Гвардейский Экипаж
Гвардейский Экипаж.
Старшинство с 1710 г. Февраля 16.
Праздник Экипажа 6 Декабря, на день Св. Николая Чудотворца.
ИСТОРИЯ ЭКИПАЖА:
1710 г. Учреждены Команда Придворных Гребцов и Команда Придворных Яхт.
Примечание. Первое упоминание о Царских Гребцах относится к 21 Марта 1700 г. при посылке 10 человек из г. Москвы в г. Воронеж, где тогда строился Азовский флот.
1725 г. Июня 30. Указом ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ I части команды Гребцов повелено состоять при собственной её Величества Канцелярии вотчинных дел, летом гребцам служить на верейках, а зимой посылать их с указами, в вотчины ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА и ведать дворцовым пожарным инструментом.
1742 г. Февраля 15. Императрица ЕЛИСАВЕТА повелела соединить своих Комнатных гребцов с Придворными, образовав полную Гребецкую Команду, которая и была подчинена ведению Придворной Конторы.
1764 г. Мая 10. Указом ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II повелено прекратить требование людей в команду от Адмиралтейства, а замещать убыль вольнонаемными из дворцовых волостей: вскоре чины этой команды были зачислены на действительную службу.
1797 г. Января 3. Император ПАВЕЛ I повелел подчинить Придворную Команду Гребцов Адмиралтейств-коллегии, присоединив ее к Команде Придворных парусных яхт, которая всегда формировалась от флота.
1810 г. Февраля 16. Из Команд Придворных Гребцов и Яхт с добавлением гребцов с Адмиральских и Капитанских катеров и отличнейших нижних чинов судовых команд С.-Петербургского и Кронштадтского портов и Черноморского флота сформирован 4-х ротный Гвардейский Экипаж, (в составе 434 чел.), почему Гвардейский экипаж и считает себя происходящим от первой "Придворной гребецкой команды", сформированной при Петре I.Первоначально "Морской Гвардейский экипаж", по образцу французского, состоял из 4 строевых рот, музыкантов, хора и артиллерийской команды.
Ему пожаловано было знамя сухопутного Гвардейского экипажа и в виду несения двоякой службы, на море и на суше, введена двойная форма: летняя, как на флоте, и зимняя — пехотная, по образцу гвардейской пехоты; в Гвардейский экипаж брались из флота лучшие офицеры по личному повелению Государя, при выбореже команды руководствовались тем, чтобы люди были "рослые" и "чистые лицом"; особое внимание обращалось на строевую пехотную службу, и за этим наблюдал сам Вел.Кн. Константин Павлович.
Во время отсутствия Гвардейского экипажа из Петербурга, здесь были сформированы еще 4 роты резерва Гвардейского экипажа, под командованием капитана 1 ранга Карцева.
1815 г. Декабря 25. Гвардейский Экипаж с присоединенным к нему резервным экипажем (сформ. 8 Июля 1813 г.) приведен в состав 8 рот. При нем, по-прежнему, оставлена Артиллерийская Команда, и прибавлены Гвардейская Ластовая рота и обоз для понтонных и пионерных работ. С увеличением состава Гвардейского экипажа для него была выстроена 24-пуш. яхта Россия.
В период 1816-24 гг. Гвардейский экипаж нес сухопутную службу наравне с частями гвардии, морская же его деятельность заключалась в обслуживании 5 яхт и боевого фрегата Меркуриус;почти ежегодно одно боевое судно находилось за границей.
1819 г. Июня 5. В память сражения при Кульме, всем судам Гвардейского экипажа присвоены стеньговые флаги и вымпела с изображением Св. Георгия.
Из рукописи адмирала М. Н. Лермантова "Очерк истории Гвардейского экипажа со времени сформирования до 1830 года», хранящейся в Российском государственном архиве военно-морского флота: " ...В том же 1816 году Его Величеству благоугодно было приказать отправить в Швецию в Стокгольм, по желанию Наследного Принца Шведского, от всех полков Лейб-Гвардии несколько человек нижних чинов, в том числе назначенного о т Гвардейского Экипажа матроса Михайло Емельянова со всею амунициею и со всеми по штату положенными вещами; 11 Августа люди всего Корпуса отправлены в Кронштадт, помещены на бриг "Олимп» (Адмирал перепутал, то был законченный постройкой еще в 1811 г. однотипный с "Олимпом» 20-пушечный бриг "Феникс», один из лучших ходоков на Балтийском флоте. Прим. Imha) под командою Капитана П. И. Сущева и вскоре отправились в Стокгольм: Бриг возвратился в то же лето назад, а с ним и матрос Емельянов...». |
|
"Дежурство 1-й Гвардейской пехотной дивизии 11 Августа 1816 года
"Дежурство 1-й Гвардейской пехотной дивизии 12 Августа 1816 года |
|
Патронная сума Гвардейского флотского экипажа, 1816 г. |
В 1824 г., во время ноября наводнения, катера Гвардейского экипажа принимали деятельное участие в спасении утопавших.
Осенью 1820 г. Гвардейский экипаж переведен из Литовского замка в новые казармы на Екатерининском канале.
