Тевтонский Орден. История и Наследие.
15."Братья-священники"
"Братья-рыцари" ((Priesterbrueder) и "братья-сарианты" (Sariantsbrueder) Тевтонского Ордена, будучи монахами, несли военную службу, различаясь по сословным признакам. Но, наряду с "братьями-рыцарями" и "братьями-сариантами", в Тевтонский Орден входили также "братья-священники" (а не "братья-монахи", как иногда неправильно утверждают - ибо монахами являлись все полноправные члены Ордена Девы Марии). Для "братьев-священников" Ордена Пресвятой Девы Марии происхождение из того или иного сословия значения не имело. "Братом-священником" мог стать как дворянин, так и простолюдин. Численность "братьев-священников" (приносивших, в отличие от "братьев-рыцарей" и "братьев-сариантов", только три "классических" монашеских обета - нестяжания, безбрачия и послушания, но не приносивших обета ратоборствовать против язычников) довольно сильно колебалась в различные периоды истории Ордена Девы Марии, но они на протяжении долгого времени уступали "братьям-рыцарям" как в числе, так и во влиянии.
В силу своего статуса "братья-священники" обычно не принимали участия в прямых боевых столкновениях с неверными. Тем не менее, их существование отнюдь не было тихим и безмятежным. В военных походах "братья-священники" неизменно сопровождали орденское войско, разделяя с воинами Христовыми все тяготы и трудности походной жизни, и в то же время неустанно вели миссионерскую деятельность на покоренных территориях, населенных язычниками. Мало того! Иные братья-священники, по собственному почину, получив благословение Верховного магистра, отправлялись нести Слово Божие язычникам на еще не христианизированные территории, и нередко погибали от рук язычников. Многие из них приняли мученический венец за Христа и Христианство. Если язычникам удавалось разбить орденское войско, они обычно никого не оставляли в живых, предпочитая сжигать пленных заживо в жертву идолам. Но если у рыцаря или сарианта, попавшего в руки нехристей, имелся хоть какой-то шанс быть выкупленными или обмененными, то "брата-священника" во всех случаях ждала верная, мучительная смерть.
В орденской хронике описан подвиг некоего "брата-священника", спасшего своих братьев по Ордену Девы Марии от смерти, дав им возможность скрытно бежать из осажденной язычниками крепости. Этот старый и больной "брат-священник") а не рыцарь, как ошибочно утверждается в некоторых книгах и статьях, посвященных истории Тевтонского Ордена), у которого отнялись ноги, так что он мог передвигаться лишь с невероятным трудом, каждый канонический час звонил в колокол, делая вид, что собирает орденский гарнизон на богослужение, тогда как "тевтоны" в действительности уже давно скрытно покинули обреченную крепость. В конце концов язычники распознали его хитрость и замучили немощного старика, оправдавшего своим подвигом слова Священного Писания: "Нет любви больше той, как если кто положит душу свою за други своя".
Как уже говорилось выше, среди "братьев-священников" Ордена Пресвятой Девы Марии были выходцы как из дворянского сословия, так и из простонародья. Согласно Уставу, они носили черную рясу, а поверх рясы (начиная с 1244 года) - белую мантию с черным орденским крестом (так что часто встречающееся утверждение, будто "только "братья-рыцари" Тевтонского Ордена были вправе носить белый плащ с черным крестом" на поверку также оказывается неверным!) и выстригали на макушке тонзуру, как и все римско-католические священники того времени. Бороду "братья-священники" Тевтонского Ордена, судя по сохранившимся иллюстрациям, стали носить лишь в конце XV века (в то время, как тевтонским "братьям-рыцарям" носить ее с самого начала предписывалось Уставом, как и рыцарям Ордена тамплиеров, поэтому поляки и литовцы именовали их "бородачами"; бороды "тевтонов", срезанные с трупов "орденских братьев" вместе с кожей подбородка, были излюбленными трофеями прусских и литовских язычников, украшавших ими сбрую своих боевых коней). Никакого оружия "братьям-священникам" по Уставу, разумеется, не полагалось.
16."Серые плащи"
Третью группу членов Тевтонского Ордена составляли уже упоминавшиеся нами выше "сарианты", или "услужающие братья", по-немецки: dienende Brueder (именуемые по цвету их одежды "серыми плащами", по-немецки: Graumaentler) - "слуги (динеры) Ордена" в самом широком смысле этого слова. "Услужающие братья" набирались из незнатных сословий, но, тем не менее, являлись полноправными воинами. Впрочем, часть из них, так называемые "кнаппен(ы)", служившие "денщиками" (нем.: "лейббуршами") и оруженосцами у "братьев-рыцарей", могли быть как незнатного, так и знатного рода. В последнем случае они почти всегда могли надеяться на то, что их, в свое время, также посвятят в рыцари Тевтонского Ордена, в первом случае такая надежда была весьма слабой (хотя все-таки была). В бою "братья-сарианты" (лат.: "фратрес сервиентес", нем.: "сариантсбрюдер") могли исполнять функции младшего командного состава, возглавлять отряды ополчения принадлежавших Ордену Девы Марии земель, причем сражались не только в пешем, но и в конном строю.
