star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya

Яхта

Яхты
 

Яхта – парусное, моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3000 т, предназначенное для спортивных или туристических целей.

Существуют однокорпусные, двухкорпусные (катамараны) и трехкорпусные (тримараны) яхты.

Количество мачт от одной и более с различным парусным вооружением.

Прогулки на воде составляли уже издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Правители и богатые люди Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездов. Во времена могущества Венецианской республики водяной спорт был в очень большом ходу; тут же упоминаются в истории первые состязания в скорости хода увеселительных судов (гонки, так назыв. regatta), с присуждением призов скорейшему из судов. Наибольшее развитие водяной спорт получил в Англии - как в стране, могущество которой основано всецело на мореплавании. Та же любовь к морю перешла с англосаксонскими переселенцами и в Америку (Северо-Американские штаты), и выработанные в двух этих государствах образцы увеселительных судов.

Яхты послужили основой для постройки Яхт во всех других государствах, где нарождались любители водяного спорта. 

В настоящее время все виды судов для последней цели можно разделить на 3 категории: 

Яхты парусные, 

Яхты с двигателями и 

гребные гоночные суда. 

Характер парусных Яхт зависит от того, предназначаются ли они для морских прогулок или для плавания в устьях рек, в защищенных рейдах и т. д. 

Морские парусные Яхты первоначально представляли собой небольшие мореходные суда, с косым вооружением, как позволяющим управляться небольшим количеством экипажа. С течением времени образование корпуса этих Яхт стали изменять: с одной стороны обводы судна делались острее для уменьшения сопротивления воды; с другой стороны мидель шпангоут стали делать полнее у ватерлинии и острее у киля, для большей остойчивости и возможности нести большую парусность; для этих же целей стали делать постоянный (лекальный, т. е. отлитый по форме трюма судна) балласт, а впоследствии устраивали кили из чугуна или свинца. При дальнейшем прогрессе постройки Яхт (в 80 - 90-х годах XIX в.) стали различаться два стремления: английские яхтсмены стали делать Яхты для получения большей скорости очень узкими, увеличивая остойчивость балластом и металлическим килем; американцы же достигли большей остойчивости и возможности нести большую парусность уширением Яхт. 

Теоретические чертежи Яхт этих систем отличались тем, что у англичан очертание ватерлиний было очень острое, у американцев же - батоксы пересекались с уровнем воды под очень острым углом. 

Вместе с эволюцией очертаний шпангоутов изменялся и контур Яхт по диаметральной плоскости. 

Для увеличения поворотливости дейдвуды срезались, ахтерштевень делался наклонным, пока контур диаметральной плоскости не достиг вида треугольника, опущенного вершиной вниз, одна сторона которого представляла собою ахтерштевень, другая - киль и форштевень. 

В конце XIX и начале XX вв. американская и английская системы сошлись между собою, образовав новый тип Яхт с так называемым бульбовым килем: этот тип имеет корпус Яхт снизу яйцевидный, но с заостренным концом; киль представляет собой лист железа с свинцовым балластом по нижней его кромке в виде сигары. Руль делается висячим, железным, иногда балансирным. 

В этом типе имеется и наибольшая остойчивость, наименьшее сопротивление поворотам, вместе с достаточной остротой для скорости хода. Крепость рангоута и такелажа рассчитывается таким образом, чтобы при шквале сломался рангоут, но Яхта не перевернулась бы. Парусность, при большой остойчивости, допускается, конечно, огромная, причем для легкости, паруса часто изготовляются из шелковой парусины. 

Наибольшее значение в истории Яхт имеют гонки, причем каждый новый тип стремились делать так, чтобы он мог выиграть приз. 

Для уравновешения шансов гонки Яхт различной величины существуют правила измерения Яхт, по результатам которого время гонки для каждой Яхты изменялось; правила эти также имели влияние на конструкцию Яхты, так как чем больше Яхта, тем вообще легче достигнуть большого хода; поэтому строители старались дать такие размеры Яхты, чтобы при большей величине результат измерения был бы наименьший. 

Вообще в яхтах, как и во всяком другом виде спорта, увлечение гонками так сильно занимает спортсменов, что из-за них пренебрегали даже правилами безопасности постройки, отчего нередко Яхты погибали или терпели сильные аварии. 

Яхты, плавающим в устьях рек, озер и др. защищенных местах, строятся несколько иного типа. Из-за мелководья нельзя везде делать глубокий металлический киль, отчего последний у этого типа делался выдвижным, из железного листа, в виде сектора, вращающегося около вершины в особом плоском колодце по середине судна. 