В 1825 г. вместо контр-адмирала Карцева, командиром экипажа был назначен капитан 1 ранга Качалов, в 1827 г. его сменил контр-адмирал Беллинсгаузен.
1830 г. Декабря 6. Командиром Гвардейского экипажа был назначен контр-адмирал Шишмарев.
1831 г. Августа 9. Артиллерийская команда преобразована в роту, а в 1836 г. сформирована 8-я резервная рота, в которую назначались рекруты.
1831 г. Августа 22. Великий князь Константин Николаевич назначен генерал-адмиралом и шефом Гвардейского экипажа.
1835 г. Командиром Гвардейского экипажа был назначен капитан 1 ранга Казин.
1836 г. при Экипаже сформирована 9-я резервная рота, куда назначались переводимые из флота наиболее отличившиеся нижние чины.
1846 г. Марта 17. Экипаж переформирован в 4 роты с Артиллерийскою командою и Ластовою полуротою.
1848 г. Гвардейский экипаж из 8-ротного состава переформирован в 4-ротный.
1852 г. В Июле к Экипажу приписано понтонное отделение (15 фур), на которое выбрано из каждой роты по 20 матросов, наиболее ловких, при 8 унтер-офицерах. В 1854 году составлен резервный полуэкипаж и придан целый понтонный парк (64 фуры с 5 офицерами и 324 нижними чинами). В 1856 году резервный полуэкипаж и понтонная команда расформированы, парк сдан Лейб-Гвардии в Саперный батальон.
Матрос, офицер-артиллерист гребного отделения и солдат Гвардейского экипажа.
363 mm x 260 mm, National Maritime Museum, Greenwich, London.
1857 г. Марта 16. При Экипаже сформирована Машинная рота, а 1863 г. Января 7, Ластовая рота названа нестроевою.
1857 г. В декабре командиром Гвардейского экипажа был назначен капитан 1 ранга Аркас.
1858 г. в состав судов экипажа зачислена новая колесная яхта Штандарт.
1860 г. Февраля16. Состоялось празднование 50-летнего юбилея Гвардейского экипажа, при чем на знамя его пожалованы новые ленты.
1877 г. Октября 28. По случаю выступления Экипажа в поход в Турцию сформирована запасная рота, расформированная по окончании войны.
ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ.
1) Знамя Георгиевское, с надписью: "За оказанные подвиги в сражении 17 Августа 1813 года при Кульме», с Андреевской юбилейною лентою. Пожаловано в командование Капитана 1 ранга Карцова. Высочайший приказ 26 Августа 1813 г.
2) Андреевская юбилейная лента пожалована по случаю 50-летнего юбилея учреждения Гвардейского экипажа, пожалована 16 февраля 1860 года.
3) Георгиевские рожки, с надписью: в роте ЕГО ВЫСОЧЕСТВА Генерал-Адмирала (потом ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА, ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ), "За переправу через Дунай у Зимницы 13 Июня 1877 года» (Командир Лейтенант Палтов), а в прочих ротах: "За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 гг.», пожалованы 22 Июля 1881 г. взамен знаков на отмененные шапки с теми же надписями, которые были пожалованы Высоч. прик. 17 Апреля 1878 г. (в командование Экипажем ЕГО Императорского ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО князя АЛЕКСИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА).
Примечание. Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ Николай Дмитриевич. 1883. Холст, масло. 131x242 см. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург.
3) На головных уборах, Высочайше повелено 8 июля 1878 года, у всех нижних чинов экипажа иметь на околышках шёлковые ленты надписью "Гвардейский экипаж" и с надписями названий судов Гвардейского экипажа, как знак отличия Гвардейского экипажа, проявленного в Турецкую войну на борту кораблей. Высочайшее повеление. 8 июля 1878 г., объявлено приказом Генерал-Адмирала, за № 75.
Стакан в память 200-летнего юбилея Гвардейского экипажа.
Завод М.С.Кузнецова в Дулево. 1910 год. Российская империя,
Владимирская губ., Покровский уезд, Дулево. Высота: 9,6 см; диаметр горла: 8,2 см.
Фарфор, надглазурная печать, надглазурная роспись, золочение.
ШЕФ ЭКИПАЖА:
Ее Императорское Величество Вдовствующая Государыня Императрица Мария Феодоровна, с 1892 г. Июля 22.
БЫВШИЙ ШЕФ ЭКИПАЖА:
Великий князь КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ, с 1831 г. Августа 22 по 1892 г. Января 18.
КОМАНДИРЫ ЭКИПАЖА:
Командовал Гвардейским экипажем с 6 декабря 1907 г. свиты Е.В. контр-адмирал гр. Толстой.
ВЫСОЧАЙШИЕ ОСОБЫ, ЧИСЛЯЩИЕСЯ В ЭКИПАЖЕ.
Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович, с 1868 г. Мая 6.
Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Великий князь АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, с 1904 г. Августа 11.
Его Императорское Высочество Великий князь МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, с 1901 г. Декабря 6.
