ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Начало особых Военно-учебных заведений в Западной Европе относится к XVII ст., когда, с развитием военного, в частности артиллерийского и инженерного дела, у немцев и французов возникли специальные школы для подготовки специалистов по этим важнейшим отраслям военного искусства. Когда же Фридрих Великий и Наполеон совершенно преобразовали боевую практику, явилась необходимость в основательном знании тактики 3-х родов оружия, для чего и были основаны в XVIII в. первые военные академии и подготовительные к ним заведения.
В 1653 г. Великим курфюрстом учреждена в Пруссии первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы; Фридрих I в 1716 г. сформировал в Берлине роту кадет. Т. обр., возникли кадетские корпуса, сохранившиеся ныне только в Германии, Австрии и России, тогда как в прочих государствах учреждались теперь Военно-учебные заведения только для взрослых молодых людей, уже получивших среднее образование, желающих получить специальные познания.
Русская военная школа возникла со времен Петра Великого. В январе 1701 г. была открыта в Москве "школа математических и навигацких наук", которая, по словам её основателя, была "нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству". Вскоре потом, вследствие потребностей Великой Северной войны, Петру понадобилось основание несколькими специальных заведений и в Санкт-Петербурге: Морской академии (1705), Инженерной и Артиллерийской школы (1712, потом преобразованных в кадетский корпус в Спб.), а также гарнизонную школ для солдатских детей.
Руководителями этих первых русских военных школ были вызванные Петром "на семена" различные иностранцы, например, англичане Фарварсон, Гвин и Грейс для Московской Навигацкой школы.
Школы имели нищенское содержание: не имея казенных помещений и получая, да и то неаккуратно, самое ничтожное жалованье, ученики наших военных школ в Петровское время зачастую не могли посещать классов за неимением обуви и одежды, мерзли зимою и голодали до полного изнеможения. Суровое начальство имело неограниченное право бить их "нещадно батогами" и за дурное поведение и за недостаточные успехи. Неудивительно, что многие из этих злополучных специалистов военного дела или совсем спивались, или даже лишали себя жизни "от уныния и подлости".
И в то же время, несмотря на поразительное убожество военной школы, благодаря возвышенному духу победоносного века, ряды наших войск и флота постоянно обогащались талантливыми, энергичными и знающими специалистами именно из этих примитивных Военно-учебных заведений.
Особенно много пользы для Военно-учебных зав. в России принес Миних: в 1732 г. он представил на утверждение имп. Анны план устройства первого вполне благоустроенного Военно-учебного заведения в России, Корпуса кадетов в Спб. на 300 ч., для шляхетских детей от 13 до 18 л.
При императрицы Елизавете в 1743 г., после открытия Морского корпуса, Миниховси й корпус был переименован в Сухопутный шляхетный кадетский корпус; он должен был готовить не только офицеров, но также и гражданских чиновников, дипломатов, судей и даже актеров.
Корпус не был в то время совершенно закрытым заведением: в него могли поступать для слушания лекций и посторонние; так, например, известно, что Суворов, уже определенный 15 л. от роду в Семеновский полк и, обучаясь дома военным наукам, все-таки находил время, чтобы слушать лекции по некоторым предметам в Сухопутном корпусе и даже брал себе из корпусной библиотеки для чтения книги.
При Екатерин II был основан Артиллерийский и Инженерный корпус (потом 2-й Петербургский кадетский) и несколькими других Военно-учебных заведений. Кратковременное царствование Павла I также дало несколькими Военно-учебных заведений (Военно-сиротский дом, 1798).
В XVIII в. все военные школы управлялись самостоятельно, по усмотрению своих начальников, т. к. центрального учреждения для управления этих заведений еще не существовало. Только с назначением начальником их в 1826 г. Цесаревича Константина Павловича был учрежден впервые совет для управления всеми Военно-учебными заведениями в России.
В царствование Александра I дело учреждения новых военных школ, вследствие отвлечения борьбой с Наполеоном I, мало двинулось вперед; вновь основаны были лишь 3 подготовительных училища для кадетских корпусов (в Туле, Тамбове и в Оренбурге — Неплюевское). Истинным основателем русской военной школы является император Николай I, который вскоре после вступления на престол, изъявил непременную и твердую волю дать Военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одною и тою же мыслью к одной и той же цели. Эту задачу император Николай осуществил при содействии и своих двух братьев: Константина и Михаила Павловичей (1831 — 49).
