парк или городок, нем. Wagenburg - городок из повозок), сосредоточенное построение повозок обозного эшелона (транспорта) при расположении на ночлег или дневку, а также при вынужденной остановке в пути, под угрозой нападения противника. Простейшая форма — обыкновенная колонна, по образцу войсковых, с более или менее широким фронтом, тесными интервалами и дистанциями. Но если время и место позволяют, признается выгодным придавать Вагенбургу форму каре (четырехугольника), круга, полукруга и т. п., смотря по местности, так чтобы прикрывающий отряд мог воспользоваться им, как опорным пунктом. Для этого повозки смыкаются в один ряд по намеченным фасам линии огня и повертываются задками в поле, а дышлами внутрь (повозки со взрывчатым грузом убираются в наиболее укрытые от огня места).
Если возможно, фланги и тыл такого оборонительного Вагенбурга примыкают к недоступной для противника преграде, а фронт усиливают окопами и искусственными препятствиями.
При значительной величине обозные колонны проще и скорее свернуть ее в несколько малых Вагенбургов, взаимно обороняющих друг друга. Если же времени мало, то можно лишь вздвоить повозки (через одну), сомкнуть дистанции и повернуть оба ряда оглоблями в середину (в полоборота), оставив широкий проход; в голове и хвосте повозки ставятся поперек. Такой Вагенбург можно устроить непосредственно на дороге.
Пока огнестрельное оружие было несовершенно, Вагенбурги применялись весьма широко, и не только при отражении нападения на обоз, но и как подвижные убежища для войсковых отрядов (гл. обр., против кавалерии).
В древние века, по свидетельству Цезаря, ими часто пользовались галлы, германцы, гунны, в средние — крестоносцы, швейцарцы, гусситы.
Гусситы во время борьбы Чехии и Моравии за независимость создали подвижные Вагенбурги, т. е. походный порядок их носил характер Вагенбурга. При остановке телеги связывались между собой цепями, чтобы их нельзя было растащить. С наружной стороны внизу подвязывались доски, чтобы под телегу нельзя было пролезть, а на телеги становились специальные команды из "крючников", стаскивавших длинными крючьями всадников, и "молотильщиков", бивших цепами, окованными железом. На некотором расстоянии друг от друга ставились артиллерийские телеги с наглухо закрепленными орудиями, которые били в упор картечью. Таким образом, полевая артиллерия, по существу, была создана гусситами.
Монголы также применяли Вагенбурги под названием "курени". Вагенбурги у них имели круглую форму, а посредине Вагенбурга ставилась палатка начальника отряда.
В Черноморье Вагенбурги появляется впервые во время похода Остготов на Византию в IV в. н.э.
В точности воспроизводится у Днепровских Казаков.
У нас, с начала XVI ст., вошли в употребление так называемые гуляй-города, т.-е. подвижные оборонительные ограды, составлявшиеся из деревянных щитов, перевозимых на повозках или колесах. А в одном из первых русских военных сочинений, "Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки" (выбран из иностранных военных книг Онисимом Михайловым в 1607 и 1621 гг.), войсковым колоннам рекомендовалось на походе прикрывать себя с флангов обозами, из которых, при наступлении противника, строить оборонительные городки. Этим приемом русская армия часто и искусно пользовалась еще в 1687-89 гг., во время Крымской войны.
По мере усиления могущества огнестрельного оружия выгоды применения Вагенбургов, в качестве оборонительного сооружения, постепенно исчезли: в настоящее время линия повозок может считаться некоторым укрытием только при том условии, если нападающий не располагает артиллерией. Поэтому в современной войне обозы приходится свертывать в Вагенбург не столько с целью за ними обороняться, сколько ради облегчения задачи охранения и прикрытия сопровождающим их отрядам.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!