Примечание. Портрет Владимира Александровича. 1910. РЕПИН Илья Ефимович. Этюд к картине "Торжественное заседание Госудорственного совета". Холст, масло. 111x90 см. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
Его Императорское Высочество Великий князь КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, с 1896 г. Мая 14 по 1905 г. Октября 5 и с 1909 р. Апреля 10.
Его Императорское Высочество Великий князь КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ, с 1858 г. Августа 10.
Его Императорское Высочество Великий князь ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, с 1860 г. Июня I.
Его Императорское Высочество Великий князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, с 1885 г. Октября 1.
Его Императорское Высочество Великий князь Дмитрий Константинович. Россия, нач. XX в. По нижнему полю лицевой стороны владельческая подпись на немецком языке. (Дмитрий Константинович, Дмитрий Константинович Романов, (1 июня 1860, Стрельна, близ Санкт-Петербурга - 28 января 1919, Петроград). Великий князь, Его Императорское Высочество, третий сын великого князя Константина Николаевича, внук Николая I. Шеф 16-го гренадерского Мингрельского своего имени полка, флигель-адъютант Его Императорского Величества. На службе состоял в лейб-гвардии конном полку до 1893, когда, в чине полковника, назначен командующим лейб-гвардии конно-гренадерским полком. Кавалер ордена Св. Владимира 4 ст.; Звезда ордена Св. Андрея Первозванного. |
ВЫСОЧАЙШИЕ ОСОБЫ, ЧИСЛИВШИЕСЯ В ЭКИПАЖЕ:
Великий князь АЛЕКСИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, с 1850 г. Января 2 по 1908 г. Ноября 1.
Его Императорское Высочество Великий князь НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, с 1850 г. Февраля 2 по 1878 г. Августа 5.
Великий князь Цесаревич НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, с 1857 г. Июля 27 по 1865 г. Апреля 12.
Великий князь ВЯЧЕСЛАВ КОНСТАНТИНОВИЧ, с 1862 г. Июля 1 по 1879 г. Февраля 19.
Император Александр II, с 1864 г. Апреля 17 по 1881 г. Марта 1.
Император Александр III, с 1865 г. Июня 20 по 1894 г. Октября 21.
В ЭКИПАЖЕ СЛУЖИЛИ:
Николай Алексеевич Бирилёв, флигель-адъютант Его Иператорского Высочества, Гвардейского Экипажа капитан-лейтенант, герой обороны Севастополя 1854 – 55 г. |
МЕДИЦИНА ЭКИПАЖА:
В 1822 году Главным врачом Экипажа был Статский советник Кернер. (Из письма Министра Внутренних дел графа В.П. Кочубея Генералу Ермолову А.П. 1822 г. Май)
Гвардейский экипаж в первой половине XIX века.Литографии |
||
Тамбурмажор Гвардейского экипажа Россия, Санкт-Петербург, 1821 г. | Барабанщик и музыкант Гвардейского экипажа Россия, Санкт-Петербург, 1821 г. |
Штаб- и обер-офицеры Гвардейского экипажа Россия, Санкт-Петербург, 1821 г. |
Унтер-офицер и рядовой Гвардейского экипажа Россия, Санкт-Петербург, 1821 г. |
Рядовой Гвардейского экипажа ("под курок") Россия, Санкт-Петербург, 1823 г. |
Унтер-офицер Гвардейского Экипажа ("на руку 1-й темп") Россия, Санкт-Петербург, 1823 г. |
Портупей-прапорщик Гвардейского экипажа ("С плеча 1-й темп") Россия, Санкт-Петербург, 1824 г. |
Обер-офицер Гвардейского морского экипажа ("сабля в правой руке") Россия, Санкт-Петербург, 1824 г. |
Штаб-офицер Гвардейского экипажа Россия, Санкт-Петербург, 1830-е гг. |
УЧАСТИЕ В ПОХОДАХ И ДЕЛАХ ПРОТИВ НЕПРИЯТЕЛЯ.
1812 Марта 12, экипаж выступил из С.-Петербурга, в Составе 6 роты, от ряде генерал-майора Бистрома, с Лейб-Гвардии Егерским и Финляндским полками; во всё продолжение кампании находился в ближайшем к неприятелю части войск, и на долю его выпало трудное дело устройства переправ, исправление и проложение вновь дорог, а также истребления пройденных мостов и дорог, для удержания, быстро в начале наступавшего неприятеля. В сражении под Бородином охотники Гвардейского экипажа, который находился в резерве Гвардейского корпуса, уничтожили мост через р. Колочу на большой дороге из Бородина, и темь остановили наступление Вице-Короля Италийского. 3-6 ноября — сражение при Красном в составе артиллерийской команды. За 1812г. из экипажа выбыло убитыми 53 чел., и 16 нижних чина получили знаки отличия Военного ордена.