Особенно много сделал для военно-учебными дела Великий князь Михаил, вместе с начальником своего штаба Я. И. Ростовцевым (1835-60).
"Наставления для образования воспитанников Военно-учебных заведений" (1848 г.) следующими словами указывали идеал, который имели в виду тогдашние руководители нашего военного воспитания: "Христианин, верноподданный, русский, достойный сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер".
Николаевские кадетские корпуса официально считались образцовыми учебно-воспитательными заведениями, и сам император Николай в 1849 г. писал, что заведения эти, "совершенству ясь с каждым годом, успели достигнуть во всех отношениях цели своего учреждения".
Между тем, Крымская война показала, что для воспитания нашего офицерства необходимы коренные реформы. К концу царствования Николая I в России числилось 12 полных кадетских корпусов, т.-е. дававших кадетам полное образование, от самых юных лет до офицерского звания, и 5 подготовительных кадетских корпусов для малолетних.
Кадеты, находясь иногда в корпусе более 10 л., проходили последовательно неранжированные мушкетерские и гренадерские роты, делаясь сами, в конце концов, унтер-офицерами для младших кадет; командуя над младшими и вознаграждая себя, т. обр., за, свои собственные былые неприятности, должности кадеты не м. быть особенно мягкими, т. к. над ними самими стояло грозное строевое начальство.
Корпусные офицеры того времени, по большей части, очень мало образованные и вовсе не педагоги, часто возбуждали против себя ропот в толпе кадет, а потому отношения начальствующих лиц к подчиненным были совсем ненормальными: кадеты делали порою совсем бессмысленные проступки, только бы насолить офицерам, а те, в свою очередь, при всяком удобном случае, старались отомстить, не останавливаясь даже перед усилен, порциями телес. наказаний. Естественно, что в такого взаимно враждебной и мало просвещенной среде ни благонравие, ни познания кадет процветать не могли.
В эпоху великих реформ императора Александра II бывшим военным министром Д. А. Милютиным, при содействии Главного начальника Военно-учебных заведений И. В. Исакова, была произведена полная реформа Военно-учебных заведений; существование прежних кадетских корпусов, воспитывавших в своих стенах одновременно и малолетних и взрослых, было признано не педагогичным, и кадетские корпуса были разделены.
Для общего. образования с августа 1863 г. начали постепенно вводиться так называемый военные гимназии, т.-е. заведения общеобразовательные, без воинской дисциплины, при чем классные отделения были поручаемы безразлично военным и гражданским чинам, вполне подходящим для воспитательного дела (см. Военный гимназии), для специального же воинского образования окончившие курс военной гимназии переводились в тогда же учрежденные военные училища.
В военном ведомстве учреждены были педагогические курсы с целью подготовлять в Военно-учебные заведения специально образованных учителей научных предметов, а для подготовления преподавателей и воспитателей в военно-начальные школы в 1866 г. в Москве учреждена была особая Учительская семинария военного ведомства. В это же время (1864) положено основание педагогическому музею Военно-учебных заведений.
Милютинская реформа Военно-учебных заведений была быстро осуществлена и хорошо привилась, т. к. задумана были широко, причем не было упущено из виду ни одной меры, полезной для её полного осуществления. Т. к. в то время уже назревала и другая крупная реформа, — всеобщая воинская повинность (1874 г.), — то для заблаговременной подготовки достаточного количества офицеров из войсковых вольноопределяющихся с 1864 г. у нас были устроено 21 юнкерских училищ (пехотных — 16, кавалерийских — 2 и казачьих — 3).
К концу царствования Николая I в кадетских корпусах числилось до 6,700 кадет, дававших средий выпуск в год 520 офицеров; при учреждении же военной гимназий из всех этих 28 заведений при 4 военных училищах были рассчитан ежегодный выпуск в 400-500 офицеров.
При императоре Александре III последовала контрреформа Военно-учебных заведений. В июле 1882 г. все военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, при чем установлено, чтобы воспитателями назначались исключительно только офицеры, во главе которых были поставлены ротные командиры, так что бывшим средне-образовательным школам придан был характер подготовительных военно-воспитательных заведений. Хотя преемник Д. А. Милютина, военный министр И. С. Ванновский, сам принимавший прежде деятельное участие в преобразовании Николаевских кадетских корпусов, не особенно круто поставил новые корпуса на военную ногу, но все-таки он вернул звание должности кадет и с 1885 г. приказал выводить старшую роту для строевых занятий в лагери.
