Данилов Кирша
Данилов, Кирша (Кирилл), предполагаемый составитель носящего его имя сборника былин и песен.
Биография его совершенно неизвестна. Предполагается, что это казак из образованных Запорожцев; собиратель народных сказок и песен, живший во время Петра Первого; оставил самый ранний в России сборник произведений народного творчества.
Попытки исследователей извлечь из содержания сборника какой либо биографический материал оканчивались неудачей, и хотя в различных энциклопедических словарях (Плюшара, Березина и др.) и сообщается якобы его биографиям роде того, что он был малороссийский казак, родился около Киева в XVIII ст. (в конце), жил долгое время к Сибири и там собирал и сочинял песни, но все это слишком мало обосновано и гадательно. Неизвестно даже ему ли принадлежит самое собрание песен, так как лишь первый издатель сборника, Якубович, видел на заглавном листе имя Кирши Данилова (затем этот лист потерялся), да в одной из песен встречается упоминание о «похмельном молодце Кирилле Данилове». Поэтому вопрос о принадлежности сборника Кирше Данилову остается открытым; во всяком случае, он был лишь собирателем песен, а не сочинителем, как думал Калайдович.
Более известна любопытная история его рукописи. Самая рукопись написана в лист на 202 стр., скорописью, четким почерком, без знаков препинания и без разделения на стихи. Над каждой песней помещены ноты для игры на скрипке. Всех песен около семидесяти, большая часть из них былины и исторические песни, значительно меньшая шуточные и сатирические стихотворения. Списан этот сборник был, по словам Калайдовича, в конце первой половины XVIII ст. для известного владельца заводами на Урале, Демидова, от него рукопись перешла к Хозикову, а тот передал ее почт-директору Ключареву, который и поручил издать ее служившему под его начальством Якубовичу. Якубович выбрал «лучшия, по его мнению, стихотворения» и издал их в 1804 г. в Москве, под заглавием: «Древния Российские Стихотворения». Остальные он предполагал издать после, во второй части, но обстоятельства помешали этому. Издание вследствие этого вышло неполным и притом было слишком неточно, так как Якубович не задумывался «исправлять» орфографию песен.
В 1816 г. известный любитель древностей, гр. Н. П. Румянцев приобрел эту рукопись в собственность, и через два года она была издана Калайдовичем, под его редакцией и с обширным предисловием под заглавием «Древния Российские Стихотворения, собранные Киршею Даниловым», и вторично издана, с прибавлением тридцати пяти песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева. М. 1818 г. «Это издание тоже нельзя назвать полным, так как автор сборника, по словам его издателя, «пресыщенный дарами Бахуса и мечтаниями о сладострастных вакханках, терял совершенно уважение к стыдливости». Поэтому, кроме отдельных пропусков, Калайдович выкинул вовсе девять песен: семь — по их непристойному содержанию и две по «неприличному смешению духовного со светским! Несмотря на свою неполноту и на не совсем удачные исправления, сделанные кое-где издателем, это издание для последующих исследователей имело огромную важность, так как рукопись вскоре бесследно пропала. Последующие издания сборника могли быть поэтому лишь перепечаткой издания Калайдовича. Таковы были «Древния Российские Стихотворения, собранные Киршею Даниловым»! Издание третье комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел М. 1878 и «Древния российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», изд. Суворина (Дешевая Библиотека № 237).
Исследователи давно примирились уже с потерей рукописи, когда счастливый случай помог найти ее. В 1894 г. заведывающий земскими школами Богородицкого уезда Тульской губ., М. В. Чехов, приводя в порядок библиотеку гр. М. Р. Долгорукова, нашел рукописный сборник К. Данилова, исчезнувший пятьдесят слишком лет тому назад.
В библиотеку кн. Долгорукова он попал вероятно следующим образом. Кн. Долгоруков приходится внуком Малиновского, бывшего человеком близким к Румянцеву. По всей вероятности, Малиновский взял его из библиотеки Румянцева, и потом рукопись у него так и осталась. Что это действительно, та самая рукопись, которую издавали Якубович и Калайдович видно из надписи наверху 98 л. рукой Калайдовича «Подарок прокурором Степановым К. Калайдович», к тому же и внешность её вполне совпадает с описанием Калайдовича.
Первое исследование над вновь найденной рукописью сделал П. П. Шеффер и в своей «Заметке о сборнике Кирши Данилова» он дал несколько новых данных. Прежде всего, точно установлен год, ранее которого этот сборник не мог быть написан; это 1780 и 1781 года, как видно из водяного знака бумаги, на которой написана большая часть сборника (отдельные песни записаны, впрочем, ранее, так как уже в 1786 г. Демидов послал известному историку Миллеру, по его просьбе, одну песню, которая в неизменном виде находится и в сборнике К. Данилова). Даже, это, несомненно, копия, а не оригинал, как думали раньше, потому что невозможно так гладко и таким почерком записать песню со слов певца. К тому же ноты сильно переиначены. Несомненно, их механически переписывал человек, совершенно незнакомый с музыкой.
Несмотря на то, что «стихотворения» К. Данилова изданы около ста лет тому назад и что после них появился целый ряд гораздо более полных сборников Киреевского, Рыбникова, Гильфердинга и др., они идо сих пор не утратили своей ценности, а в свое время имели, несомненно, огромное значение, как единственный памятник нашего народного эпоса, не подвергшийся переделкам и искажениям, которые были так обычны в то время.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.