1813 Кампанию этого года Гвардейский экипаж начал 8 Февраля также исправлением должности понтонеров при переправе войск через Вислу, у Плоцка, что и было им исполнено совершенно удачно, несмотря на сильный ледоход, и без участия Инженеров; 9 Мая, под Бауценом, Гвардейский экипаж, по особому, личному повелению ГОСУДАРЯ употреблен был на подкрепление фланга нашей позиции и здесь, с двумя батальонами Гренадер, под командою Генерал-Лейтенанта Чоглокова, удерживаясь с особенною стойкостью в продолжение 11 часов, удостоился получить ВЫСОЧАЙШЕЕ одобрение ГОСУДАРЯ, который с возвышенности следил за действиями. 16-го и 17-го Августа, в день экипажного праздника, экипаж отличился при Кульме (за которое он получил Георгиевское знамя); 5 и 6-го Октября при Лейпциге занят был устройством переправы на протоках р. Плейсы.
1814 Гвардейский экипаж поступил в число резервных войск Главной Армии Барклая-де-Толли и участвовал во всех наступательных и отступательных её движениях. 8 Февраля устроил мост через р. Сену при Ножане, по которому перешел корпус Витгенштейна; 8 Февраля тоже при С.-Луи, для перехода корпуса Фельдмаршала Вреде; 18 (20?) Марта торжественно вступил в Париж и занял квартиры в Вавилонских казармах (faubourg St. Germain);
Примечание 1-е. Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год. 1905. РОЗЕН Иван Семенович. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
Примечание 2-е. Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год. 1911. РОЗЕН Иван Семенович. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
Примечание 3-е. Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год. 1911. РОЗЕН Иван Семенович. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
22 мая того же года он отправился на фрегате Архипелаг в Россию, куда и прибыл 18 июля на Кронштадтcкий рейд, а 30 Июля торжественно вступил в С.-Петербург.
1828 Апреля 1, экипаж выступил из С.-Петербурга, вместе с Лейб-Гвардии Саперным батальоном, в поход против Турции. 25 Июня, соединившись с Лейб-Гвардии Егерским и Финляндским полками, в Сатуново (см.) переправился через Дунай; 18 Августа прибыл, в составе 4-х рот, к Варне, принимал участие в ее бомбардировке, затем 4 роты экипажа были высажены для более тесной блокады крепости, и распределен на суда Черноморского флота под начальством Командира своего Контр-Адмирала Беллинсгаузена, который поднял флаг на 101 пушечном корабле "Париж» и принимая участие во всех походах флота; 30 Августа 4 роты Гвардейского экипажа, которые вошли в состав десанта, высадились с гребных судов на берег между Галатою и Константинопольскою дорогою, заняли высоты мыса Галата и заложили флешь, но 14 Сентября возвращены на суда; 16 Сентября опять были высажены на берег для подкрепления правого фланга; после сдачи Варны две роты вошли в состав экипажа корабля "Мария», на котором, 2 Октября, Император НИКОЛАЙ I отправился в Одессу. К 6 Декабря Гвардейский экипаж был собран в Севастополе и там Командир экипажа поднял флаг на 101 пушечном корабле "Париж».
1829 С начала кампании экипаж крейсировал у берегов Румелии; 8 Февраля участвовал при взятии кр. Сизополя; в Марте под прикрытием 2 рот экипажа устроена была на мысе Св. Троицы батарея на 6 орудий; на которой роты Гвардейского экипажа служили через каждые три дня поочередно; засим до 26 Мая корабль "Париж» крейсировал перед Босфором; 11 Июля участвовал во взятии кр. Мессемврии, 13—кр. Ахиоло, 7 Августа—кр. Инады и 18—кр. Мидии. По заключении 2 Сентября мира в Адрианополе, возвратился на зимовку в Адрианополь, а оттуда выступил в обратный поход и прибыл в С.-Петербург 18 Июля 1830 г.
1831 17 Марта, 6 рота отправлена в действующую Армию в Царство Польское, но по недостатку обывательских лошадей в Гродненской губернии, не могла явиться во время для устройства и охраны переправы на р. Висле, и из Янова была направлена к Гвардейскому корпусу в Ломжу. Прежде этого по желанию графа Дибича-Забалканского, к нему были посланы для устройства и охраны переправы из Гвардейского экипажа, под начальством Капитана 1 ранга Флигель-Адъютанта Римского-Корсакова все, старшие после ротных командиров, Лейтенанты, которые и состояли в продолжение всей кампании при Главном Штабе Армии в ведении генерал-майора Герштенцвейга; Флигель-Адъютант Римский-Корсаков сформировал Партизанский отряд, который имел несколько встреч с неприятелем. Июня 5, 6 рота устроила мост через р. Вислу у Осека и переправила на шлюпках Гвардейских Саперов и Казаков; 20 Августа уничтожила переправу Польского Генерала Паца, который намеревался истребить наши провиантские магазины. 25 и 26 Августа Офицеры Гвардейского экипажа были в числе охотников на штурмах Воли и Варшавы. Рота возвратилась в С.-Петербург 19 Июля 1832 г.
Примечание. Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге. 1837. ЧЕРНЕЦОВ Григорий Григорьевич. Холст, масло. 112x345 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Примечание. Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге. 1839. ЧЕРНЕЦОВ Григорий Григорьевич. Холст, масло. 48x71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1849 С Мая по Ноябрь экипаж, под командою капитана 1 ранга Мофета, был в Венгерском походе, но участия в делах не принимал, дошел лишь до Белостока и вернулся обратно.