Так, например, именно "братья-сарианты" составляли основную часть орденского войска, разбитого Святым Благоверным князем Александром Невским в "Ледовом побоище" на льду (или у берегов) Чудского озера в 1242 году. Согласно уставу, в мирное время "сарианты" занимали низшие административные должности - ведали конюшнями, кузницами, сбруей, обмундированием, служили воинами, оруженосцами и т.д. и т.п.
По Уставу "услужающим братьям" разрешалось приносить не обязательно пожизненный, но и временный обет служения Ордену Девы Марии. Это послабление облегчало обеспечение набора достаточного количества "услужающих братьев" в войско перед военными походами, тогда как в периоды затишья нужда в них порой отпадала. В соответствии с требованиями орденского Уставу "услужающие братья" носили кафтаны, полукафтанья и плащи не белого, а серого цвета. Cуществует глубоко укоренившееся и широко распространенное заблуждение (разделявшееся прежде и автором данных строк), согласно которому серые плащи, кафтаны, полукафтанья (и даже щиты!) "братьев-сариантов" Тевтонского Ордена были якобы украшены черным крестом без верхнего конца (так называемым "донаторским", или "донатским" крестом", "Крестом Святого Антония", или "Тау-крестом", имевшим форму заглавной буквы "Т"), и что, соответственно, попоны боевых коней у конных "сариантов" также были не белого (как у братьев-рыцарей), а серого цвета, с черным "Тау-крестом".
В действительности "братья-сарианты", являвшиеся совершенно полноправными членами Тевтонского Ордена, носили на кафтанах, полукафтаньях, плащах и вооружении обычный черный орденский крест (в отличие от "полубратьев" и "фамилиаров" Ордена, действительно носивших "Тау-крест"; но о них пойдет речь далее).
Вооружение братьев-"сариантов" (меч, копье, кинжал, топор, клевец-чекан и булава) было добротным, удобным и качественным, почти ни в чем не уступая рыцарскому. Однако их доспехи в большинстве случаев были легче рыцарских, вследствие чего "сарианты" обычно составляли среднюю конницу Ордена Девы Марии.
17."Полубратья" и "фамилиары"
Как уже упоминалось выше, существовала и еще одна категория членов Тевтонского Ордена - так называемые "полубратья" (лат.: "семифратрес"). В эту категорию зачислялись некоторые союзники "кавалеров Святой Девы Марии" и "благодетели" или "донаторы" (или, выражаясь современным языком, спонсоры Ордена). Главные задачи подавляющего большинства "полубратьев" (приносивших при вступлении в Тевтонский Орден обеты целомудрия, послушания и бедности и вносившие в качестве вклада всю свою движимость и недвижимость) лежали в сфере хозяйственной деятельности в орденских имениях. "Семифратеры" занимались сельским хозяйством, уходом за скотом и тому подобными важными делами, снабжая Орден Девы Марии всем необходимым, но не будучи обязаны ему военной службой, к которой "полубратья" привлекались только в самых крайних случаях (при нападениях неприятеля на имение, в котором они трудились на благо Ордена, в случае острой нехватки воинов после тяжелого поражения, связанного с большими людскими потерями, и т.д.). В отличие от "братьев-рыцарей", "полубратья" (подобно "сариантам" и священникам) брили усы и бороду.
Ниже "полубратьев" в орденской иерархии находились так называемые "фамилиары" (то есть "члены орденской семьи", именуемые одно время - в XIX веке - "марианами" или "марианцами"). "Фамилиары" не принимали монашеского пострига, вели обычную мирскую жизнь за пределами орденских "комменд" (уже упоминавшихся нами выше замков-монастырей), не выходя из своего сословия, но должны были выполнять определенные обязанности по отношению к ордену Девы Марии. В их число входили светские рыцари-вассалы Тевтонского Ордена и арендаторы орденских земель, обязанные являться по призыву орденских властей "людно, конно и оружно" в случае войны, управители орденских мельниц, странноприимных домов, постоялых дворов и пр.
В знак своей принадлежности к Ордену Девы Марии "фамилиары", подобно вышеупомянутым "полубратьям", носили черный "половинчатый (половинный) крест" в форме буквы "Т", или "Тау", ("крест Святого Антония").
Если "фамилиары" умирали, не оставив наследников, их имущество наследовал Тевтонский Орден.
Кроме того, существовал институт "орденских сестер", то есть монахинь, приносивших орденские обеты и проживавших в монастырях, подчинявшихся Верховному магистру. Институт тевтонских "орденских сестер" угас в эпоху Реформации и был восстановлен лишь в XIX веке. Для выполнения определенных работ (например, в госпиталях или орденских хозяйствах) разрешалось привлекать и особ женского пола, именовавшихся "полусестрами" (по аналогии с "полубратьями" Тевтонского Ордена).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!