Военный министр И.С. Ванновский (в белой барашковой шапке) с генералами Военного министерства |
Учительская семинария военного ведомства и педагогические курсы при 2-ого военной гимназии были упразднены, военные гимназии для приходящих преобразованы в интернаты, а вместо военных прогимназий, тоже, по большой части, преобразованных в кадетские корпуса, остались только две военные школы для обучения малоуспевающих (Вольская и Ярославская).
Количество Военно-учебных заведений при Александре III увеличилось.
В 1883 г. были основан Донской кадетский корпус, а с 1886 г. при юнкерских училищах (прежде всего, Московском и Киевском) были открыты военно-учительские курсы.
В 1900 г., вместо генерал Махотина, Главным начальником Военно-учебных заведений был назначен Вел. Кн. Константин Константинович, который в 1901 г., объехав все вверенные ему заведения, в приказе своем высказал следующие многозначительные слова о задачах военного воспитания: "Закрытое заведение обязано, по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов моут стать ТЕМ, чем они должны быть, — цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону". Этим приказом как бы выдвигались на первый план забытые в "Махотинское время" педагогические идеалы.
В 1900 г. были учреждены одногодичные педагогические курсы для воспитателей, при педагогическом музее Военно-учебных заведений, руководимые А. И. Макаровым, а затем 3. А. Макшеевым.
Расцветка обмундирования по военно-учебным заведениям Российской империи |
В 1903 г. там же открыты и двухгодичные курсы для преподавателей Военно-учебных заведений, успевшие дать кадетских корпусам несколькими хороших учителей высшего образования, с прекрасною педагогической подготовкой. Для еще большого подъема воспитательского и преподавательского дела были устроены съезд учителей русских языка (1903) и съезд воспитателей кадетских корпусов (1908).
Число кадетских корпусов еще увеличилось Суворовским, Сумским, Хабаровским, Владикавказским, Ташкентским и др.
Наши кадетские корпуса — одни из самых благоустроенных средне-учебных заведений Империи.
Поэтому странно было читать после неудачной японской войны крайне малодушные отзывы о наших Военно-учебных заведений, когда даже боевые генералы высказывались за совершенное упразднение кадетских корпусов, считая их только "ловушками, куда завлекают детей в том возрасте, когда они еще не в состоянии относиться сознательно к выбору профессии" (Е. И. Мартынов).
Конечно, если бы наши кадетских корпуса вовсе не давали детям общего образования, а ограничивались только одною шагистикой, подобные сетования были бы вполне основательны; но ведь, на самом деле, общее образование в корпусах, по большей части, было довольно высоко (как это доказывают, например, осенние сравнения в военных училищах познаний наших выпускных кадет с успехами юнкеров из гражданских средних учебных заведений), да к тому же никогда не возбранялось окончившим полный курс корпусов, при нежелании служить в войсках, избирать иную сферу деятельности.
С началом 1910 г. начальником Главного управления Военно-учебных заведений состоял генерал от инфантерии А. Ф. Забелин, главною заботою которого при вступлении в эту должность было, прежде всего обновление программ для учебного курса военных училищ и кадетских корпусов.
Военно-учебные заведений в России по своему назначению м. быть подразделены на следующие главнейшейшие группы:
А) заведения, служащие для предоставления малолетним общего среднего образования и воспитания;
Б) заведения, подготовляющие молодых людей к достижению звания офицеров действительной службы;
В) заведения для усовершенствования образования и специальных технических знаний офицеров действительной службы и
Г) заведения, подготовляющие специалистов-техников.