1854 Восточная война. Гвардейский экипаж был посажен на 84 пушечный корабли, "Лефорт" и вошел в состав 2 флотских дивизий, которые под начальством Адмирала Рикорда в течение всей навигации находились на малом рейде кр. Кронштатд для защиты крепости от Англо-Французского флота.
1855 Мая 28, Командир Гвардейского экипажа, Контр-Адмирал Мофет, поднял флаг на пароходе "Курьер», под начальство его поступил 1-й отряд канонирских лодок (16 винтовых 3-пушечных лодок), или отряд Синего флага; офицеры и нижние чины были расписаны на 20 лодках. Служба отряда во всю навигацию состояла и очередном дежурстве нескольких лодок на северном фарватере, для наблюдения за неприятельской эскадрой, которая стояла перед Кронштадтом, 4 Августа Контр-Адмирал Мофет, пересев на лодку "Бурун», вышел с 5 другими лодками на большой рейд для рекогносцировки, подошел на 3 мили к неприятельской эскадре и тем вызвал в погоню за собою фрегат и два парохода, с которыми открыл быструю перестрелку, отступая и стараясь заманить их на выстрелы крепости, один из пароходов был поврежден и засим преследование неприятеля сделалось слабее, а в 2 часа пополудни он обратился назад. В нашем отряде никаких повреждений не было и это объясняется тем, что лодки, представляя собою весьма малую цель, стреляли с открытой палубы на высокие корпуса неприятельских судов, 6 Мая того же года состоящий при экипаже понтонный парк выступил в поход в Динабург, где и находился до заключения мира.
1863 Для усмирения польского мятежа в составе войск Виленского округа была командирована 6 Февраля сборная рота; 12 Октябри она была заменена другою сборною же ротою, которая возвратилась в Петербург 21 Ноября 1864 г.
1877 С открытием военных действий на Дунае находились там две роты (Лейтенантов: Дубасова и Скрыдлова), выступившие из С.-Петербурга 18 Ноября 1876 г. под начальством Капитан-лейтенанта Тудера, и в Апреле установливали минные заграждения в устье р. Серет. 14 мая в экипаже минного катера "Царевич» атаковали и взорвали турецкий монитор "Сейфи» в Мачинском рукаве устья р. Дунай; в Мае - июне установливали минные заграждения на р. Дунай в р-не гг. Браилов - Рущук - Никополь; 8 июня — атака минного катера "Шутка» турецкого парохода на р. Дунай в р-не г. Рущук, в другой атаке отличился мичман Нилов;
11 июня — бой минных катеров "Шутка» и "Мина» с турецким монитором на р. Дунай у г. Никополь.
Плотовая переправа построенная Гвардейским экипажем и русскими саперами через р. Дунай в районе г. Рущука на Журжево. | |
28 Мая вышла из С.-Петербурга рота Лейтенанта Палтова. Роты эти принимали деятельное участие в заложении мин по Дунаю в июне месяце, в уничтожении неприятельских броненосцев там находившихся, а также в переправе войск за Дунай 10 Июня у Галаца и 15 у Зимницы. Августе - ноябре обеспечивали переправы через р. Дунай в р-не г. Рущук. 4 Июня вышли из С.- Петербурга, остальные роты под командою Флигель-Адъютанта Капитана 1 ранга Головачева, с прибытием которых на Дунай, в Мечке и Зимнице оставлены команды для брандвахтенных служб на паровых катерах, 20 октября -произвели атаку турецких судов с использованием брандеров у кр. Силистрия, а весь экипаж соединился в Слободзее и занялся устройством батареи. Временное командование экипажем, по случаю назначения Его Императорского Высочества Великого князя АЛЕКСИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА Начальником всех Морских команд на Дунае, было возложено на Флигель-Адъютанта Головачева. В Августе месяце две роты были командированы, для устройства Батинской переправы, в Петрошаны, 2 Октября перешли туда же и остальные роты и содержали до 8 Февраля переправу по понтонному мосту и на паровых катерах (во время ледохода).
1878 Февраля 8, экипаж в составе 80 человек под временною командою Капитан-Лейтенанта Дейбнера выступил за Балканы в С. Стефано, где и находился до 26 Апреля, а засим, 5 Мая, через Одессу, возвратился в С.-Петербург. По выступлении экипажа из Петрошан, Начальство над Морскими командами на Дунае, за отсутствием Его Императорского Высочества Великого князя АЛЕКСИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, принял Свиты Его Величества Контр-Адмирал Головачев; оставшиеся от экипажа 250 чел. с машинною командою поступили в состав Морских команд Рущукского отряда, на обязанности которых лежало содержание Рущукского плотового моста и переправы на паровых катерах, и паромах от Рущука на пристань Смарды, близ Журжево. 4 Июня все чины экипажа, по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению, возвратились в Санкт-Петербург. За войну Гвардейскому экипажу пожалованы серебряные Георгиевские рожки и Георгиевские ленточки на фуражки.