Во время прохода мели киль поднимается, на глубоком же месте опускается вниз, выходя из деревянного киля наружу в виде треугольника; площадь последнего настолько велика, что из-за сопротивления воды уменьшает крен. 

Вооружение Яхт, как сказано выше, почти исключительно косое: шхунское, тендера, иола (тендер без топселя, иногда с одним стакселем - косым фоком - в носу); иногда при вооружении иола делается небольшая кормовая мачта с выносной бизанью. 

Небольшие беспалубные и полупалубные Яхты имеют ту же парусность, что и гребные суда. 

Небольшие прибрежные и озерные Яхты делаются часто вида сильно отличающегося от обычного типа судов: напр. шарпи, катамараны, байдарки и т. д. 

Шарпи имеет корпус плоскодонный, сечением в виде трапеции; нос заострен, корма широкая; имеет иногда выдвижные кили и балласт в виде мешков с песком; мачт 1-2; с парусами треугольными; катамаран - судно из двух длинных и узких корпусов, на которые наложена сверху связующая их рама; мачта 1, с треугольным парусом. Такое же судно, небольшой величины, с рамой, на котором помещается обыкновенный стул для одного пассажира, действующего двусторонним веслом, носит название лыж и часто применяется на тихих озерах, прудах и т. д. 

Байдарки - эскимосские шлюпки - делаются для 1 пассажира, сидящего на дне этой длинной и узкой шлюпки, крытой сверху кожей или парусиной; гребля производится одним двусторонним веслом. Байдарки часто снабжаются 1 - 2 бамбуковыми мачтами, с такими же рейками и парусами. 

Яхты с двигателями раньше делались паровыми, в последнее же время - с моторами: керосиновыми, бензиновыми или спиртовыми; второе топливо, как опасное, и, последнее, как слишком дорогое, применяются реже первого. 

О Яхтах существует весьма обширная литература, причем имеются специальные периодические издания, например французское «Le Yacht», английское «Yacht» и т. д. 

О постройке парусных Яхт одним из лучших сочинений считается Dixon'a Kemp'a, «The Yacht's architecture», переведенное в 90-х гг. на русский язык; отдельные описания Яхт разбросаны между прочим в журналах «Морской Сборник» и «Русское Судоходство».

Яхты императорские. 

Для совершения морских поездок правители различных государств имеют специальные суда, тоже называющиеся Яхтами. 

Император Николай II и Александра Федоровна на яхте "Штандарт"
Император Николай II и Александра Федоровна на яхте "Штандарт"

В России имеются 6 Яхт императорских: «Штандарт» (дл. 370', шир. 50' - 6, осадка 20', водоизмещение 5600 т., скорость хода 20 узлов); «Полярная Звезда» (дл. 315 ' - 6", ширина 46', ос. 19' - 7", водоизмещение 3600 т., скорость 191/2 узлов); обе эти Яхты служат для морских поездок Царской семьи; для рейдовых поездок имеются: «Александрия» (228 т. водоизмещение и 12 узл. хода); «Царевна» (806 т. вод. и 13 узл. хода); «Марево» (58 т. вод. и 101/2 узл. хода); «Стрела» (дл. 184 ' - 6", шир. 22' - 3", осадка 6', вод. 1400 т. и 18 узл. хода) построена специально для Августейшего генерал-адмирала. 

Суда эти по типу и по внутреннему устройству вполне соответствуют своему названию и хотя числятся в списках русского военного флота и носят на себе пушки (не более 75 мм. калибра, для салютов), но боевого значения не имеют. 

В некоторых государствах Яхты государей могут, в случае надобности, служить и военными судами; например в Германии императорская Яхта «Hohenzollern» (дл. 381' - 10", шир. 45' - 11", ос. 16' - 1", вод. 3400 т., скор. 22 узла) вооружена 3-мя орудиями калибра в 105 мм, 12 скорострелками, 4-мя пулеметами и имеет 3 минных аппарата.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Яхта"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Голубка, яхта
  • - Барк
  • - ВИВАТ
  • - В Швеции нашли затонувшую 300 лет назад яхту Петра Первого
  • - Боты подвозные
  • - Учебные суда в Российской императорской армии
  • - Нипе, сражение при
  • - Бакштаг


  • Название статьи: Яхта


    Автор(ы) статьи: Р. Л-н

    Источник статьи:  Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь (Х-Я); Морской биографический словарь. «Шико». Луганск. 2008

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Справочная книжка «Военные Флоты», изд. Великого князя А. М. (выходит через 2 - 3 года). 


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru