ВОДНЫЕ ПУТИ
ВОДНЫЕ ПУТИ.
Реки всегда служили первыми торговыми и военный путями.
Русское государство возникло на Великом Водном пути "из варяг в греки», шедшем из Балтийского моря Невою, Ладожским оз., р. Волховом, Ильменским оз., р. Ловатью и волоком в Днепр, спускаясь в Черное море. На Водном путях Камы и Волги рано возникло государство Болгарское, также и по Дону с нижнем течением Волги в IX ст. существовало значительное царство Хазарское. Древние культуры стран утвердились по Нилу, Тигру и Евфрату, Инду и Гангу и Ян-Цзе-Киангу, и здесь создались первые, т. называемые, речные цивилизации (вторые – морские, третьи – океанические).
Реки, являясь лучшими путями в экономической жизни, были важнейшими путями и в военном отношении; по ним шли и завоевания; в направлении их течения большей частью велись и военные действия, а направления рек часто определяло ход военных операций.
Годность реки, как коммуникационной линии, зависит от её положения относительно направления действия войск (операционной линии). Реки, текущие параллельно операционной линии, или находящиеся в тылу, м. б. с пользой применены как коммуникационные линии, в особенности в стране с мало развитой сетью путей. Как путями подвоза, Водные пути пользовались уже в походах: Олега, Игоря, Святослава на Византию; Ивана Грозного под Казань ("тяжелый наряд двигался по Волге»); при завоевании Астрахани (судовой и полевой рати); при борьбе с Крымом (1556 г., pp. Сейм, Десна, Днепр и Волга с Доном); при войне царя Алексея Михайловича с Швецией (1656 – 58 гг. – осадные средства были доставлены к Риге по р. Двине); при Азовских походах Петра Великого.
Во время Семилетней войны Фридрих Великий устроил по течению Эльбы и Одера этапную линию, в ту же кампанию австрийцы сплавляли свои запасы из Венгрии и Трансильвании по pp. Марошу, Тиссе, по каналу Франца в Дунай до Линца, затем сухим путем до Будвейса и далее по Молдаве; в кампанию 1805 и 1809 гг. французы пользовались Рейном с Майном и Дунаем, организовав транспорты судов с морскими командами;
В 1861 – 65 гг. в Америке Водные пути, как коммуникационные линии, играли более выдающуюся роль, чем железные дороги (1864 г. – поход Гранта в Виргинию), постоянно подвергавшиеся разрушению.
Если река течет в направлении, перпендикулярном к операционным линиям, то она м. б. применена для устройства на ней промежуточной базы; военная история дает этому примеры: в кампанию 1805 г. – Рейн, в войну 1812 г – Висла и Неман, в кампанию 1813 г. – Эльба были вспомогательными базами у Наполеона; в 1814 г. Рейн – для армии союзников; в кампанию 1828 и 1877 гг. Русская армия пользовалась низовьем Дуная; во время польского восстания в 1831 г. Русская армия пользовалась Огинской, Августовской, Днепровско-Бугской водными системами, связывающими течение Немана, Буга, Нарева и Припяти; в кампанию 1870 г. 2-я германская армия во время сосредоточения учредила, пользуясь Рейном, между Бингеном и Вормсом, подвижной магазин из двух пароходов с большим числом барж, а скупленный в Голландии и Ганзейских городах провиант был доставлен по Рейну, затем запасы из Кельна и Везеля был доставлены в Бинген; в 1878 г., при оккупации Боснии и Герцеговины, австрийцы пользовались р. Савой.
Не уменьшилось значение Водных путей и в начале XX века, даже при широком, почти повсеместном развитии железной дороги. Мобилизация и сосредоточение современных, началу века, армий, а затем подвоз громадного количества грузов, необходимых для поддержания их в постоянной боевой готовности, всею тяжестью ложится на железные дороги. Кроме того, железные дороги должны подвозить к местам потребления нужные народонаселению жизненные припасы, наконец, они должны предохранять от гибели народное хозяйство, торговлю, промышленность и сельское хозяйство, т.е. то, что дает средства для ведения войны. При таком положении дела железные дороги не будут в состоянии удовлетворить всем военным и экономическим требованиям страны, даже в местах с развитой ж.-д. сетью. Поэтому весьма важно наряду с железной дороги утилизировать Водные пути. В этом отношении могут служить примером Франция, почти вся покрытая искусственными Водными путями, и Германия, работающая над расширением своей сети Водных путей, из которых особого внимания заслуживает проект сооружения Средне-Германского судоходного канала, который вместе с существующими уже путями составить водную магистраль, прорезывающую всю Германию с запада на восток.
Для России, как равнинной страны, с обширными речными системами и со слабо развитой сетью железной дороги путей, Водные пути имеют еще большее значение, если будут приведены в надлежащее состояние.