Затем Гвардейский экипаж нес ту же службу, что и раньше; в заграничные плавания несколько раз ходили фрегаты Светлана, Герцог Эдинбургский и клиперСтрелок; устаревшаяСветлана была заменена в 1889г. корветом Рында, который совершил 2 кругосветных плавания.
В 1900г. в составе судов Гвардейского экипажа находились броненосный крейсер Адмирал Нахимов, броненосец береговой обороны Генерал-Адмирал Апраксини миноносец Сом.
1900-1901. От Гвардейского экипажа во время событий по подавлению Ихэтуаньского восстания в Китае принимали участие в военных действиях: в 1900 г. Июня 17 при взятии фортов Таку — Лейт. гр. Капнист и около роты (судовой) нижних чинов; Сентября 7 при взятии крепости Бейтана - Лейт. Левшин; 21, 22 и 24 октября — участие десанта с крейсера "Адмирал Нахимов» (пулеметная команда) в составе Шанхай-гуаньского отряда в деблокаде христианской миссии в Восточной Монголии в р-не г. Чао-ян. Ноября 16 в деле на Великой Китайской стене и 20 Декабря при охране Русско-китайского банка - Кварт. Герасимов; в 1901 г. Января 25 при освобождении Католической миссии и в деле при дер. Эльчин-киа-дзе Лейт. Мальцев со 120 нижн. чинами; с 15 Мая но 20 Июня в отряде Ген. - Лейт. Церпицского в Южной Маньчжурии—Кап. 2 ранга Виноградский.
1904-1905 Во время русско-японской войны от Гвардейского экипажа участвовали в боях: в 1904 г. Марта 31. Е. И. В. флигель-адъютант Капитана 2 ранга Великий князь Кирилл Владимирович на броненосце "Петропавловск", у Порт-Артура, в день гибели последнего; на том, же броненосце погибли Лейтенанты: Лодыгин и фон-Кубе и один матрос. На судах Тихо-Океанской эскадры - Капитан 2 ранга Трухачев, Лейтенант Тимирев (последний в крепости Порт-Артуре: на Тигровом полуострове и на передовых позициях сухопутного фронта) и Капитан 2 ранга Виноградский—у Порт-Артура, у Гензана и в крейсерстве в Японском море.
В 1905 г. Мая 14 в бою у острова Цусимы и составе 2-й Тихо-Океанской эскадры участвовали: на броненосце "Император Александр III", под командою капитана 1 ранга Бухвостова, погибшего в 6-м ч. вечера, погибло 19 офицеров, 11 кондукторов, и 793 нижних чина. На крейсерах:"Адмирал Нахимов" состояло 134 нижних чина, на "Урале" - 7 нижних чинов, на "Громобое" и "Изумруде" - по одному офицеру.
Тарелка с изображением морского экипажа. Россия. 1830 г. Фарфор, 23,3 см. ЭРФ-8969 |
Из Гвардейского экипажа во время войны командированы были офицеры в Порт-Артур и Владивосток, где Гвардейский экипаж комплектовал подводную лодку Фельдмаршал Граф Шереметев.
В память погибших за войну чинов Гвардейского экипажа поставлен памятник в Спб., в сквере при соборе Николы Морского.
В 1905 г. в Гвардейский экипаж зачислены Императорские яхты Штандарт (постройки 1896г.) иЦаревна, и с этого времени все Царские яхты обслуживались одним Гвардейским экипажем; в 1911 г. — Штандарт, Полярная Звезда, Александрия, Царевнаи Марево.
Из боевых судов в Гвардейском экипаже в 1911 г. состояли крейсер 1 ранга Олег и эскадренные миноносцы Войсковой и Украйна.
К 1910 г. в составе экипажа имелись 4 строевые и 2 машинные роты, гвардейцами были укомплектованы крейсер "Олег", эсминцы "Войсковой" и "Украйна", императорские яхты "Штандарт", "Полярная звезда", "Александрия", "Царевна", "Марево", посыльные суда "Разведчик" и "Дозорный".
В 1910 г. Гвардейский экипаж торжественно праздновал 100-лет. юбилей своего существования, как экипажа, и 200-летний со времени основания первой Придворной гребецкой команды; к юбилею экипажу было пожаловано новое Георгиевское знамя.
Ко дню юбилея в списках Гвардейского экипажа состояли: 7 адмиралов и генералов, 26 штаб-офицеров, 65 обер-офицеров и врачей и 2.030 нижних чинов.
Первая мировая война 1914-1918
1-й отдельный батальон
1914. Сентябрь - ноябрь — строительство и ремонт мостов, обеспечение переправ в р-не кр. Ивангород - Новогеоргиевск.
28 ноября - 6 марта 1915 — сторожевое охранение и разведка в р-не гг. Вышегрод - Плоцк на правом берегу р. Висла, минные постановки на р. Висла.
1915. Январь - февраль — поддержка действий Вышегородского отряда (вооруженные пароходы "Наревский минер», "Плоцчанин», "Фюрстенберг»). 19 июня — участие крейсера "Олег» в сражении с германским флотом у о. Готланд в Балтийском море.