К первой категории относились кадетские корпуса, числом — 28 (Николаевский, 1 и 2-й Санкт-Петербургские (1-й кадетский Императрицы Анны Іоанновны корпус (шеф Его Величество), 2-й Императора Петра Великого), императора Александра II, 1, 2 и 3-й Московские (Императрицы Екатерины II, Императора Николая I, Императора Александра II), Михайловский-Воронежский Великого князя Михаила Павловича, Орловский Бахтина, Нижегородский гр. Аракчеева, Полоцкий, Псковский, Петровский-Полтавский, Владимирский-Киевский, Симбирский, Оренбургские — Неплюевский и 2-й, Омский, Тифлисский Великого князя Михаила Николаевича, Донской Императора Александра III в Новочеркасске, Ярославский, Суворовский в Варшаве, Одесский Великого князя Константина Константиновича, Сумский, Хабаровский Графа Муравьева- Амурского, Владикавказский, Ташкентский Наследника Цесаревича, Вольский), школа Александра II и общие классы Пажеского Е. И. В. корпуса.
К этой же группе следует отнести 7 заведений с начальным подготовительным курсом: школа императора Александра II и пансионы-приюты при 1 и 2-м (Петербургском) и Суворовском корпусах, приготовительные пансионы в Омске и в Новочеркасске и приготовительная школа Омского кадетского корпуса в Иркутске, куда преимущественно принимались малолетние, заслуживающие особого попечения (дети убитых и раненых и проч.). Кроме того, имелись еще 22 школы солдатских детей при полках гвардии и бесплатная Рождественская школа для солдат, детей в г. Ревеле.
Воспитанники этих школ (сыновья нижних чинов) приготовлялись преимущественно для замещения в своих частях вакансий музыкантов и певчих или др. нестроевых званий, как-то: писарей, фельдшеров, мастеровых и т. и., а в случае необходимости — для замещения вакансий и строевых званий.
Вторую группу Военно-учебных заведений составляли:
а) специальные классы Пажеского Е. И. В. корпуса, военные училища: пехотные — 11 (Павловское и Владимирское в Спб., Александровское и Алексеевское в Москве, Киевское и Казанское — 2-классные, Виленское, Одесское, Иркутское, Тифлисское, Чугуевское — 3-классные);
б) кавалерийские—3 (Николаевское с казачьей сотней, Елисаветградское и Тверское — 2-классные);
в) казачьи—2 (Новочеркасское и Оренбургское — 3-классные);
г) специальные: артиллерийские — 2 (Михайловское и Константиновское в Спб.), инженерное — 1 (Николаевское в Спб.) и военно-топографическое.
Все эти заведения подготовляли офицеров соответствующих родов оружия и службы. К ним надо отнести и кондукторскую школу при Главном инженерном управлении, подготовляющую местных инженеров. Из вышеназванных заведений Пажеский Е. И. В. корпус, кадетский корпуса и военные училища подведомственны Главному управлению Военно-учебных заведений, артиллерийские и инженерные училища соответствующим Главным управлениям, а Военно-топографическое — Главному управлению генерального штаба.
Третью группу Военно-учебных заведений составляли те, где обучающимися являлись офицеры действительной службы. Эта группа в свою очередь подразделяется на следующие категории:
а) высшие Военно-учебные заведений (военные академии), имеющие задачею дать офицерам высшее военное образование и
б) заведения, имеющие целью усовершенствовать теоретическую и практическую подготовку офицеров разных родов оружия в соответствии специальности военного дела (офицерские школы).
Кроме того, при Главном управлении Военно-учебных заведений учреждены особые педагогические курсы.
К высшим учебным заведениям принадлежали:
А) Императорская Николаевская военная академия,
Б) Михайловская артиллерийская академия,
В) Николаевская инженерная академия,
Г) Александровская военно-юридическая академия и
Д) Интендантская академия.
Е) Императорская Военно-Медицинская Академия.
К заведениям (на 1914 г., Учебные части) 2-ой категории относились следующие:
1) Офицерская стрелковая школа,
2) Офицерская артиллерийская школа,
3) Офицерская кавалерийская школа,
4) Офицерская электротехническая школа,
5) Офицерская воздухоплавательная школа с авиационным отделом при ней и
6) Главная гимнастическо-фехтовальная школа.
7) Полуэскадрон при Императорской Николаевской военной академии.
8) Учебная автомобильная рота.
Все вышенаименованные Военно-учебные заведения 3-ей группы подчинялись соответствующим ведомствам.
Четвертую группу Военно-учебных заведений составляли специальные школы, имеющие назначением подготовку специалистов. Сюда относятся артиллерийские школы:
а) Пиротехническая, с техническим курсом (на 85 ч.),
б) Техническая с 4-годичным курсом (на 100 ч.) и
в) Ижевская и Тульская оружейные школы с 3-годичным курсом (на 200 ч.).