По свойству своему Водные пути м. быть предназначены в военное время для массовых перевозок громоздких грузов, например, для вооружения и осады крепостей, для продовольствия, при образовании складов и запасов с целью пополнения тыловых магазинов. Для указанных целей Водные пути даже удобнее железной дороги, т. к. не требуют немедленной разгрузки транспортов, которые могут, не стесняя движения по реке, служить подвижными магазинами.
Водные пути весьма пригодны и для вывоза из армии пленных, испорченного и захваченного оружия и прочего имущества, наконец, они особенно удобны для эвакуации больных и раненых.
Суда же легко и без больших расходов м. быть обращены в санитарные заведения, плавучие госпитали и с большой быстротой в состоянии опоражнивать тыловые госпитали.
Транспорт грузов водою есть и самый дешевый способ передвижения. Однако, Водные пути в военном отношении имеют и многие неудобства. Скорость перевозки незначительна, разрушение и порча искусственных сооружений (шлюзы, плотины, сооружения для вспомогательного водоснабжения), а также замерзание воды надолго прерывают сообщение. Но эта медленность возмещается большой подъемной силою и, следовательно, возможностью одновременно доставить огромное количество грузов.
Порчи и разрушения можно опасаться на сравнительно ограниченном и определенном протяжении, в местах искусственных сооружений, тогда как на железной дороги они возможны повсюду; поэтому охрана Водных путей легче.
Замерзание рек, составляет существенный недостаток.
Чтобы воспользоваться Водными путями в военное время необходимо:
1) владение обоими берегами,
2) достаточное количество судов, и
3) уверенность, что все расчеты перевозок оправдаются, и пароходы будут совершать свои рейсы в назначенные сроки.
Средства, обеспечивающие правильность совершения рейсов:
1) хорошие лоцмана и предостерегательные дневные и ночные знаки,
2) береговой телеграф,
3) землечерпательные караваны, камне и карче-подъемные машины,
4) пристани, оборудованные для удобной разгрузки и нагрузки судов, склады топлива, артели рабочих и правом,
5) технический и военно-административный надзор за рекой.
Водные пути Европейской России, несмотря на обилие рек, выгодное их направление, – из центральных областей к границам Империи, – сближение истоков рек различных бассейнов, дающее возможность образовать транзитные пути посредством каналов, – вследствие их неблагоустройства, разрозненности и оторванности (порогами) от морей и конечных пограничных пунктов, недостаточно удовлетворяют экономическим интересам страны и мало могут служить военным целям.
В военном отношении особенно неудовлетворительно обслуживается Водными путями наш Западный фронт.
Из 6 путей, выходящих к нему из центральных областей (Мариинский, Тихвинский, Вышневолоцкий, Березинский, Огинский и Днепровско-Бугский), только Мариинский допускает судоходство, но он мало отвечает военным требованиям, т. к. движение грузов производится весьма медленно.
Остальные же Водные пути в современном началу века состоянии, допускали лишь сплав плотов, не имели значения.
Днепровско-Бугский Водный путь (см.) по своему направлению, – из богатых южных губерний в Передний театр, – имел важное военное значение. Пролегая от Днепра вплоть до Брест-Литовска (на р. З. Буге), по малодоступному Полесью, параллельно и рядом с железной дороги, он мог бы образовать надежную и безопасную коммуникационную линию с подвижными магазинами и прочно связать Передний театр с Заднепровьем.
Такое же значение мог бы иметь и Огинский Водный путь (см.) по отношению к оборонительной линии р. Немана (Гродно – Ковно).
Южный фронт имеет наилучшие Водные пути даже в их современном начала века состоянии.
Бассейн Волги мог удовлетворять самым широким военным требованиям, как в смысле пути, так и по богатству речного флота.
Значение Днепра при всех своих выгодных условиях, – большая длина, выгодное направление с севера на юг, – парализовалось порожистой частью.
Дон и Днестр, по своей небольшой судоходной длине, имел лишь частное значение.
Северный фронт, примыкая к Белому морю, а потому не имея серьезного военного значения, мог бы вполне быть обеспечен Северо-Двинским Водным путем, если бы были улучшены судоходные условия на нем вообще и на р. Сухоне в частности.
В Азиатской России в военном отношении имеют значение не столько главные pp. Обь и Енисей, впадающие в Ледовитый океан, сколько их большие притоки, которые, с улучшением их судоходных условий и Обь-Енисейского канала, могли образовать громадной длины Сибирский транзитный Водный путь от Урала (Тюмень), через оз. Байкал до Верхнеудинска, протяжением 5 250 вер.
В ряду Водных путей в России имеют особое значение Амурский бассейн (см. Амур) и Аму-Дарья (см. Аму-Дарья).
Источники:
Г. Леер, Стратегия, Спб., 1898; Н. Пузыревский, Мысли об устройстве Водных путей в России, Спб., 1906; В. Златолинский, Водные пути России и Германии в военном отношении, Спб., 1907; А. Елчанинов, Иоанн Грозный под Казанью, "Военно-Исторический Вестник»,1910, № 5.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!