2-й отдельный батальон
1914. Сентябрь - ноябрь — обеспечение переправ и постановка минных заграждений в р-не кр. Ковно на р. Неман.
14-15 ноября — рейд подрывной партии и уничтожение моста на железной дороге гг. Тильзит - Мемель. Декабрь — обеспечение переправ в р-не кр. Новогеоргиевск.
Отдельный батальон
1915. С 22 мая — обслуживание переправ и плавсредств в р-не кр. Новогеоргиевск (5-я рота) и кр. Ковно (6-я рота).
14 июня - 25 июля — сторожевое охранение на позициях у д. Пипле в р-не кр. Ковно (6-я рота).
1916. Ковельская операция: 15 июля - сентябрь — позиционные бои в р-не р. Стоход.
1917. Декабрь 1916 - март — сторожевое охранение, инженерное оборудование позиций, обеспечение переправ в составе Измаильского отряда (позднее — Отряд обороны гирла р. Дунай).
Особенности униформы:
При парадной для строя форме на берегу офицеры и нижние чины экипажа заправляли брюки в сапоги.
... С объявления всеобщей мобилизации до объявления войны 18-го Июля прошло несколько тревожных дней. С объявлением войны все Императорские яхты, кроме "Александрии", кончили кампанию и были поставлены на паровое отопление, а офицеры и команды списаны в наличие экипажа. Не желая распылять составы яхт по кораблям флота, и следуя традициям прежних войн, было решено, что Экипаж отделит от себя сухопутную часть, которая пойдет в поход с гвардией. В начале Августа было приступлено к формированию двух отдельных батальонов двухротного состава с пулеметной, подрывной и прожекторной командой, 37 мм пушками и обозом.
1-ый батальон был составлен из роты "Ея Величества" и 2-ой;
2-ой батальон - из 3-ей и 4-ой роты Экипажа. ...
Ко времени выступления в поход, офицерский состав батальонов был следующий:
1-й батальон.
Командир Кап. 1 р. А.С. Полушкин.
Адьютант Мичман Л.К.Филатов.
Командир 1-ой роты Стар. Лейт. В.Е. Картавцев. Произведен в старшие лейтенанты 06.12.1914.
Младший Офицер Лейтенант В.В. Хвощинский.
Младший Офицер Лейтенант В.В. Мочульский.
Командир 2-ой роты Стар. Лейт. П.К. Столица. Произведен в старшие лейтенанты 06.12.1914.
Младший Офицер Лейтенант Д.И. Мессинг.
Младший Офицер Мичман Ф.Г. Керн.
Начальник Пулеметной Команды Мичман Г.Н. бар. Таубе.
Подр. Ком. Подп. по Адм. Цулун. Произведен в подпоручики 05.01.1915. На фронт вышел прапорщиком.
Казначей и нач. обоза Прап. флота А.Н. Скарлато.
Доктор Надв. Сов. Б.Н. Герман.
07.03.1915 сформированы дополнительно:
В 1-м батальоне 5-я рота.
Командир ротыЛейтенант С.С. Ключарев.
Младший офицерМичман В.А. Оппенгейм.
Младший офицерМичман Б.Н. Чигаев.
2-й батальон.
Командир Кап. 1 р. князь С.А. Ширинский-Шахматов.
Адьютант Лейтенант Н.Д. Семенов-Тянь-Шанский.
Командир 1-ой роты Стар. Лейт. М.А. Бабицын 1.
Младший Офицер Лейтенант Л.М. Кажевников (Кожевников).
Младший Офицер Лейтенант П.А. Воронов.
Командир 2-ой роты Стар. Лейт. А.И. Бутаков 5.
Младший Офицер Лейтенант А.И. Кублицкий 2.
Младший Офицер Лейтенант Н.Н. Родионов.
Начальник Пулеметной Команды Лейтенант Б.А. бар. Нольде (см.).
Подр. Ком. Лейтенант И.М. Пущин 3.
Казначей и нач. обоза Титул. Сов. Плятт.
Доктор Лейб-Медик Е.В. Стат. Сов. Н.Л. Богданов.
07.03.1915 сформированы дополнительно:
Во 2-м батальоне 6-я рота.
Командир роты Лейтенант В.П. Родзянко.
Младший офицер Мичман А.И. Ловягин.
Младший офицер Мичман С.В. Секерин.
"... В начале Октября (wind - 1915 г.) все роты объеденились в Севастополе и батальон был развернут в 6-ти ротный состав, при пулеметной и подрывой командах и службы связи. Пулеметная команда имела 12 пулеметов, что для батальона было весьма значительное число. (Прожекторная команда и 37 мм пушки были ликвидированы из-за непрактичности).
К первым числам Октября 1915 г., офицерский состав батальона был следующим:
Командир Кап. 1 р. А.С. Полушкин.
Пом. К-ра по Хозяйств. части Кап. 2 р. С.В. Мясоедов-Иванов.
Адьютант Мичман Ф.Г. Керн.