Отдельно стоят военно-фельдшерские школы (8 - Петербургская, Московская, Киевская, Херсонская, Тифлисская, Иркутская, Новочеркасская и Екатеринодарская), подчинявшиеся Главному военно-санитарному управлению.
На содержание всех вышеуказанных Военно-учебных заведений (кроме военно-фельдшерских школ) по сметам военного министерства на 1911 г. было исчислено 15.443.760 р.
В Германии и Австро-Венгрии военно-учебное дело поставлено было гораздо серьезнее, чем в остальных европейских государствах: в них существовали еще кадетские корпуса, т.-е. военные среднеобразовательные школы для будущих офицеров, тогда как в других западноевропейских странах, в виду высоко развитого среднего образования гражданских школ, корпусов для малолетних детей военного сословия вовсе не существовалп, тем более, что благотворительности по отношению к детям заслуженных офицеров там, по видимому, не признавали.
В Германии же существовали еще с XVII в.:
а) военная академия (Allgemeine Kriegsschule) и
б) Главный кадетский корпус в Лихтерфельде, близь г. Берлина (Haupt-KadettenAnstalt) и к нему несколько подготовительных школ (Kadetten-Hauser).
Такие же Военно-учебные заведения имелись и в Баварии и Саксонии.
Кроме того, для подготовления в офицеры, как вольноопределяющихся, так и окончивших курс кадетских корпусов портупей-прапорщиков, существовали еще военные школы (llriegsschulen) и школы для унтер-офицеров.
В Австро-Венгрии, кроме подготовительных, к академиям военных реалmys[ училищ (Militar-Oberund M.-Unter-Realschulen), существовали военные академии (соответствующие нашим военным училищам) в Винер-Нейштадте (с 1752 г.) и техная военная академия в Вене (артиллерийская и инженерная). Кроме того, существовали юнкерские училища (Kadetten-Schulen) разных военных специальностей, а во главе всей военно-учебной системы стола Военная школа (соответствующая нашей военной академии).
Во Франции военно-учебное дело ограничивалось только специально подготовительными школами для взрослых молодых людей.
Таковы:
А) Политехническое училище (Ecole Polytechnique) в Париже, — заведение, собственно говоря, гражданское, но приготовлявшее, между проч., военных инженеров, артиллеристов и других специалистов;
Б) Сен-Сирское специальное военное училище (Ecole speciale militaiie de S.-Cyr) с приготовительным училищем "Пританеем" в Ла-Флеше (Ргуtanee militaire с!е la Fleche).
Кроме того, во Франции большинство будущих офицеров обучалось в полковых школах, при войсковых частях, а с 80-х гг. XIX в. нижние чины готовились в офицеры в унтер-офицерской Сен-Мексанской школе (L'ecole de sous-officiers а S.-Maix:eiit) или же в Рамбулье (Ecole d'essai pour les enfants de troupe а Rambouilbet), а кавалеристы в Сомюре.
В Англии, благодаря широкому развитию среднеобразовательных школ, учреждений для подготовки юношества к будущей военной службе вовсе не существовало, но зато там сильно были развиты общественные игры, при чем спортивные упражнения несомненно служат хорошей подготовительной школой для будущих офицеров.
Кроме того, в последнее время, как в самой Англии, так и в колониях её, начиная с Австралии, возникло множество военных отрядов, так называемый школьных батальонов, при всех выдающихся гражданских заведениях, и такие почтенные деятели, как Баден-Пауэль (см. это) готовят государству, на случай войны, "юных разведчиков" (бойскаутов).
Собственно же Военно-учебные заведения в Англии очень немногочисленны, но зато в них принимались только основательно образованные молодые люди.
Чтобы получить офицерский чин, нужно было поступить по конкурсу, или на годичный курс в Сан дхерст, — для пехоты и кавалерии, или же на 2-годичный — в Вулич, для специальной службы в артиллерии и в саперах. Впрочем, выслуживаются в офицеры и нижние чины, или из действующих войск, или же из милиции.
В Японии, военное образование до 1870 г. велось по французскому образцу, а затем японцы приняли в существенных чертах германскую систему военной подготовки.
Руководство к обмундированию воспитанников и строевых нижних чинов военно-учебных заведений по утвержденным образцам. С.П.б. 1849 г.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.