Командир 1-ой роты Стар. Лейт. Н.Н. Родионов.
Младший Офицер Лейтенант П.А. Воронов.
Командир 2-ой роты Лейтенант В.В. Хвощинский.
Младший Офицер Мичман Ловягин.
Командир 3-й роты Стар. Лейт. Л.М. Кожевников.
Младший Офицер Лейтенант Н.Д. Семенов-Тянь-Шанский.
Командир 4-ой роты Стар. Лейт. А.И. Кублицкий 2.
Младший Офицер Мичман Б.В. фон Брискорн.
Командир 5-ой роты Лейтенант С.С.Ключарев.
Младший Офицер Мичман Б.А. Чикаев.
Командир 6-ой роты Лейтенант В.П. Родзянко.
Младший Офицер Мичман С.В. Секерин.
Начальник Пулеметной Команды Лейтенант Г.Н. бар. Таубе
Подрыв. и служба связи Лейтенант И.М. Лукин.
Младший Офицер Подп. по Адм. Цулун.
Казначей Прапорщик А.Н. Скарлато
Делопроизводитель Титул. Сов. Платт.
Начальник обоза Подпоручик по Адмир. Бардаш.
Старший Врач Лейб-Медик Е.В. Стат. Советник Н.Л. Богданов .
Младший врач Надв. Советник Б.К. Герман.
Родионов Николай Николаевич (1886-1962) - служил на императорской яхте «Штандарт»,
старший лейтенант Гвардейского экипажа, капитан 2-го ранга, помощник командира по
строевой части батареи Гвардейского экипажа.
Несмотря на уход 1 марта Гвардейского экипажа во главе с великим князем Кириллом Владимировичем
к Государственной Думе, он, среди немногих моряков, остался верен присяге императору и принимал участие
в защите Александровского дворца.
"... В конце Января 1917 г. ... состав батальона был следующим :
Командир Капитан 1 ранга С.В. Мясоедов-Иванов.
Пом. по Строевой части Стар. Лейт. Родионов.
Пом. К-ра по Хозяйств. части Стар. Лейт. Кублицкий.
Адьютант Мичман Черемшанский.
Командир 1-ой роты Лейтенант Керн.
Младший Офицер Мичман Штукенберг.
Командир 2-ой роты Стар. Лейт. Хвощинский.
Младший Офицер Мичман Ловягин.
Командир 3-й роты Лейтенант Сольский.
Младший Офицер Мичман Секерин.
Командир 4-ой роты Лейтенант Кузьмин.
Начальник Пулеметной Команды Лейтенант Брискорн.
Подрыв. и служба связи Мичман Чигаев.
Младший Офицер Подпоручик Бардаш.
Казначей Прапорщик Скарлато.
Врач Надв. Советник Герман.
Делопроизводитель Титул. Сов. Платт.
Примечание: Мясоедов-Иванов Сергей Викторович (24.09.1876 – ?)
Из потомственных дворян. Православного Вероисповедания.
Отец: Виктор Андреевич Мясоедов-Иванов (1841-1911), с 1900 г. Товарищ Министра путей сообщения, Член Комитета Министров. Сенатор. Член Государственного Совета.
Мать: Надежда Викторовна, урожденная Звенигородская.
Жена: Анастасия Алексеевна, урожденная Суворина, дочь А. С. Суворина, издателя "Нового Времени".
В службе с 1895 года…
У Александры Викторовны Богданович, очень информированной петербургской дамы (жена Генерала от Инфантерии Евгения Васильевича Богдановича (1829-1914), Члена Совета Министра внутренних дел, Старосты Исакиевского собора, патриотического писателя, одного из основателей "Союза Русского Народа" и т. д.; в молодости служившего на флоте) есть запись от 22.03.1910 года:
"Сегодня Клейгельс рассказал доверительно про ту роль, которую играет Мясоедов-Иванов (моряк) у царицы-матери и у ее сестры – королевы английской, есть даже фотография, где они втроем изображены, но позы их описывать не приходится. Вел. кн. Ксения Александровна накануне развода с мужем пишет очень часто Мясоедову-Иванову самые дружеские записки. <…>".
БОЕВЫЕ ПОТЕРИ:
Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы:
Киселев Иван Павлович, лейтенант Морского гвардейского экипажа, артиллерийской команды. Ранен 26 августа при Бородине.
Лист Адам Иванович, лейтенант Морского гвардейского экипажа, командир артиллерийской команды. Ранен 26 августа при Бородине.
Последним командиром экипажа был контр-адмирал Великий князь Кирилл Владимирович.
Во время Февральской революции он, с красной гвоздикой в петлице, привел моряков в Таврический дворец и передал экипаж в распоряжение Государственной Думы.
См. также:
- ПЕРЕЛЕШИН, ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, АДМИРАЛ, ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТ.
Скачать книгу Л.А.Малышева по истории Гвардейского экипажа: | |
- "Морской Гвардейский Экипаж. 300 лет. История и современность", 2011 г. - - |
|
- "Создание морской гвардии в России (1690-1918 гг.)" , 2014 г. 1 часть - 2 часть - |
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.